Скоропечатня товарищества Левенсона была основана в 1881 году Александром Александровичем Левенсоном и вскоре стала одной из ведущих типографий Российской империи. Печать книг, рекламных материалов и газетных изданий была важной частью её деятельности. Постепенно развиваясь, Левенсон принял решение расширить производство, построив новый комплекс зданий в Трёхпрудном переулке. Для этого был приглашён архитектор Фёдор Осипович Шехтель, один из главных мастеров русского модерна. В 1900 году в Трёхпрудном переулке появился небольшой средневековый замок.
Проект Шехтеля для скоропечатни Левенсона стал настоящей инновацией для своего времени. Административное здание, построенное в стиле модерн с элементами неоготики, одновременно решало как эстетические, так и функциональные задачи. Центральный фасад был украшен башнями и декоративными элементами, выполненными в виде растительных мотивов, что было характерно для стиля модерн. В то же время производственный корпус был построен с учётом передовых на тот момент технологий. Большие окна, металлические каркасы и минимализм в отделке позволили сделать здание удобным для работы типографии.
Типография Левенсона пользовалась популярностью благодаря высокому качеству продукции. Среди её клиентов были известные издатели, художники и литераторы. Например, здесь были напечатаны первые сборники стихов Марины Цветаевой, в том числе «Вечерний альбом». Здание стало символом инноваций в области печати и промышленного дизайна.
В наши дни технологии дополненной реальности, представленные в приложении «Узнай Москву», позволят узнать об истории уникального объекта непосредственно от цифрового двойника его создателя – архитектора Фёдора Шехтеля. Откройте приложение, нажмите на кнопку «Дополненная реальность» на странице объекта и погрузитесь в прошлое посредством самых современных технологий.
После революции 1917 года здание было национализировано и использовалось как государственная типография до середины XX века.
Реставрационные работы на объекте начались в 2013 году и длились до 2016 года. Основной задачей реставраторов было восстановление исторического облика здания, сохранив при этом все оригинальные элементы.
Первый этап реставрации включал исследование фасадов и их детальную реставрацию. Фасады административного корпуса были сильно повреждены и требовали значительных усилий для восстановления. Был проведён глубокий анализ штукатурных слоёв и лепных элементов, чтобы максимально точно воссоздать их первоначальный облик. Орнаменты на фасадах, включая барельефы и растительные мотивы, были очищены и отреставрированы. Также были восстановлены исторические надписи и символы, украшавшие фасад здания в начале XX века, включая герб Российской империи и эмблему типографии.
Башня была одной из наиболее сложных частей реставрации. Специалисты воссоздали центральное шатровое завершение здания, используя исторические чертежи и фотографии, сохранившиеся в архивах. Особое внимание уделялось флюгеру, который был важным декоративным элементом здания.
Внутренние работы также были крайне важны. Интерьеры административного корпуса, включая парадный вестибюль и кабинет Александра Левенсона, были тщательно восстановлены. Полы, выложенные метлахской плиткой, были воссозданы по аналогам, найденным в архивах. Стены вестибюля были очищены от многослойной краски, а оригинальная роспись стен была восстановлена с использованием традиционных известково-цементных растворов. Кабинет Левенсона, с его уникальным потолком, оформленным в стиле «турбион», был одним из ключевых элементов реставрации. Здесь были восстановлены электрические светильники и декоративные элементы, соответствующие стилю модерн.
Мраморная парадная лестница, соединяющая этажи, также была объектом пристального внимания. Лестница, украшавшая административное здание, была полностью восстановлена, а декоративный фонарь-медуза, который освещал лестничные пролёты, был воссоздан с помощью архивных данных и сохранившихся элементов декора.
Последним этапом реставрации стало обновление инженерных коммуникаций и приспособление здания к современным условиям эксплуатации. При этом все работы проводились с учётом сохранения исторической аутентичности здания.
Сегодня здание скоропечатни Левенсона используется как деловой и офисный центр, но сохраняет своё архитектурное и культурное значение. Здание продолжает привлекать внимание благодаря уникальному архитектурному облику, созданному Фёдором Шехтелем, и является важным памятником московского модерна.
В 1893 году Савва Морозов, знаменитый купец и промышленник, решил купить старую усадьбу Аксаковых на Спиридоновке и построить для своей любимой жены Зинаиды особняк. Молодой архитектор Фёдор Шехтель создал здесь настоящий средневековый замок, сделавший его знаменитым и модным архитектором, к которому выстроилась очередь из богатых заказчиков.
Технологии дополненной реальности в приложении «Узнай Москву» позволят вам узнать историю создания особняка непосредственно от цифрового двойника Саввы Тимофеевича Морозова. Вам надо всего лишь открыть карточку объекта в приложении, нажать кнопку “Дополненная реальность” и погрузиться в изучение истории знаменитого особняка.
























%20BEL_0521.jpg&w=1920&q=75)







