Открыть в приложении
Скачать
close

Рублев Андрей

Рублев Андрей

иконописец, живописец
star-icon
3.4
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
Дата и место рождения:
около 1360-70-х годов, Москва
Дата и место смерти:
октябрь 1428, Москва
Сфера деятельности:
Искусство
Эпоха
Средние века 13-17 вв.

Рождение и происхождение

Андрей Рублёв (около 1360-70-х годов - октябрь 1428, Москва; погребён в Спасо-Андрониковом монастыре) – наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. В 1988 г. канонизирован Русской православной церковью в лике преподобного.

Биографические сведения о Рублёве крайне скудны и содержит мало достоверных фактов. Так в многообразных источниках  указывается разная дата рождения. Скорее всего, он родился в Московском княжестве (по другим сведениям – в Новгороде) около 1360-1370 гг., воспитывался в семье потомственных иконописцев. Принял монашеский постриг в Троице-Сергиевом монастыре при Никоне Радонежском (по другой гипотезе, в Спасо-Андрониковом монастыре при игумене Андронике).
Андрей – это монашеское имя живописца; мирское имя неизвестно (скорее всего, по тогдашней традиции, оно тоже начиналось на «А»). Сохранилась икона, подписанная «Андрей Иванов сын Рублёв»; она поздняя и подпись явно поддельная, но, возможно, является косвенным свидетельством того, что отца художника действительно звали Иваном.

Деятельность

Творчество Рублёва сложилось на почве художественных традиций Московского княжества; он был хорошо знаком также с византийским и южнославянским художественным опытом. Первое упоминание об Андрее в летописи появилось только в 1405 году, свидетельствующее о том, что Феофаном Греком, Прохором-старцем и чернецом Андреем Рублёвым был расписан Благовещенский собор в Московском кремле. Видимо, к 1405 году Андрей основательно преуспел в своём мастерстве иконописи, если монаху к тому же поручили вместе с Феофаном Греком и такую ответственную работу – создание  иконостаса, чрезвычайно важной детали внутреннего убранства храма.  

Второй раз в летописи об Андрее упоминается в 1408 году, когда он делал росписи с Даниилом Чёрным  и другими мастерами в Успенском соборе во Владимире (роспись сохранилась частично) и создал иконы для его монументального трёхъярусного иконостаса, ставшего важным этапом формирования системы высокого русского иконостаса. Из фресок Рублёва в Успенском соборе наиболее значительна композиция «Страшный суд», где традиционно грозная сцена превратилась в светлый праздник торжества справедливости, утверждающий духовную ценность человека. Работы Рублёва во Владимире свидетельствуют, что уже в это время он был зрелым мастером, стоявшим во главе созданной им школы живописи.

Прошло всего 3 года, а у Андрея уже появились помощники и ученики. Все тянулись к нему, потому что к тому времени у Андрея уже полностью сформировался свой индивидуальный, настоящий русский стиль. В

1420-х годах Андрей с Даниилом Чёрным руководил работами в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. В конце XIV — начале XV веков (по другим исследованиям, около 1412г., или 1425-1427гг.) Рублёв создал свой шедевр — икону «Живоначальная Троица» (ф.2, находится в Государственной Третьяковской галерее, Лаврушинский переулок, 10, зал 60), на сюжет  «гостеприимство Авраама». Традиционный библейский сюжет Рублёв наполнил глубоким не только богословским, но и поэтическим, философским содержанием. Отойдя от традиционных канонов, поместил в центре композиции единственную чашу (символизирующую жертвенную смерть), а ее очертания повторил в контурах боковых ангелов. Центральный (символизирующий Христа) ангел занял место жертвы и выделен выразительным контрастом пятен темно-вишневого и голубого цветов, оркестрованным изысканным сочетанием золотистых охр с нежным «голубцом» и зеленью. Вписанная в круг композиция пронизана глубокими круговыми ритмами, подчиняющими себе все линии контуров, согласованность которых производит почти музыкальный эффект.

На формирование мировоззрения Рублёва большое влияние оказала атмосфера национального подъёма 2-й половины XIV — начала XV веков, для которого характерен глубокий интерес к нравственным и духовным проблемам. В своих произведениях в рамках средневековой иконографии Рублёв воплотил новое, возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека. Эти качества присущи иконам Звенигородского чина («Спас» (ф.3), «Апостол Павел» (ф.4), «Архангел Михаил» (ф.5), все  относят к одному периоду: рубежу XIV-XV веков, по другим исследованиям, 10-е годы XV века,  все работы в Третьяковской  галерее), где лаконичные плавные контуры, широкая манера письма близки приёмам монументальной живописи.

Последние годы

В последние годы жизни (1427-1428) Андрей Рублев работал над росписями древнейшего из сохранившихся московских храмов – Спасского сбора Андроникова монастыря в Москве (ф. 6, Андроньевская площадь, д.10), где скончался во время морового поветрия 17 октября 1428 года и здесь же был погребен.

Монумент

Некрополь монастыря не сохранился, разорен в 1927г. В 1947г. в год празднования 800-летия Москвы в Андрониковом монастыре,  на волне послевоенного патриотического подъема, был учрежден заповедник.

С 1959г. на территории монастыря стал действовать Музей имени Андрея Рублева, демонстрирующий искусство его эпохи, а с 1985 года музейный комплекс получил нынешнее официальное название - Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.
Автор статьи: Лилит Енокян
Распечатать статью

Связанные объекты (1)

Ансамбль Спасо-Андроникова монастыря
icon
В московской святыне, где творили и упокоились Андрей Рублев и Даниил Черный и расположены древнейшие каменные постройки Москвы, находится ныне Музей древнерусской культуры
ЦАО, Андроньевская пл., дом 10, строение 1, ЦАО, Андроньевская пл., дом 10, строение 10, ЦАО, Андроньевская пл., дом 10, строение 11, ЦАО, Андроньевская пл., дом 10, строение 12, ЦАО, Андроньевская пл., дом 10, строение 2, ЦАО, Андроньевская пл., дом 10, строение 3, ЦАО, Андроньевская пл., дом 10, строение 5, ЦАО, Андроньевская пл., дом 10, строение 8, ЦАО, Андроньевская пл., дом 10, строение 9
Площадь ИльичаРимская
star-icon
3.4
audioGuideОткрыть аудиогид