Интерактивный гид по городу
С мобильным приложением бродить по городу гораздо интереснее!

15 Bolshaya Dmitrovka street

Almost all public organizations of Moscow, which did not have its own buildings, once gave a shelter here.

15 Bolshaya Dmitrovka street
15 Bolshaya Dmitrovka street
Дмитровка Б. ул., дом 15А, строение 1
Pushkinskaya, Tverskaya, Chekhovskaya
Almost all public organizations of Moscow, which did not have its own buildings, once gave a shelter here.
3.62
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
Архитектурный стиль:
,
Годы постройки:
XVIII - ХХ вв.
Эпоха:
18th century, 19th century
Информация о здании

Это здание на Большой Дмитровке с дореволюционных пор почти что не менялось. Не в архитектурном смысле, в XX веке не обошлось без реконструкции и надстроек. Просто даже теперь нельзя здесь увидеть безвкусные рекламные вывески и вызывающе яркие витрины. И есть то, что имелось раньше во всех приличных домах, — защищающая парадный двор ограда, которая запирается на ночь.

26 декабря 1904 года здесь отпраздновал свое новоселье литературно-художественный кружок. На открытие специально приехала актриса Вера Комиссаржевская. До этого кружок (с 1899 года) заседал по соседству, в доме № 10. Однако в 1904 году пришлось переезжать. Новое пристанище предоставил купец Борис Востряков. Именно он в 1860-х приобрел бывший дворец молдавского князя Александра Маврокордато, выстроенный в 1824 году. Правда, князь был не единственным владельцем, после него особняк принадлежал московскому генерал-губернатору Дмитрию Владимировичу Голицыну, скончавшемуся в 1844 году. При нем и его матушке — знаменитой «усатой княгине» Наталье Петровне (ставшей прототипом «Пиковой дамы»), дом, стоявший в глубине сада, уже перестраивался и надстраивался.

Семейство Востряковых эту «традицию» с удовольствием подхватило. Известны перестройки 1880-х, 1890-х годов, в них отметился даже Федор Осипович Шехтель. Сам Востряков известен больше тем, что дал пристанище Литературному кружку, содержал картинную галерею и сдавал корпуса владения, специально для того построенные под жилье. Николай Телешов писал, что главный расцвет кружка случился именно на Большой Дмитровке. «Здесь с течением времени была собрана содержательная и большая библиотека, со множеством автографов знаменитых и известных людей. Картины лучших русских современных художников и живописные портреты украшали многочисленные комнаты. В залах устраивались выставки, концерты, спектакли, балы, а также дебаты по вопросам искусства, общественности и политики. Почти все общественные организации Москвы, у которых не было своего помещения,— а таковых было множество,— получали приют в кружке для своих заседаний и собраний, всегда без отказа и без всякой платы. Здесь же обычно справлялись торжественные юбилеи и давались банкеты заезжим знаменитостям. Почетным гостем кружка был, между прочим, Эмиль Верхарн в 1913 году. С эстрады в мраморном зале он читал свои стихотворения.

Незанятых вечеров в кружке почти не бывало, но особенно наполнялся он по субботам. Иной раз в один и тот же вечер — в одной комнате происходит отчетное собрание какого-нибудь просветительного общества, в другой идет горячая схватка реалистов с декадентами, в третьей рассматривается проект закона о печати, поданный в Государственную думу, или составляется группою лиц записка об авторском праве».

Самым знаменитым обществом кружка была «Свободная эстетика» под руководством Валерия Брюсова. Тут заседали символисты. Ильф и Петров в первой редакции «Двенадцати стульев» писали о событиях 1913 года: «Вечером в обществе "Свободной эстетики" торжество чествования поэта (Бальмонта) было омрачено выступлением неофутуриста Маяковского, допытывавшегося у прославленного барда, "не удивляет ли его то, что все приветствия исходят от лиц, ему близко знакомых". Шиканье и свистки покрыли речь неофутуриста».

Собственно, так оно и было. Заседания начинались часов в десять вечера, оканчивались скандалами — и все расходились весьма довольные.

К 1917 году кружок насчитывал 300 участников, в 1918-м здесь выступил В.И. Ленин с краткой речью о годовщине революции, а в 1920-м кружок закрылся. В особняке располагались МК РКП(б), редакции газет «Вечерняя Москва», издательство «Московский рабочий». Ну, а в 1926-1927 годах здание было надстроено и заново оформлено.

Сейчас здесь располагается Генеральная Прокуратура РФ, а само здание является объектом культурного наследия регионального значения.

This building on Bolshaya Dmitrovka from the pre-revolutionary times has almost never changed. Not in the architectural sense, in the twentieth century there was a reconstruction and superstructure. It's just that even now you can not see here insipid advertising signs and defiantly bright storefronts. And there is something that was available earlier in all decent houses - a fence protecting the front yard, which is locked for the night. On December 26th, 1904 literary and artistic circle was celebrating the housewarming in the building. Actress Vera Komissarzhevskaia came to the opening party. Prior to that, a circle (since 1899 ) met in the neighborhood, the house number 10. However, in 1904, it had to move. New home was provided by the merchant Boris Vostryakov. In 1860 he acquired the former palace of the Moldavian Prince Alexander Mavrokordato, built in 1824. However, the prince was not the only owner. Later the house was owned by the Moscow Governor-General Dmitry Vladimirovich Golitsyn, who passed away in 1844. During his and his mother - the famous " bearded princess " Natalya Petrovna (which became the prototype of "The Queen of Spades" ), the house that stood in the back of the garden was added with floors and rebuilt. Vostriakov family gladly picked up this "tradition".Restructuring is known in the 1880s, 1890s, even Fedor Osipovich Shekhtel noted it. Vostryakov was known for providing a refuge to literary circles. He supported an art gallery and was renting two corpuses of the building. Nicholay Teleshov wrote that the main dawn of circles happened while it was residing at Bolshaya Dmitrovka. "Here, with the passage of time has been collected substantial and a large library with a lot of autographs of famous and well-known people. The best picture of modern Russian artists and portraits adorned the numerous rooms. In the halls were organized exhibitions, concerts, plays, dances, as well as debates on art, society and politics. Almost all public organizations of Moscow, which did not have its own premises - and those were set - get shelter in a circle to its meetings and gatherings, always without failure and without any fee. Here usually cope solemn anniversaries and banquets were given a visiting celebrities. The guest of honor was Emile Verhaeren in 1913. On the stage in the marble hall, he read his poems. There were very few evenings that were not booked during the circle time, but it was especially filled on Saturdays. Sometimes on the same evening, in the same room, there is a report meeting of some educational society, in another there is a heated struggle between realists and decadents, in the third one a draft law on the press submitted to the State Duma is being considered, or a note about the author's right ". The most famous society of the circle was a "Free aesthetics" section led by Valery Bryusov. There was a symbolist gathering. Ilf and Petrov in the first edition of "The Twelve Chairs" wrote about the events of 1913 : " In the evening, in the society of" Free aesthetics " was a celebration in honor of the poet ( Balmont ). It was overshadowed by the performance of neo futurist Mayakovsky, try to find out from the celebrated bard whether he is surprising that all greetings come from persons knowing him closely" Boos and whistles muted the speech of neo futurist." Actually, this is the way it was. Meetings start at ten PM, ended in scandal and all diverged after that very happy. By 1917, the circle consisted of 300 participants. In 1918 V.I. Lenin gave a brief speech about the anniversary of the revolution, and in 1920 the circle was closed. MK RCP( b), the newspapers "Evening Moscow", publishing " Moscow Worker" were located in the building. The building was overbuilt and re- decorated in 1926-1927. Now here is the General Prosecutor's Office of the Russian Federation in the building, and the building itself is an object of cultural heritage of regional significance.
Поделитесь статьей с друзьями
Интересное рядом(8)
В "теневой" части сада «Эрмитаж» расположен небольшой фонтан.
улица Каретный Ряд,вл 3 (Сад «Эрмитаж»)
Cvetnoj bulvar, Pushkinskaya, Tverskaya, Mayakovskaya
г. Москва, пл. Революции, д. 2/3
Bryusov V. Y.
поэт, прозаик, критик, переводчик

Mayakovsky V. V.
поэт