Интерактивный гид по городу
С мобильным приложением бродить по городу гораздо интереснее!

2nd Model School of the Frunzensky District

The school was designed in compliance with the "lab and team" teaching method popular in those times; that is why classrooms occupied only 30% of the school's total area.

2nd Model School of the Frunzensky District
2nd Model School of the Frunzensky District
ЦАО, Усачева ул., дом 50
The school was designed in compliance with the "lab and team" teaching method popular in those times; that is why classrooms occupied only 30% of the school's total area.
3.30
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
Архитектурный стиль:
Годы постройки:
1930
Архитекторы:
М.И. Мотылев
Эпоха:
1920s, 1930s
Информация о здании

Московские школы эпохи конструктивизма – редкий в столице архитектурный жанр. В отличие от более поздних школьных зданий, построенных по типовым проектам, они представляют собой образцы экспериментальной, авторской архитектуры, и каждая интересна по своему.

Школа на улице Усачева была задумана как часть обширного жилого комплекса новой, социалистической Москвы – т.н. Усачевского рабочего поселка. Здесь, на былой московской окраине, во второй половине 1920-х годов вырос сохранившийся доныне ансамбль из четырех- и пятиэтажных жилых домов, отличавшихся хорошими пропорциями и высокими по меркам того времени качествами комфорта. Школа, в которую должны были ходить дети счастливых обитателей поселка, должна была соответствовать высоким требованиям «нового быта».

К ее проектированию привлекли одного из видных архитекторов конструктивистской Москвы – Михаила Мотылева. Он работал над этим проектом в соавторстве с Б.Малышевым. Школьное здание – каркасного типа, с характерными для конструктивизма горизонтальными лентами остекления – было построено в 1929–1930 годах.

В советские годы школа носила имя «красного маршала» К.Е.Ворошилова, отчего возле здания стоял памятник военачальнику. Первоначально школа называлась 2-й образцовой, впоследствии носила № 23. В 1942–1945 гг. в здании размещался госпиталь для раненых Великой Отечественной войны. Впоследствии здесь был интернат № 14 с изучением китайского языка. Сегодня в здании располагается столичный лицей № 1535.

Выразительное большое асимметричное здание, скорее, напоминает промышленный комбинат. Впрочем, советская школа того времени и воспринималась современниками как своеобразный комбинат по производству и распределению новых знаний о мире. Большие размеры здания объясняются нуждами оптимизации учебных процессов: требовалось вместить под одной крышей и большое количество учащихся (школа на улице Усачева была рассчитана на 1500 учеников), и набор разнообразных помещений – учебные классы, физкультурные, рекреационные и актовые залы, пищеблок, мастерские и др. Это разнообразие, в свою очередь, диктовало асимметричность планов и фасадов, не подчинявшихся уже законам классической композиции. На фасадах школы на улице Усачева архитекторами был применен излюбленный конструктивистами мотив контраста остекленных и глухих поверхностей.

Школа на улице Усачева была сразу по достоинству оценена педагогами: они отмечали удобную планировку помещений, рациональную ориентацию здания по сторонам света. Огромные окна непрерывного остекления позволили создать внутри просторные светлые учебные классы и коридоры. Как недостаток отмечалось отсутствие кладовых и то, что учебные классы занимали лишь около 30 процентов площади здания. Это объяснялось тем, что школу проектировали в расчете на популярный в ту эпоху «лабораторно-бригадный метод обучения», предусматривавший самостоятельные занятия «бригад» школьников и выполнение ими лабораторных заданий вместо «старорежимных» уроков в классе с учителем.

В 2005 году здание школы было реконструировано, с сохранением исторических фасадов и интерьеров лестничных помещений. Оно является выявленным объектом культурного наследия.

Константин Михайлов
Автор статьи

Moscow school buildings of the constructivism era are a rare kind of architecture in Moscow. Unlike numerous school buildings constructed in the later times to typical designs, they represent examples of experimental signature architecture and each design is interesting in its own way.

The school on the Usachova Street was to become a part of a vast residential block in the new socialist Moscow — the so called Usachovsky Workers Compound. In the second half of the 1920s, in the area that used to be outskirts of Moscow, a compound of four- to five storey residential buildings was constructed. The buildings were of well balanced proportions and quite comfortable by the standards of those times. The school for the children of the lucky compound residents had to conform to the new high "life standards".

Its design was entrusted to Mikhail Motyliov, one of the most prominent constructivist architects in Moscow. He was working on the school design in partnership with B.Malyshev. The skeleton type school building with horizontal rows of windows typical for constructivist style was constructed in 1929–1930.

In the Soviet times, the school was named after the "Red Marshal" K.E.Voroshilov, and there was his statue at the school. Initially, the school was named "2nd Model School", later it was given the No. 23. In 1942–1945, there was a military hospital for the wounded soldiers of the Great Patriotic war in the school building. Later, the building housed the boarding school No. 14 with the profound study of Chinese language. Nowadays, there is the Lyceum No. 1535 in the building.

Large and asymmetrical building is very expressive and looks rather like an industrial facility. However, those days, the Soviet school was perceived as a factory producing and spreading new knowledge of the world. The building's large dimensions were determined by the objective to optimize the teaching process: the school was to accommodate a large number of students (the school on the Usachova street was designed for 1500 students), and to have various spaces of different purpose: classrooms, gyms, recreational and assembly rooms, kitchen and canteen, workshops etc. Such a diversity, it its turn, determined the facades’ asymmetrical outlines which went beyond the law of classical composition. For the facades of the school on the Usachova Street, architects used their favorite constructivist touch: stark contrast between glassed and solid surfaces.

Teachers immediately appreciated the school on the Usachova Street: they liked its convenient layout, rational orientation with respect to the cardinal directions. Continuously glassed windows made classrooms and lobbies airy and well lit. The design's imperfection was in the lack of storage rooms and the fact that classrooms occupied only 30% of the school's total area. It was due to the fact that the school was designed in compliance with the "lab and team" teaching method popular in those times. Teams of students were supposed to work in the labs independently instead of having "old-rule" lessons taught by teachers.

In 2005, the school building was reconstructed; however, the authentic facades and staircase interiors were preserved. The building is a newly identified cultural heritage site.

Konstantin Mikhailov
Поделитесь статьей с друзьями
Интересное рядом(12)
Семашко Н. А.
Большая Пироговская улица, дом 2
Frunzenskaya
Саввинская наб., д. 23
Frunzenskaya, Lyzhniki, Sportivnaya
улица Ефремова
Frunzenskaya, Lyzhniki, Sportivnaya
Петровский Б. В.Бюст установлен 27 июня 2008 г., в день 100-летия со дня рождения Петровского.
Абрикосовский пер., д. 2 (у здания РНЦХ им. Академика Б. В. Петровского)
Frunzenskaya, Sportivnaya
улица Доватора
Lyzhniki, Sportivnaya
City homestead of the end of XVIII – beginning of XIX centuriesA lace factory acquired the land at the end of the XIX century.
Большой Саввинский пер., д. 2-4-6, стр. 13—16
Улица Усачёва, 9
Frunzenskaya, Sportivnaya
Памятник из красного гранита крестообразной формы символизирует Красный Крест.
Б. Пироговская ул., д. 6/2 (538-й квартал, район Хамовники)
Frunzenskaya