Здание посольства состоит из двух частей: старая была построена в 1930-е годы, новая – в 1990-е годы.
Посольская делегация независимой Финляндии прибыла в Москву в 1921 году и первое время вынуждена была жить в железнодорожном вагоне. Затем финское посольство сменило в Москве несколько адресов, пока 6 декабря 1938 года – в день независимости Финляндии – не было завершено строительство здания в Кропоткинском переулке. Его возвели в 1937–1938 гг. специально для финской миссии в Советском Союзе. На открытии присутствовали Максим Литвинов, Семен Буденный, Алексей Толстой и Сергей Эйзенштейн.
Это было и первое построенное для финской миссии здание, и вообще первое здание в Москве, которое возвели специально для иностранного представительства. До этого дипломатические миссии обычно размещались в старинных особняках. Постройке предшествовал архитектурный конкурс на лучший проект. В конкурсе участвовали 26 архитекторов. Победил Эрик Линдстрем, но параллельно он получил более крупный и приоритетный заказ на проектирование телеграфа в Хельсинки. И строительство посольства доверили известному финскому архитектору Хилдингу Экелунду, занявшему второе место в конкурсе. Экелунд работал в стиле северной неоклассики, сочетая в своих строениях классические и современные черты. Здание в Кропоткинском переулке, несомненно, стало ярким образцом функционализма, и, своего рода, иконой стиля.
Здание посольства очень лаконично. Фасад представляет собой белую стену и ряд окон без наличников. Низ облицован черным шлифованным гранитом. Вход выделен козырьком и аттиком с розеткой в виде слепого окна. А со двора фасад выглядит иначе: ассиметричный, с обозначенной лестничной клеткой и длинными балконами.
В интерьерах обращает на себя внимание мебель в стиле неорококо XIX века. Сложно представить, что ее тоже сделали финские дизайнеры – она довольно вычурная, с тонкой резьбой и позолотой. Дело в том, что эту мебель привезли в Москву из консульства Финляндии в Ленинграде. Там она появилась еще до того, как в Финляндии стал развиваться самостоятельный стиль. И когда пришло время обустраивать новое посольство, правительство решило использовать уже существующую пригодную мебель.
Стены украшают старинные бра с золотыми ангелами и картины кисти современных финских художников, привезённые из галереи современного искусства Kiasma в Хельсинки.
На втором этаже расположены столовая и парадный зал. В кабинете посла находятся предметы мебели, созданные по дизайну архитектора Элли Руут специально для здания посольства.
Новый корпус посольства спроектировал и построил в 1996 году архитектор Туомо Сийтонен. Главной задачей было создание единого комплекса с главным зданием, и это удалось. А чтобы новый корпус гармонично сочетался с шедевром московского модерна – особняком Дерожинской, построенным Федором Шехтелем в непосредственной близости, – архитектор оснастил его фасад металлическими жалюзи, создав предельно нейтральный фон для известного памятника архитектуры.
The independent Finland's Embassy staff arrived to Moscow in 1921 and in the beginning, had to put up with living in a railway carriage. Later, the Finnish Embassy changed several locations in Moscow until on December 6, 1938 — on Finland's Independence Day — a building in the Kropotkinsky Lane was finally completed. It was constructed in 1937–1938 specifically for the Finnish mission in the Soviet Union. The Embassy inauguration was attended by Maxim Litvinov, Semion Budionny, Alexey Tolstoy and Sergey Eisenstein.
It was the first building constructed for the Finnish mission and in general — the first building originally intended for a foreign diplomatic mission. Before that, diplomatic missions usually were given old mansions. The construction was preceded by an architectural competition for the best embassy building design. Twenty six architects participated in the competition. The design by Erik Lindroos won; but at the same time the Finnish architect won a larger order for designing the Helsinki Post and Telegraph building. Therefore, the Embassy design was entrusted to the renowned Finnish architect Hilding Ekelund who came second in the competition. In his designs, he preferred the Nordic Classicism and combined classical and modern features.
The Embassy building undoubtedly became a model of the style of Functionalism recognized throughout the world.
It is very neat; its facade may even seem too simple: a white wall, rows of windows without lintels. The lower part is faced with polished granite. The entrance is accentuated with a canopy and an attic with a blank window imitating rosette.
The courtyard side facade is different: it is asymmetrical, with a well defined stairwell and long balconies.
Interiors are remarkable for eclectic furniture that looks too intricate and non functional. It was brought over from the Finnish House in Saint Petersburg. The walls are decorated with wall lamps with golden putti and paintings by modern Finnish artists. All those paintings are from the Kiasma modern art gallery in Helsinki.
The dining room and the assembly hall with the 1950s furniture and accessories are on the first floor.
The Ambassador's office is furnished with the pieces designed by architect Elli Ruuth especially for the Embassy.
The new building for the Embassy was constructed in 1996 to the design by architect Tuomo Siitonen. The major criterion for the new building design was its matching the main building and integration into a single complex. The challenge was met with success. The new building is a good match to the 1930s Finnish Modernism.
In order for the new building to seamlessly blend with the neighboring Moscow Art Nouveau masterpiece — the Derozhinskaya mansion designed by Fiodor Schechtel — the Finnish architect covered his building with metal louvers that create an utterly neutral background for the architectural monument.
Oleg Fochkin







%20BEL_0521.jpg&w=1920&q=75)



