Павильон №51 Мясная промышленность

Павильон №51 Мясная промышленность

СВАО, Мира просп., дом 119, строение 51
Самый большой из торговых павильонов ВСХВ был построен для пищевого продукта, который в СССР ценился выше всего, – мяса. Проектированием павильона занимался профильный институт Министерства мясной и молочной промышленности (архитекторы В. М. Лисицын и С. Г. Чернобай).
star-icon
3.1
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
объект культурного наследия федерального значения
Архитектурный стиль:
Сталинский ампир
Годы постройки:
1954
Архитекторы:
В.М. Лисицын,С.Г. Чернокай
Назначение постройки
Павильон

Информация о здании

Самый большой из торговых павильонов ВСХВ был построен для пищевого продукта, который в СССР ценился выше всего, – мяса. Проектированием павильона занимался профильный институт Министерства мясной и молочной промышленности (архитекторы В. М. Лисицын и С. Г. Чернобай). Первоначально павильон назывался «Главмясо», в 1956 г. его изменили на «Мясную промышленность». С тех пор название павильона, размещенное на фасаде, остается неизменным. Вводный зал павильона представляет собой единое помещение во всю высоту здания, не разделенное на этажи, освещенное вертикальными окнами главного фасада и стеклянным куполом. Две парадные мраморные лестницы сразу настраивают посетителей на торжественный лад, создавая обстановку небольшого дворца. Главную стену украшает живописное панно, изображающее пейзаж с мирно пасущимися коровами на косогоре; впрочем, официальное название панно таково: «Крупный рогатый скот направляется на мясокомбинат». На стенах расположены керамические картины с видами крупнейших мясокомбинатов СССР. Также в залах второго этажа прекрасно сохранились фаянсовые панно с изображениями птиц, оленей, овец, свиней и быков, а также хрустальные люстры, зеркала, двери и мебель из орехового дерева. В одном из залов был даже установлен небольшой керамический фонтан, который также сохранился, за исключением украшавшей его группы поросят. Высокая степень сохранности интерьеров выгодно отличает «Мясную промышленность» от большинства павильонов ВДНХ, ведь в советское время внутреннее оформление павильонов легко уничтожалось вслед за изменениями в их тематике. На первом этаже павильона за большими стеклами работали два демонстрационных зала с автоматами по производству котлет, сосисок и сарделек (слева), а также пельменей и пирожков (справа). На втором этаже находились закусочно-дегустационный зал (справа) и магазин готовой продукции (слева). Павильон «Мясная промышленность» знаменит своей скульптурной группой на крыше, напоминающей о мифологическом подвиге Геракла – укрощении критского быка. Работник мясокомбината в спецодежде, немного откинувшись назад, придерживает на цепи громадного быка. Тот спокойно и пристально смотрит вниз, одна его нога приподнята, как будто он собирается спрыгнуть с карниза (скульптор Н. А. Конгисер). Силуэт быка прекрасно читается из запрудной части выставки. Именно этот ракурс вдохновил известного художника-концептуалиста А. Монастырского на его программный текст «ВДНХ – столица мира». Еще четыре головы быков расположены на фасаде павильона, являясь переходными элементами между колоннами и антаблементом. Эта композиция создана по образцу знаменитого памятника персидского искусства – капителей колонн Артаксеркса II в городе Сузы, которые изображают передние части быков с подогнутыми ногами. С задней стороны к двухэтажному павильону пристроена трехэтажная подсобно-производственная часть. В постсоветское время тут располагались различные офисы. В 1954 г. еще две скульптуры быков с огромными рогами стояли на невысоких постаментах по бокам от входа в павильон. Они украшали довоенный предшественник павильона, который тоже назывался «Главмясо» и стоял неподалеку. До наших дней эти скульптуры не сохранились, остались лишь постаменты.
Автор статьи: Павел Нефедов
Распечатать статью

Интересное рядом (3)

ВДНХ, Павильон 13
icon
Здание было облицовано туфом и напоминало вырубленный в горах Армении храм.
СВАО, Мира просп., дом 119, строение 13
Фонтан Каменный цветок
icon
Украшение центральной площади ВДНХ, фонтан «Каменный цветок» создан в 1953-1954 гг. Это самый большой фонтан выставки, расположенный на ее главной планировочной оси. Авторами фонтана являются архитектор К.Т.Топуридзе и скульптор П.И.Добрынин.
Просп. Мира, 119, стр. 448
star-icon
3.3