История особняка Зинаиды Морозовой на Спиридоновке начинается задолго до его постройки. Ещё в середине XVIII века этим участком владел Илларион Гаврилович Воронцов. Позже здесь жил поэт Иван Дмитриев, которого неоднократно навещал Александр Сергеевич Пушкин. Затем владение перешло к брату писателя Сергея Аксакова, Николаю.
В 1893 году Савва Тимофеевич Морозов, один из крупнейших российских промышленников и меценатов, приобрёл это владение в качестве подарка для своей жены Зинаиды Григорьевны. Для создания проекта «семейного гнезда» Морозов обратился к молодому, но уже зарекомендовавшему себя архитектору Фёдору Шехтелю, ранее спроектировавшему для Морозовых дачу в Киржаче.
Шехтель предложил несколько вариантов будущего особняка, среди которых был и дом, стилизованный под английский неоготический замок. Савва Морозов, увлечённый англофил, два года изучавший химию в Кембридже, без колебаний выбрал именно этот вариант.
Строительство началось осенью 1893 года, но не обошлось без препятствий. Шехтель, отчисленный с третьего курса Московского училища живописи, ваяния и зодчества за прогулы, не имел права вести строительство в черте города. Поэтому все 600 листов чертежей подписывал его помощник Иван Кузнецов.
Для декоративного оформления дома Шехтель пригласил тогда ещё малоизвестного художника Михаила Врубеля. Вместе они кропотливо трудились над усадьбой целых четыре года. Строительство было полностью завершено в 1898 году.
Особняк Морозовой сразу выделялся среди привычных построек XIX века. Остроконечные шпили, горгульи на водосточных трубах и по краям террас, стрельчатые окна – всё это создавало образ средневекового европейского замка в центре Москвы. «Смысловым центром» здания стала двухэтажная «башня-донжон», а сам особняк, вопреки традициям того времени, был расположен в глубине участка.
Шехтель мастерски играл с объёмами и формами, создавая здание, которое предстаёт перед зрителем в постоянно меняющихся ракурсах. Особняк имеет не один, а сразу несколько парадных фасадов, что стало возможным благодаря новаторским приёмам, ставшим впоследствии характерными для модерна Шехтеля.
Внутреннее убранство дома поражало богатством и вниманием к деталям. Михаил Врубель создал для особняка знаменитый витраж «Встреча рыцаря-победителя», а также расписал несколько залов. В доме были комнаты, оформленные в стилях рококо и ампир.
В 1909 году, после трагической гибели Саввы Морозова, здание было продано предпринимателю и коллекционеру Михаилу Павловичу Рябушинскому. В 1912 году по его заказу художник Константин Богаевский создал для большой гостиной три живописных панно: «Даль», «Солнце» и «Скала».
После революции особняк занял губернский продовольственный комитет, а с 1929 года – Наркомат иностранных дел. С тех пор и по сей день в историческом здании располагается Дом приёмов МИД России.
В 1995 году в особняке произошёл сильный пожар, уничтоживший значительную часть исторических интерьеров. Однако благодаря оперативным и профессиональным действиям реставраторов, здание было восстановлено в кратчайшие сроки. Уже в 1996 году здесь прошла историческая встреча стран «Большой восьмёрки».
«Внешний вид… дома напоминал мне скучный и огромный мавзолей. Дверь отворял большой усатый человек в костюме черкеса, с кинжалом у пояса… Внизу – гостиная чудесно расписана Врубелем, холодный и пустынный зал с колоннами розоватого мрамора, огромная столовая, с буфетом, мрачным, как модель крематориума, и во всех комнатах – множество богатых вещей разнообразного характера и одинакового назначения: мешать человеку свободно двигаться. В спальне хозяйки – устрашающее количество севрского фарфора: фарфором украшена широкая кровать, из фарфора рамы зеркал, фарфоровые вазы и фигурки на туалетном столе и по стенам, на кронштейнах. Это немножко напоминало магазин посуды».
Максим Горький, русский и советский писатель и публицист. «Савва Морозов»
Масштабная реставрация особняка Зинаиды Морозовой, начавшаяся в 2019 году, завершилась в конце 2021 года. Это была первая столь обширная реставрация фасадов за всю историю здания. Работы, начавшиеся в конце 2019 года, охватили более 60% поверхности наружной части особняка.
Реставраторы провели кропотливую работу по восстановлению многочисленных элементов декора: витражей, горгулий из шпиатра, химер. Был отреставрирован сложный парапетный декор на балконе, террасах и машикули основной башни (донжона) на восточном фасаде, а также фиалы в виде миниатюрных замков.
Особое внимание было уделено кровле. Материал был заменён на современный и долговечный цинк-титан, который благодаря своей высокой пластичности позволил сохранить сложную форму крыши. Также была воссоздана водосточная система.
Важной частью реставрации стало восстановление ограды, проходящей вдоль Спиридоновки. Завершающим штрихом стала новая архитектурная подсветка, которая в вечернее время эффектно подчёркивает объём здания и его детали, оставаясь практически незаметной днём.
Эксперты, участвовавшие в реставрации, отметили высочайшее качество строительных работ конца XIX века и удивительную сохранность основных конструкций и некоторых материалов, в частности, высокомарочного бетона того времени.
Успешное завершение реставрационных работ было высоко оценено профессиональным сообществом. Особняк Зинаиды Морозовой стал лауреатом конкурса «Московская реставрация – 2021».
Сегодня особняк Зинаиды Морозовой продолжает играть важную роль в политической и общественной жизни страны, оставаясь при этом одним из самых ярких образцов архитектуры московского модерна. Этот уникальный памятник, воплотивший в себе талант Фёдора Шехтеля и Михаила Врубеля, служит живым напоминанием о золотом веке русского меценатства.
Приложение «Узнай Москву» даёт возможность узнать историю возведения знаменитого особняка от самого Саввы Тимофеевича, знаменитого промышленника и мецената. В приложении откройте карточку объекта “Особняк Зинаиды Морозовой”, нажмите кнопку «Дополненная реальность» и погрузитесь в прошлое.
Виртуальный тур по объекту предоставлен для публикации ГлавУпДК при МИД России.






%20BEL_0521.jpg&w=1920&q=75)





