Старинная замоскворецкая улица, изначально называвшаяся Лужнецкой, с 1959 года носит имя своего самого знаменитого жителя — купца, мецената и благотворителя А.А. Бахрушина. Его дом, привлекающий внимание своей незаурядной архитектурой, находится на пересечении с Садовым кольцом, и многие годы является местом, привлекающим любителей русского театра.
Изначально купеческий род Бахрушиных проживал в Зарайске, занимаясь суконным и кожевенным производством, а также «прасольством» — скупкой скота и его перегоном в крупные города. В 1821 году глава рода, Алексей Федорович, переехал со всей семьей в Москву, где они осели в Кожевниках. Здесь старший Бахрушин создал свое перчаточное производство, со временем превратившееся в крупный сафьяново-кожевенный завод, оборудованный по последнему слову техники.
После смерти Алексея Федоровича в 1848 году его дело продолжили сыновья — Петр, Александр и Василий. Именно они сделали семейное производство знаменитым не только в России, но и за рубежом, а сами стали одной из богатейших купеческих фамилий в стране. Вскоре они получили еще славу «профессиональных благотворителей» — ни один другой купеческий род не пожертвовал столько средств на помощь неимущим и не построил такое количество больниц, богаделен и приютов.
Третье московское поколение Бахрушиных к славе своей династии добавили репутацию меценатов и коллекционеров. Так, Алексей Петрович стал знаменит как библиограф, собиратель фарфора, картин и документов по истории Москвы, его перу принадлежит книга о московских коллекционерах «Кто что собирает: из записной книжки». Его двоюродный брат, Владимир Александрович, был знаменитым фотолюбителем и почетным членом Московского художественно-фотографического общества. Его родной брат, Сергей Александрович, собирал гравюры, табакерки и картины — среди последних было немало полотен М.А. Врубеля. Но наибольшую известность в деле коллекционирования приобрел Алексей Александрович Бахрушин — основатель театрального музея. Свою нишу он нашел не сразу: сначала собирал предметы искусства Японии и Китая, потом занялся тематикой, связанной с Наполеоном. Стартом для нового увлечения Алексея Александровича стал спор с купцом Купреяновым в 1890 году: кто из них за год сможет собрать больше предметов, имеющих отношение к истории русского театра. Выиграв пари, Бахрушин продолжал заниматься этой темой до конца своих дней.
Объектами коллекционирования стали самые разные предметы, от личных вещей артистов до театральных афиш. В поисках новых приобретений Алексей Александрович еженедельно посещал Сухаревский рынок и крупнейшие антикварные лавки Москвы. В 1894 году Бахрушин впервые продемонстрировал свое собрание публике. Очень быстро старый дом на Кожевнической улице оказался тесен и Алексей Александрович приобрел участок в конце Лужнецкой улицы, на котором в 1896 году по проекту архитектора К.К.Гиппиуса был построен новый особняк, первый этаж которого полностью оказался занят театральной коллекцией хозяина. Здание было выдержано в формах английской готики, эта же стилистика присутствует и в интерьерах. Фасады выполнены в красных тонах с белой отделкой деталей, стрельчатыми окнами, декоративными зубчатыми башенками и «теремковой» крышей над входным крыльцом. Дом быстро оказался одним из центров театральной Москвы: по субботам в гостях у Алексея Александровича собирались артисты, певцы, режиссеры, композиторы, писатели и другие деятели сцены.
Сам Бахрушин, создав уникальное собрание, хотел преподнести его Москве, но городские власти от такого подарка отказались. Алексею Александровичу помогло близкое знакомство с президентом Императорской Санкт-Петербургской Академии наук — великим князем Константином Константиновичем. 25 ноября 1913 года бахрушинская коллекция была передана в дар Академии наук, во главе созданного Театрального музея поставлено Правление музея, пожизненным председателем и почетным попечителем которого стал сам Алексей Александрович.
После Октябрьской революции Бахрушин признал власть большевиков, что позволило ему не только сохранить жизнь, но и остаться во главе своего музея. Он скончался в подмосковной усадьбе Горки в 1929 году и был похоронен на Ваганьковском кладбище. Здание Театрального музея в 1937–1938 годах было расширено и надстроено по проекту архитектора И.Е. Бондаренко, однако в целом сохранило исторический облик фасадов. Несколько соседних зданий постройки XIX века по улице Бахрушина также переданы музею, поскольку его фонды продолжают пополняться и в наши дни.
Информация с портала: www.mos.ru.
Bakhrushins merchant family was originally from Zaraysk. They manufactured cloth and leather. They also were doing "prasolstvo" - buying herds of cattle and moved it to big cities. Alexei Fyodorovich, the head of the family moved to Moscow with the family and settled in Kozevniki in 1821. Bahrushin-senior created his glove production here and it evolved into a large - morocco leather factory, equipped with the latest technology with the time.
Peter, Alexander and Basil, sons of Alexei Fedorovich continued his business after his death in 1848. They made their family production famous not only in Russia but also abroad, and become one of the wealthiest merchant families in the country. Soon they become famous as "professional philanthropists". No other merchant family had not donate that much money to help the poor and no other family built so many hospitals, hospices and shelters.
The third Moscow generation of Bakhrushins added the reputation of patrons and collectors to the glory of the family. So, Alexei Petrovich became known as a bibliographer, collector of porcelain, paintings and documents on the history of Moscow, and has published a book about art collectors "Who collects what: from the notebook." His cousin, Vladimir, was a famous enthusiast and an honorary member of the Moscow Art Photographic Society. His brother, Sergey Alexandrovich was collecting prints, woodwork and paintings. Among the latter were many paintings of M.A. Vrubel.
Alexei Alexandrovich Bahrushin was the best known in the collector’s world. He was a founder of Theatre Museum. He did not find his niche at once. First he was collecting Japan and China art, and then engaged in topics related to Napoleon. Dispute with merchant Kupreyanov in 1890 gave a start to Alexei Alexandrovich’s new hobby: who will collect more items related to the history of Russian theater in one year. Winning the bet Bahrushin continued working on this issue until the end of his days.
Wide variety of objects has become collectables –everything from personal items of artists to playbills. Alexey visited Sukharevskiy weekly market and the largest antique shops in Moscow in search of new acquisitions. Bahrushin demonstrated his collection to the public for the first time in 1894. the old house on Kozhevnicheskaya street appeared cramped very quickly and Alexey bought a plot of land at the end of Luzhnetskaya street. Architect K.K. Gippius built a new house in 1896. The first floor has been fully proved busy theatrical collection of the owner. The building exteriors and interiors were designed in the English Gothic style. The facades were made in red colors with white trim detail, lancet windows, decorative turrets and battlements "teremkovoy" roof over the entrance porch.
The house has quickly become one of the theatrical centers of Moscow. Actors, singers, directors, composers, writers and other figures of the scene gathered visiting Alexei Alexandrovich on Saturdays.
Bahrushin wanted to give his unique collection to Moscow, but the city authorities refused such a gift. Familiarity with the president of the Imperial St. Petersburg Academy of Sciences - the Grand Duke Konstantin Konstantinovich helped Alexei Alexandrovich. Bahrushin’s collection was donated to the Academy of Sciences On November 25th, 1913. Alexei Alexandrovich become chairman and honorary life trustee of the Board of Theater Museum.
Bahrushin acknowledged the Bolshevik government that allowed him to not only save his life, but also to continue leading the museum after the October Revolution. He died in the Gorki estate near Moscow in 1929 and was buried at Vagankovsky cemetery. The Theater Museum was extended and overbuilt by architect I.E. Bondarenko in 1937-1938, but generally retained the historical appearance of the facades. Several neighboring buildings of XIX century on Bakhrushina street also transferred to the Museum since its funds continue to be replenished in our days.
В 1893 году Савва Морозов, знаменитый купец и промышленник, решил купить старую усадьбу Аксаковых на Спиридоновке и построить для своей любимой жены Зинаиды особняк. Молодой архитектор Фёдор Шехтель создал здесь настоящий средневековый замок, сделавший его знаменитым и модным архитектором, к которому выстроилась очередь из богатых заказчиков.
Технологии дополненной реальности в приложении «Узнай Москву» позволят вам узнать историю создания особняка непосредственно от цифрового двойника Саввы Тимофеевича Морозова. Вам надо всего лишь открыть карточку объекта в приложении, нажать кнопку “Дополненная реальность” и погрузиться в изучение истории знаменитого особняка.
.jpg)
.jpg&w=1920&q=75)
.jpg&w=1920&q=75)
.jpg&w=1920&q=75)
.jpeg&w=1920&q=75)
.jpeg&w=1920&q=75)
.jpg&w=1920&q=75)









.jpg&w=1920&q=75)

%20BEL_0521.jpg&w=1920&q=75)










