Информация о периоде
Москва продолжала сознавать себя не только центром производства и торговли, но и центром культурно-интеллектуальным. «В Петербурге все литераторы, - продолжает Герцен, - торгаши; там нет ни одного круга литературного, который бы имел не личность, не выгоду, а идею связью. Петербургские литераторы вдвое менее образованны московских; они удивляются, приезжая в Москву, умным вечерам и беседам в ней».
Действительно, в седине позапрошлого века интеллектуальная жизнь в первопрестольной буквально кипела: бесконечные споры западников и славянофилов; студенческие кружки; журналы, представляющие свои страницы для интеллектуальных дискуссий; открытые для всех лекции в университете… Да, первопрестольной было что противопоставить Северной Пальмире. Однако кое в чем Петербург все же обогнал Москву. Так, в столице жило на 200.000 жителей больше. Помимо этого, там было в 2,5 раза больше дворян и разночинцев, в Москве же преобладали купцы, мещане и крестьяне. Было на Москве больше и наемных рабочих – 35.000. Однако их социально-политическая активность в описываемое время оказалась довольно низкой: ни одного крупного выступления за те годы в документах московской администрации не зафиксировано. Большинство конфликтов улаживались с помощью Московского отделения Мануфактурного совета.
Между тем, промышленность в первопрестольной продолжала быстро развиваться: открывались новые мануфактуры, расширялись старые. Абсолютно лидировали предприятия хлопчатобумажной промышленности. Большая их часть находилась на землях между Камер-коллежским валом и Земляным городом. Здесь же располагались деревянные домишки мелких купцов и мещан, которым было не по карману обустраивать свои дома в центре города, где разрешалось только каменное строительство. Правда, центр Москвы тоже вызывал сетования современников: «Огромные боярские, - писал Александр Пушкин, - дома стоят печально между широким двором, заросшим травою, и садом, запущенным и обветшалым. Под вызолоченным гербом торчит вывеска портного, который платит хозяину 30 рублей в месяц за квартиру; великий бельэтаж нанят мадамой для пансиона – и то слава Богу! На всех воротах прибито объявление, что дом продается и отдается внаймы, и никто его не покупает и не нанимает. Улицы мертвы; редко по мостовой раздается стук кареты… Барский дом дряхлеет». В оставленных дворянских особняках нередко открывались модные магазины, вступившие в конкуренцию с традиционными лавками. Магазинов в то время было еще относительно немного, но качество продукции, продаваемой в них, было выше, хотя и дороже.
Торговля в первопрестольной заметно сократилась в 1830-м году, во время эпидемии холеры. Болезнь заметно сократила и численность московского населения. Памятуя опыт борьбы с инфекцией, в 1830-е годы в Москве было возведено несколько новых больниц, самой известной из которых была 2-я Градская больница на Калужской улице (архитектор О. Бове). Вообще в Москве середины XIX века работало несколько талантливых архитекторов, таких как Д. Жилярди, А. Григорьев и уже упомянутый О. Бове. Их стараниями были возведены Триумфальные ворота у Тверской заставы, здание Опекунского совета на Солянке, дворец великого князя Михаила Петровича на Крымской площади, а также отремонтировано здание Слободского дворца.
В середине XIX века в Москве не только активно строились новые здания, но и улучшалась городская инфраструктура: был построен новый водопровод, некоторые речки взяты в трубы, появился первый общественный транспорт (конки), возросло число улиц, освещаемых фонарями.
«Изо всех российских городов Москва есть истинный русский город, сохранивший свою национальную физиогномию, богатый историческими воспоминаниями, ознаменованный печатью священной древности… нигде сердце русского не бьется та сильно, так радостно, как в Москве». Так думал не только революционер В. Белинский, автор этих строк, но и русские консерваторы. Неслучайно Москва представлялась им истинным оплотом новой государственной идеологии, получившей название «теория официальной народности». Принцип «православие, самодержавие, народность» как нельзя лучше подходил под московскую жизнь.
Первым глашатаем «триединой формулы» был профессор московского университета историк М. Погодин. По его убеждениям Москва была избрана свыше и чудесным образом хранима «Русским богом». Она – колыбель русского государства, самодержавия, на котором держится вся отечественная история. «Москва была зерном, из коего произошло великое древо Российской империи… В Москве утвердилась независимость государства на двух краеугольных камнях, единодержавии и самодержавии», - писал Погодин. После основания Петербурга, Москва осталась «средоточием, русского могущества, просвещения, языка, литературы, промышленности, торговли, вообще русской национальности».
Однако с современно точки зрения, противоположность старой и новой столиц вряд ли носила столь острый цивилизационный характер. По словам историка Москвы Андрея Сахарова, «просто произошло своеобразное разделение функций между двумя столицами: северная – город гражданственности; южная – умственной и духовной деятельности. Утратив политическое значение, Москва сохранила нравственное. Один город дополняет другой, один необходим другому».