История этой усадьбы восходит к началу XIX века, когда в 1802 году был составлен первый известный генеральный план этого места. Владение тогда принадлежало княгине Александре Долгоруковой, а сам дом на месте современного строения №1 представлял собой двухэтажный особняк Т-образной формы, упомянутый на плане 1809 года. Однако этот дом был уничтожен во время пожара 1812 года.
Восстановление здания началось в 1817 году, когда новым владельцем стал секунд-майор Алексей Кондратьевич Коптев. Построенный в стиле ампир дом включал двухэтажный центральный объём, с торцов которого располагались одноэтажные крылья. Согласно архивному чертежу 1834 года, фасады были решены в стиле ампир.
В дальнейшем здание неоднократно реконструировалось. В 1842–1843 годах при владельце князе Голицыне фасад особняка был полностью переделан в стиле близком к неоклассицизму Карла Шинкеля. На протяжении XIX века здание продолжало менять свой облик. В 1862 году генерал-майор Александр Борисович Казаков добавил к особняку каменные пристройки, что увеличило его длину. Последняя дореволюционная реконструкция была проведена в 1899–1900 годах Надеждой Александровной Мейендорф, дочерью Казакова, по проекту архитектора Акселя Флодина. В ходе этих работ особняк приобрёл тот вид, который мы можем видеть сегодня.
Благодаря многократным перестройкам, фасад усадьбы вобрал в себя элементы различных стилей — от ампира и неоклассицизма до эклектики и модерна, что делает этот дом уникальным памятником московской архитектуры.
Главный дом городской усадьбы А.К. Коптева – Н.А. Мейендорф
Дата постройки: 1817 г., 1862 г., 1900 г.
Архитектор: А.В. Флодин (1900 г.)
Первый известный генеральный план усадьбы датирован 1802 годом, когда ею владела А.А. Долгорукова. На плане 1809 года на месте современного дома № 57 (строение 1) указан двухэтажный особняк смешанной постройки Т-образной формы. Дом сгорел при пожаре 1812 года, и его воссоздание осуществил в 1817 году новый хозяин – секунд-майор Алексей Кондратьевич Коптев. К тому времени территория дома выделилась из состава усадьбы в отдельное владение, выходившее на Поварскую, Большую Никитскую улицы и Кудринскую площадь.
Дом представлял собой двухэтажный центральный объем, фланкированный по торцам одноэтажными крыльями. Согласно архивному чертежу 1834 года, фасады были решены в стиле ампир.
В дальнейшем здание неоднократно реконструировалось с изменением как объемно-пространственного решения, так и внешнего облика. При владельце П.Б. Голицыне в 1842–1843 гг. фасад особняка полностью переделали в стилистике, близкой к неоклассицизму К. Шинкеля. Этот этап в истории здания во многом сохранился на дворовом фасаде, в дизайне части столярных заполнений, паркета и т.д.
Генерал-майор Александр Борисович Казаков, хозяин усадьбы, в 1862 году осуществляет реконструкцию здания, вновь увеличившую его объем по длине за счет каменных пристроек к торцам. Во всем остальном дом сохраняет формы 1840-х годов. На генеральном плане 1862 года можно увидеть предполагавшийся эркер по центру дворового фасада. Анализ стилистического решения интерьеров позволяет отнести к этому же периоду плафон Большой гостиной, фрагменты интерьеров остальных парадных залов.
Последняя дореволюционная реконструкция здания осуществлена в 1899–1900 годах дочерью Казакова – Надеждой Александровной Мейендорф, по проекту архитектора А.В. Флодина. По этому проекту прежде всего была изменена отделка главного фасада, который в результате приобрел тот облик, что мы видим сейчас.
В результате изменения облика здания в соответствии с актуальными на тот или иной период декоративными приемами – ампир, неоклассика, эклектика, модерн – получился типичный московский особняк, в котором присутствует конгломерат стилей и разновременных решений.
В 2011 году начались работы по реставрации главного дома.
Благодаря работам выполненным в 2011-2015 годах внешний вид дома и его внутреннее пространство стали максимально приближены к периоду 1900-х годов.Была заново выполнена чистовая отделка (покраска и альфрейная часть) фасадов и интерьеров, включая характерную для рубежа XIX–XX веков бронзовую «выбликовку» лепнины. Отремонтированы дверные заполнения и витражи. Полностью заменены паркетные полы, восстановлены изразцовые печи, ранее лишь сымитированные в гипсе. Расчищена от загрязнений и поновлена живопись плафонов и трафаретная отделка стен Большой гостиной. В кессонированных плафонах элементы из ДСП заменены на деревянные. Заново выполнена отделка парадной лестницы. Воссозданы утраченные чугунные лестницы – винтовая в центральной части объема, и одномаршевая – в западном крыле. Пол вестибюля, изначально выложенный мозаикой из натуральных цветных сортов мрамора, восстановлен в полном соответствии с натурными данными и проектом. Также воссозданы обои в ряде парадных комнат.
Главный дом городской усадьбы в 2015 году стал лауреатом конкурса "Московская реставрация" в номинациях ": "За лучший проект реставрации." и "За высокое качество ремонтно-реставрационных работ".
В 1893 году Савва Морозов, знаменитый купец и промышленник, решил купить старую усадьбу Аксаковых на Спиридоновке и построить для своей любимой жены Зинаиды особняк. Молодой архитектор Фёдор Шехтель создал здесь настоящий средневековый замок, сделавший его знаменитым и модным архитектором, к которому выстроилась очередь из богатых заказчиков.
Технологии дополненной реальности в приложении «Узнай Москву» позволят вам узнать историю создания особняка непосредственно от цифрового двойника Саввы Тимофеевича Морозова. Вам надо всего лишь открыть карточку объекта в приложении, нажать кнопку “Дополненная реальность” и погрузиться в изучение истории знаменитого особняка.















%20BEL_0521.jpg&w=1920&q=75)



