Усадьба «Нескучное»

Усадьба «Нескучное»

Ленинский просп., дом 18, корпус 2 и корпус 2, строение 1; Ленинский просп., дом 20, корпус 2; корпус 2, строения 1 и 3
Шаболовская

После победы над Наполеоном и войны 1812 года в Москве прочно воцарился ампир, главными чертами которого стали величественность, изысканность, монументальность. Это зримо отразилось на облике строившихся в то время зданий: все четыре двухэтажных служебных корпуса, сосредоточившихся в северной части нынешнего Нескучного сада, были победоносно устремлены торцевыми фасадами в сторону Москвы-реки.

Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
объект культурного наследия федерального значения
Архитектурный стиль:
Ампир
Годы постройки:
XVIII-XIX вв.
Архитекторы:
Е.Д. Тюрин
Назначение постройки
Городская усадьба

История здания

В середине XVIII века здесь располагалось имение Прокофия Акинфиевича Демидова, известного благотворителя, мецената, сына уральского горнозаводчика А.Н.Демидова. Он построил дворец и разбил при нем великолепный ботанический сад.

С 1796-1808 годы, при следующем владельце – графе Алексее Григорьевиче Орлове-Чесменском – дом Демидова был перестроен, в нем появился целый ряд новых архитектурных сооружений. В частности, был создан «комплекс хозяйственных построек, благоустроен парк, в котором появились павильоны, мостики и грот. Именно эта усадьба стала основой для создания летнего Александринского дворца, предназначенного для супруги императора Николая I Александры Федоровны», - писали И.К. Бахтина и Е.Н. Чернявская в своей книге «Загородные усадьбы Москвы». Позже имение и соседние усадьбы Голицыных и Трубецких-Шаховских выкупил император Николай I, который, объединив их в одно большое владение, и дал ему название Нескучный сад. 


Во второй половине XVIII века, при графе Орлове-Чесменском, один из служебных корпусов был задуман как манеж с прилегающими к нему конюшнями и оранжереями. Пройдет время, и он превратится в зал приемов при Александринском дворце. Именно в это здание много лет спустя, уже в советское время, из Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга) переехал Минералогический музей, носящий имя академика А. Е. Ферсмана. Музей, основанный в 1726 году как минералогический кабинет Кунсткамеры, с 1725 года находится в ведении Российской академии наук. Основная коллекция музея насчитывает более 150 тысяч экспонатов.

Господствующий стиль и архитектура

Параллельно с реконструкцией Александринского дворца (ныне являющегося объектом культурного наследия федерального значения) в 1833–1834 годы перестраивались и другие служебные корпуса. Автором проекта был выдающийся архитектор и коллекционер Евграф Дмитриевич Тюрин, благодаря которому ансамбль Александринского дворца в Нескучном саду обрел поистине уникальный облик. Авторский стиль Тюрина, прославившегося перестройкой Большого Кремлевского дворца, вошел в историю архитектуры, до сих пор не переставая восхищать ценителей прекрасного. Архитектор, чьей миссией было трудиться над восстановлением храмов и дворцов после московского пожара 1812 года, получил наибольшую известность как автор кафедрального Богоявленского собора на Елоховской площади, церкви св. Татьяны на Моховой, а также «нового» Аудиторного корпуса Московского Университета.

После победы над Наполеоном и войны 1812 года в Москве прочно воцарился ампир, главными чертами которого стали величественность, изысканность, монументальность. Это зримо отразилось на облике строившихся в то время зданий все четыре двухэтажных служебных корпуса, сосредоточившихся в северной части нынешнего Нескучного сада, были победоносно устремлены торцевыми фасадами в сторону Москвы-реки. Между ними располагалась алея, ведущая к одним из ворот Нескучного сада. Нынешняя ограда и ворота были возведены в 1935 году по проекту архитектора В.А. Доманова.

Общая композиция фасадов была решена в едином архитектурном стиле. На авансцену, как и положено по определению, выдвинулся ризалит (от итал. risalita «выступ») с парадным входом, заканчивающимся полукруглой аркой архивольт, искусно усиливающей мощное впечатление от арочной дуги. Примерно до середины фасад декорирован рустованными камнями. Строго и изящно.

Под стать внешнему декору выполнен и интерьер Минералогического музея, представляющего собой большой зал с обилием арочных окон по боковым стенам, античным потолком и внутренними колоннами. В центре зала расположены столы и стенды с экспонатами. Обилие света и торжественность ампирной обстановки придают коллекции дополнительную эстетическую ценность.

Другие служебные корпуса внешне решены также строго и эффектно, но с небольшими отличиями. Протяженные боковые фасады уступают по нарядности торцевым фасадам, но также выдержаны в стиле ампир. Помпезность расположения корпусов лучше всего считывается из глубины сада. Мощный эффект достигается за счет спуска к Москве-реке: двигаясь со стороны реки к центру композиции, создается ощущение восхождения к античному акрополю.

В 2022 году створки ворот главного въезда на территорию Александринского дворца, в котором обосновалась Академия наук РФ, установили на историческое место после реставрации. Парадные ворота Александринского дворца – отдельный, уникальный культурно-историческим объект. До начала реставрации ограда находилась в плачевном состоянии, беспокойство также вызывали накренившиеся пилоны. Мастерам удалось отреставрировать чугунные ворота и пилоны. Также разрабатывается проект реставрации Александринского дворца.

Автор статьи: Алексей Гизюк
Распечатать статью

Интересное рядом (9)

Часовня-усыпальница семьи Ураносовых
icon
Часовня, построенная по проекту архитектора Дмитрия Виноградова в 1897 году, располагается на почетном месте вблизи Большого собора Донского монастыря. Усыпальница — образец семейного некрополя конца XIX — начала XX века.
Донское кладбище
Шаболовская
star-icon
3.3
Главный павильон Постоянной всесоюзной строительной выставки
icon
Крестообразная конфигурация здания отражает популярную в идеологии советской архитектуры методику придавать социально-общественным зданиям символические очертания.
ЦАО, Фрунзенская 1-я ул., дом 3А, строение 1
Фрунзенская
Скульптура Сила комондора
icon
Произведение было создано в рамках фестиваля «Венгрия +» при поддержке Министерства Внешних экономических связей и иностранных дел Венгрии, а также Института Балашши – Венгерского культурного центра в Москве.
Центральный парк культуры и отдыха имени М. Горького
star-icon
3.3
Садовые мосты усадьбы "Нескучное"
icon
Предположение, что авторство большого и среднего мостов принадлежит архитекторам Тюрину и Мироновскому, в большей степени представляется ошибочным.
Ленинский просп., д. 20
ШаболовскаяПлощадь ГагаринаЛенинский проспект
Зеленый театр
icon
Основным требованием к проекту Зеленого театра было устройство открытой аудитории, рассчитанной на 20 000 мест, и достаточно большой эстрады.
Ул. Крымский Вал, д. 9, стр. 75
ФрунзенскаяШаболовская
star-icon
4.5
audioGuideОткрыть аудиогид
Ансамбль жилых домов, 1939-1940-е гг.
icon
Один из одиннадцати домов, включенных в комплекс АН СССР. Построен новым скоростным поточным методом.
ЮАО, Ленинский просп., дом 24
Площадь Гагарина
star-icon
3.2
audioGuideОткрыть аудиогид
Общественный туалет, арх. А. В. Власов
icon
Многие удивятся, но и туалеты бывают объектами культурного наследия.
Ул. Крымский вал, д. 9, стр. 47
ШаболовскаяОктябрьская (кольцевая)Октябрьская (радиальная)
star-icon
3.9
audioGuideОткрыть аудиогид
Ансамбль 2-й Градской больницы
icon
Главный больничный корпус (нач. XIX в., проект О. Бове) вошел в состав 1-й Градской больницы в 1959 г.
ЦАО, Ленинский просп., дом 10, корпус 2, 3
ШаболовскаяОктябрьская (кольцевая)Октябрьская (радиальная)
star-icon
3.3
Андреевский (Пушкинский) пешеходный мост
icon
Основой Андреевского моста послужил построенный в 1908 году железнодорожный мост, являвшийся частью малого кольца Московской окружной железной дороги.