Интерактивный гид по городу
С мобильным приложением бродить по городу гораздо интереснее!

Станция метро «Парк культуры» (кольцевая)

Станция метро (изначально «Парк культуры имени Горького») получила название по расположенному рядом ЦПКиО, хотя рассматривались варианты переименования в «Крымский мост» или «Крымскую». В 1980 году её название сократили до «Парка культуры». Архитектор И.Е. Рожин спроектировал пилонную станцию с оригинальным решением: ступенчатые арки в пилонах создают иллюзию лёгкости, а барельефы изображают сцены советского досуга.  Узнаваемый наземный павильон станции мелькает в ключевой сцене фильма «Внимание! Всем постам…» В 2025 году портал «Узнай Москву» и Киностудия Горького реализуют совместный проект, посвященный 110-летию студии. Вспоминайте любимые фильмы, снятые в Москве и о Москве. Узнавайте историю памятных мест столицы, запечатленных в кадрах кинолент одной из старейших киностудий страны.

Станция метро «Парк культуры» (кольцевая)
Станция метро «Парк культуры» (кольцевая)
Крымская площадь

Станция метро (изначально «Парк культуры имени Горького») получила название по расположенному рядом ЦПКиО, хотя рассматривались варианты переименования в «Крымский мост» или «Крымскую». В 1980 году её название сократили до «Парка культуры». Архитектор И.Е. Рожин спроектировал пилонную станцию с оригинальным решением: ступенчатые арки в пилонах создают иллюзию лёгкости, а барельефы изображают сцены советского досуга. 

Узнаваемый наземный павильон станции мелькает в ключевой сцене фильма «Внимание! Всем постам…»

В 2025 году портал «Узнай Москву» и Киностудия Горького реализуют совместный проект, посвященный 110-летию студии.
Вспоминайте любимые фильмы, снятые в Москве и о Москве. Узнавайте историю памятных мест столицы, запечатленных в кадрах кинолент одной из старейших киностудий страны.

4.00
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
Архитектурный стиль:
Годы постройки:
1950
Архитекторы:
И. Рожин, Е.М. Маркова
Эпоха:
1950-е
Информация о здании

Название дано по расположенному вблизи ЦПКиО им. Горького. В первые годы своего существования станция часто обозначалась на схемах под названием «Парк культуры имени Горького».

Она предназначалась для транспортировки пассажиров к ЦПКиО им. Горького, и (как и в случае с одноименной радиальной станцией) из-за достаточной удаленности от самого парка предлагалось переименовать её то в «Крымский мост», то в «Крымскую», то в «Чудовку». Но название станции претерпело изменения лишь в 1980‑м году, когда в преддверии Олимпиады его сократили до «Парка культуры».

Это пилонная трехсводчатая станция глубокого заложения. Архитектор И.Е. Рожин в этом проекте попытался зрительно облегчить массивные пилоны, и ему это удалось. Каждый пилон он «прорезает» ступенчатыми арками, визуально превращая его в четыре колонны, стоящие по углам. В арки он помещает медальоны работы скульптора С.М. Рабиновича. Всего получилось 26 барельефов, 12 из которых дублируются. На них изображены различные виды досуга и отдыха, доступные советскому человеку (катание на коньках, шахматы, авиамоделирование, цветоводство, футбол и другие).

Освещение станции достигается своеобразными «китайскими фонариками», подвешенными к своду, и четырьмя торшерами, которые находятся у деревянных диванов в перронных залах. Эти торшеры выполнены из мрамора малахитового цвета в виде четырехугольной колонны, расширяющейся к верху. Наверху композиция из металла: листья держат кольцо, на которое укреплены четыре плафона.

Свод центрального зала декорирован лепными розетками и шнурами, рисунок которых взят из кельтских узоров.

Критики отмечают, что можно было бы достигнуть большей визуальной легкости и воздушности, если использовать в отделке пилонов материалы светлых тонов вместо серого мрамора «лопота». Сам И.Е. Рожин считал своей ошибкой выбор мест для подвески светильников. Они оказались не напротив, а между медальонами с барельефами. В результате чего получились двойные тени. Этот факт неприятно удивил архитектора и чуть не довел до слез скульптора, но станция к тому моменту была почти завершена – никакие доработки уже не разрешались.

Наземный павильон (архитекторы И.Е. Рожин и Е.М. Маркова) – массивное здание, внутреннее пространство которого организовано как храм крестово-купольной системы. В трех прямоугольных «пределах» находятся вход, кассы, переход и выход в город. В полукруглой в плане «апсиде» – эскалаторы. В центральной части находится кессонированный полусферический купол – прямая цитата из Пантеона в Риме. Ставят точку в христианском подтексте четыре лепных медальона в основании купола. На них изображены гости парка, которые явно отсылают нас к библейской истории об Адаме и Еве.

Автор статьи: Егор Егорычев
Рекомендации
Особняк Зинаиды Морозовой с дополненной реальностью

В 1893 году Савва Морозов, знаменитый купец и промышленник, решил купить старую усадьбу Аксаковых на Спиридоновке и построить для своей любимой жены Зинаиды особняк. Молодой архитектор Фёдор Шехтель создал здесь настоящий средневековый замок, сделавший его знаменитым и модным архитектором, к которому выстроилась очередь из богатых заказчиков.

Технологии дополненной реальности в приложении «Узнай Москву» позволят вам узнать историю создания особняка непосредственно от цифрового двойника Саввы Тимофеевича Морозова. Вам надо всего лишь открыть карточку объекта в приложении, нажать кнопку “Дополненная реальность” и погрузиться в изучение истории знаменитого особняка.

ул. Спиридоновка, дом 17, строение 1
Краснопресненская, Баррикадная
Духовно-просветительский комплекс российских традиционных религий в районе Отрадное
Нововладыкинский пр., вл. 15 - ул. Хачатуряна, д. 8, корп. 1
Отрадное, Владыкино