Интерактивный гид по городу
С мобильным приложением бродить по городу гораздо интереснее!

List’s mansion

The famous architect Lev Nikolayevich Kekushev built mansion in Glazovsky Lane in 1898-1899 and it is considered to be the first Moscow’s Art Nouveau style creation.

List’s mansion
List’s mansion
ЦАО, Глазовский пер., дом 8, строение 1
The famous architect Lev Nikolayevich Kekushev built mansion in Glazovsky Lane in 1898-1899 and it is considered to be the first Moscow’s Art Nouveau style creation.
4.00
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
Архитектурный стиль:
Годы постройки:
1898-1899
Архитекторы:
Эпоха:
19th century
Виртуальный тур

Для просмотра нажмите кнопку

Информация о здании

Особняк в Глазовском переулке был построен в 1898-1899 годах по проекту известного архитектора Льва Николаевича Кекушева и считается первым московским произведением, выполненном в стиле модерн.

Небольшой, отделанный желтоватым тарусским мрамором и плиткой, особняк, с оригинальной угловой лоджией, выделяется своим мозаичным декором – панно над главным входом, с изображением подводного царства, и цветочным фризом. Панно было создано еще одним выдающимся мастером модерна – архитектором Вильямом Валькотом, о чем свидетельствует его авторская подпись в нижнем углу – латинские буквы W.W.

Кекушев первоначально строил особняк для себя, однако вскоре продал его фабриканту Отто Листу. После Листа владелицей особняка стала Наталья Кусевицкая, художница, жена Сергея Кусевицкого – известного контрабасиста и дирижера, музыканта оркестра Большого театра. В 1909 году он создал свой собственный оркестр, после революции руководил симфоническим оркестром в Петрограде, потом эмигрировал в Париж, продолжал свою музыкальную и педагогическую деятельность в Европе и США. Кусевицкий был основателем «Российского музыкального издательства», в совет которого входили композиторы С. В. Рахманинов, А. Н. Скрябин, Н. К. Метнер и другие. Издательство, призванное пропагандировать творчество молодых композиторов, публиковало партитуры произведений И. Ф. Стравинского, С. И. Танеева, С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина. Собрания совета издательства как правило проходили в особняке Кусевицких. В 1909 году в доме после своего возвращения из-за границы жил Александр Николаевич Скрябин, здесь, в гостях у Кусевицких, с ним встречался молодой Борис Пастернак. В начале марта 1909 года Пастернак приехал, чтобы показать композитору свои музыкальные произведения: «…В назначенный день, направляясь в Глазовский, где временно проживал Скрябин, я не столько вез ему свои сочинения, сколько давно превзошедшую всякое выраженье любовь и свои извинения в воображаемой неловкости, невольным поводом к которой себя сознавал. Переполненный номер четвертый тискал и подкидывал эти чувства, неумолимо неся их к страшно близившейся цели по бурому Арбату, который волокли к Смоленскому, по колено в воде, мохнатые и потные вороны, лошади и пешеходы».

Результатом посещения Скрябина стал отказ Б. Пастернака от карьеры композитора: мучившийся отсутствием у себя абсолютного музыкального слуха, Пастернак, как ему показалось, не только получил доказательство отсутствия его и у Скрябина, но заметил стыдливое смущение композитора при обсуждении этого вопроса. Как объяснял решение своего отца сын Пастернака, Евгений Борисович: «Для романтически настроенного юноши вопрос “все или ничего” был решен однозначно, ничего промежуточного, приспосабливающегося к условиям он не допускал». У этого посещения был, однако, и вполне положительный результат: по совету Скрябина Б.Пастернак незамедлительно перевелся с юридического факультета Московского университета, на котором успел отучиться неполный курс, на философское отделение историко-филологического, более соответствовавшее его интересам, чем юриспруденция.

В 1913 году в Россию с концертами приезжал знаменитый композитор и дирижер Клод Дебюсси, и по приглашению Сергея Кусевицкого, выступившего организатором его концертов, гостил в его особняке в Глазовском переулке.

После революции особняк был национализирован и передан под размещение дипломатических миссий. На протяжении многих лет здесь располагалось посольство Аргентины.

Сейчас особняк Листа-Кусевицких отдан под представительство Калужской области.

The famous architect Lev Nikolayevich Kekushev built mansion in Glazovsky Lane in 1898-1899 and it is considered to be the first Moscow’s Art Nouveau style creation. The house was rather small, finished with yellowish Tarussky marble and decorative tiles. It stand out with original corner balcony, and a panel above the main entrance, with a depiction of the underwater kingdom, and a flower frieze. The panel was created by another outstanding modernist master - architect William Valkot, as evidenced by his signature in the lower corner - the Latin letters W.W. Kekushev originally built the house for himself, but soon sold it to the factory owner, Otto List. Natalia Koussevitzky, an artist and wife of Sergei Koussevitzky - known bassist and conductor of the orchestra of the Bolshoi Theater became the owner of the mansion after List. In 1909 he created his own band. He led a symphony orchestra in Petrograd after the revolution, then emigrated to Paris, continued his musical and educational activities in Europe and the United States. Koussevitzky was the founder of the "Russian music publishing," the council that included composers Sergei Rachmaninoff, Scriabin, Medtner and others. Publisher, designed to promote the work of young composers, publish scores of works by Stravinsky, Sergei Taneyev, Rachmaninov, Scriabin. Meeting of the Board of publishers usually held in the mansion Koussevitzky. Alexander Scriabin lived in the house after his return from abroad in 1909. Young Boris Pasternak met Alexander Scriabin here at Koussevitzkys. In early March 1909, Pasternak came to show his music to the famous composer: "... On the appointed day, I was heading to Glazovsky where Scriabin lived temporarily. I was not so much interested to show him my writings but rather, to demonstrate surpassed expression of love and an apology in an imaginary awkwardness the involuntary cause to which I was conscious of myself. The crowded room was a fourth squeezed and threw up those feelings, inexorably carrying them to a scary approach towards the brown Arbat, which was dragged to Smolensky, knee-deep in the water, shaggy and sweaty crows, horses and pedestrians. " As a result of the meeting with Scriabin, Boris Pasternak turned down the tempting composer’s career: he suffered greatly of his absence at an absolute ear for music. Pasternak, as it seemed to him, not only got a proof of it, but also noticed shameful embarrassment of composer in discussing this issue. As Pasternak’s son, Eugene B. explained the decision of his father’s: “For the romantically minded youngster the question” all or nothing “was resolved unambiguously. He would not accept nothing intermediate, no adaptation to the provided conditions was allowed.” However, this visit brought a positive result as well: based on Scriabin’s advice Boris Pasternak immediately transferred from the Faculty of Law of the Moscow University where he did not even finish the first year to the Philosophy department of History and Philology faculty, which was more in line with its interests than the law. The famous composer and conductor Claude Debussy came to Russia in 1913 with concerts by the invitation of Sergei Koussevitzky. Koussevitzky produced the concerts and Debussy stayed and at his mansion at Glazovsky alley. After the revolution, the mansion was nationalized and accommodated diplomatic missions. It housed the Embassy of Argentina for many years. Now List-Koussevitzky mansion is occupied by the Kaluga region office in Moscow.
Автор статьи: Анна Сергеева-Клятис
Поделитесь статьей с друзьями
Интересное рядом(6)
Лосев Алексей Федорович
философ и религиозный мыслитель
Rachmaninoff S. V.

композитор
Pasternak B. L.
поэт