Интерактивный гид по городу
С мобильным приложением бродить по городу гораздо интереснее!

Парк «Останкино»

Останкинский парк — уникальный зеленый ансамбль, который за четыре с лишним столетия прошёл путь от удалённого боярского владения до крупнейшей рекреационной зоны столицы, сохранив при этом подлинные черты всех исторических эпох. Живописный парк не раз использовался кинематографистами, особенно в романтических сценах. В 2025 году портал «Узнай Москву» и Киностудия Горького реализуют совместный проект, посвященный 110-летию студии. Вспоминайте любимые фильмы, снятые в Москве и о Москве. Узнавайте историю памятных мест столицы, запечатленных в кадрах кинолент одной из старейших киностудий страны.

Парк «Останкино»
Парк «Останкино»
ул, 1-я Останкинская ул., 5
Петровско-Разумовская, ВДНХ, Фонвизинская, Владыкино, Ботанический сад

Останкинский парк — уникальный зеленый ансамбль, который за четыре с лишним столетия прошёл путь от удалённого боярского владения до крупнейшей рекреационной зоны столицы, сохранив при этом подлинные черты всех исторических эпох. Живописный парк не раз использовался кинематографистами, особенно в романтических сценах.

В 2025 году портал «Узнай Москву» и Киностудия Горького реализуют совместный проект, посвященный 110-летию студии.
Вспоминайте любимые фильмы, снятые в Москве и о Москве. Узнавайте историю памятных мест столицы, запечатленных в кадрах кинолент одной из старейших киностудий страны.

Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
Вид территории:
Парки и усадьбы
До Шереметевых

Первое упоминание о селе Осташкове, позднее получившем имя «Останкино», относится к XVI веку: тогда здесь уже существовали боярские хоромы, хозяйственные постройки, деревянная церквушка и пруд, а на берегу высажены сибирские кедры и дубовая роща, частично дошедшие до наших дней. В 1584 году имение перешло дьяку Василию Щелкалову, в XVII веке — к князьям Черкасским, при которых появились первые регулярные липовые аллеи, плодовые сады и даже деревянный «увеселительный» дом — редкий для Подмосковья пример того, что усадьба изначально создавалась не только для хозяйственных нужд, но и для праздных развлечений.

Останкино и Шереметевы

В 1743 году дочь князя Александра Черкасского вышла замуж за графа Петра Борисовича Шереметева, и Останкино оказалось в руках одного из богатейших семейств империи. Уже в пятидесятые годы XVIII века граф распорядился вырубить «перспективные дороги» — главные магистрали будущего сада, окружить его решёткой «в двух столбах» и заложить шпалерные аллеи из лип, клёнов и елей, которые строго стричь и при необходимости подсаживать. В оранжереях под стеклом соседствовали овощи, персики, гранаты и десятки декоративных культур, а на краю регулярного парка к середине столетия работал первый павильон-«воксал», где усадебные гости могли послушать музыку или отдохнуть с лимонадом. Тем не менее главные силы Пётр Борисович направил на о бустройство Кускова, и судьбоносные решения для Останкина приняли его наследники.

В 1788 году единственный сын Петр Борисовича, Николай Петрович Шереметев, унаследовал гигантские владения с 210 тыс. крепостных в семнадцати губерниях и, увлечённый театром, музыкой и европейскими парками, задумал в Останкине новый дворец-театр. С этой целью был приглашён «садовник-англичанин», а крепостные архитекторы Алексей Миронов и Павел Аргунов получили повеление сделать «по всем местам виды поприятнее» и прислать владельцу планы будущих лужаек и кедровых рощ. В 1793–1795 годах возник увеселительный сад площадью одиннадцать гектаров: полуовальный, слегка пониженный партер с тремя парами цветников окаймляла крытая аллея-берсо; за ним располагались строгие треугольные боскеты лип, а по бокам — два участка в «английском вкусе» с изогнутыми дорожками, амфитеатром и сетью живописных лужаек. К западному крыльцу дворца примыкала древняя кедровая роща, превратившаяся к XVIII веку в настоящий сибирский лес, а южнее затаился «собственный садик» Николая Петровича, скрытый стеной из густо стриженой зелени — воспоминание о миниатюрных голландских садах, которые впечатлили графа в юности. В ансамбль гармонично вписывались две беседки: лёгкая ротонда венчала искусственную горку Парнас, создавая эффектную доминанту, а «беседка-храм-руина» завершала перспективу одной из аллей.

Несмотря на пейзажные новшества, парк не утратил регулярного остова: партер и боскеты подчеркивали ось симметрии дворца-театра, а пейзажные участки располагались строго равновесно по его сторонам. При создании сада применялись как традиционные липа, клён, берёза, ель, так и редкости: уникальная питомническая роща сибирского кедра обеспечивала саженцами не только Останкино, но и другие усадьбы Шереметевых. За валом с «рвом с водою», чьи остатки видны до сих пор, лежала слобода дворовых, а напротив — конный двор и шесть огромных оранжерей, где вызревали ананасы, виноград и клубника. В это же время к северу был прорыт большой пруд со сложной линией полуостровов и заливов; берега обсадили разнотравьем, а воды соединили с каскадом Каменских прудов по течению речки Каменки. 

Открытие дворца-театра состоялось летом 1795 года спектаклем «Зелмира и Смелон, или Взятие Измаила» в честь ветеранов и А.В. Суворова; к 1797-му были завершены интерьеры и приведён в порядок сад. Фойе-лоджии с огромными окнами сливались с партером, превращая зелёное пространство в продолжение театрального действия. Весь ансамбль поражал современников: фасады дворца с коринфским портиком отражались в зеркале Дворцового пруда, крылья галерей замыкали парадный двор с кордегардиями, а аллея, продолжавшая ось через пруд, открывала перспективу на Москву.

После смерти Николая Петровича в 1809 году сад поддерживали ещё несколько десятилетий: опись 1810-го фиксирует шесть тысяч оранжерейных растений — коллекцию исключительного масштаба. Однако к 1830-м регулярное содержание ослабло, и только в 1856–1858 годах архитектор Михаил Быковский провёл восстановительные работы. Тем временем Останкино превратилось в популярное место гуляний: на Троицу сюда стекались тысячи москвичей, а контора Шереметевых начала сдавать флигеля «летним» дачникам. «Благородная публика» прогуливалась по саду, мещане и лавочники устраивали пикники в дубраве, любители покоя ходили за разрешением управляющего посмотреть интерьеры дворца, который к концу XIX века фактически стал частным музеем. Прогулки вокруг пруда, катание на лодках, ночные фейерверки отражались в воде и создавали репутацию Останкина как одного из самых живописных уголков Подмосковья.

Парк в XX-XXI столетиях

XX век дал усадебному ансамблю новую жизнь. Уже в декабре 1917 года Комиссия по охране искусства и старины взяла усадьбу под государственную опеку, а в 1918-м здесь открылся Государственный музей творчества крепостных. В 1932 году на части бывших владений организовали Парк культуры и отдыха имени Феликса Дзержинского. Принятый в 1940 году устав обязывал парк проводить выставки, лектории, физкультурные мероприятия, устраивать читальни, лаборатории, спортплощадки, дома однодневного отдыха и детские лагеря. Преобладающими породами тогда были дуб и сосна, а берёза, тополь, липа и ель сопровождали аллеи и водоёмы; в сырых местах росла ольха. В 1945 году в старой дубраве заложили Главный ботанический сад АН СССР (ныне носит имя ботаника-генетика Николая Цицина); сегодня его оранжерея и тематические коллекции более чем из тысячи видов открыты посетителям круглый год.

Живописный парк стал съёмочной площадкой для романтического эпизода знаменитого фильма Ильи Фрэза «Вам и не снилось»: любовь главных героев зарождается на старинных аллеях.

В 1976 году парк имени Дзержинского вошёл в состав ВДНХ как Останкинская парковая зона, а в 1991-м вернул историческое название. К тому времени вокруг выросли павильоны выставки, гостиница «Космос», телецентр и, наконец, Останкинская телебашня, ставшая новой вертикальной доминантой. В 2014 году территории ВДНХ, парка Останкино и Ботанического сада объединили в единый зелёный кластер площадью около тысячи гектаров, а уже к 2015-му завершили масштабное благоустройство: восстановили исторические перголы, ротонду Парнаса, живую изгородь партера, обновили мостки и в то же время построили велосипедную трассу, роллердром и скейт-парк, сохранив баланс между памятником садово-паркового искусства и современными спортивными потребностями горожан.

Особую ценность ансамблю придаёт водная система. Дворцовый (Останкинский) пруд, возникший ещё в начале XVII века на реке Горячке, получил нынешние прямоугольные очертания в 1960-е при строительстве телецентра; сегодня его площадь около пяти гектаров, и, хотя купание запрещено, водоём остаётся излюбленным местом рыбалки и фотосъёмок. Восточнее лежит Садовый пруд, выкопанный в конце XVIII века как часть английского парка и обрамлённый вековыми дубами; реконструкция 2007 года очистила дно и укрепила берега, вернув ему камерную прелесть. На север тянется каскад четырёх Каменских прудов общей площадью десять гектаров — они образованы земляными плотинами на реке Каменке ещё в XVIII веке и сегодня имеют статус объекта культурного наследия федерального значения; в 2018 году их впервые полностью спустили, прочистили и благоустроили, а третий пруд снова украсил фонтан «Золотой колос» и городской пляж. Под землёй продолжают течь Каменка, Горячка и Копытовка — правые притоки Яузы, по долинам которых проложены аллеи, скверы и бульвары; так, Звёздный бульвар фактически повторяет русло засыпанной Копытовки и превращает древнюю гидрографию в зелёную прогулочную ось.

Сегодня исторический сад занимает одиннадцать гектаров, где растут около ста пятидесяти деревьев-долгожителей: лип, дубов, вязов, берёз, возрастом до двухсот лет и более. Две последние лиственницы, посаженные у партера в 1795 году, как и остатки кедровой рощи, требуют особого ухода; музей-заповедник проводит натурные обследования и поэтапную реставрацию, стремясь воссоздать замысел Миронова и Аргунова. В то же время вся бывшая усадьба Шереметевых давно вышла за рамки частного владения: она стала ядром северного садово-паркового комплекса Москвы, где прошлое соседствует с будущим. 

Путь, пройденный парком усадьбы Останкино наглядно показывает, как бережное отношение к историческому наследию способно превратить старинную усадьбу в живое сердце современного города, где три столетия русской истории продолжают звучать в шуме липовых аллей и плеске каскадных прудов.

Автор статьи: Ольга Греф
Поделитесь статьей с друзьями
Интересное рядом(12)
Врата Победы
1-я Останкинская ул., вл. 7а (на территории КСПК «Останкино»)
ВДНХ, Фонвизинская, Бутырская
Музей-усадьба «Останкино»
г. Москва, ул. Останкинская 1-я, д. 5
ВДНХ, Фонвизинская