Склады Товарищества водочного завода, складов вина, спирта и русских и иностранных виноградных вин Смирнова были построены в 1888–1889 годах по заказу одного из самых успешных и известных предпринимателей России того времени — Петра Арсеньевича Смирнова. Он был не просто основателем и владельцем знаменитого водочного завода, но и поставщиком Двора Его Императорского Величества. В конце XIX века продукция завода пользовалась большой популярностью как в России, так и за её пределами, что потребовало расширения производственных мощностей и создания современных складских помещений.
Проект зданий разработал архитектор Николай Антипович Воскресенский, известный своими работами в стиле «кирпичной архитектуры». Фасад здания характеризуется строгими линиями, рустованными пилястрами и сложным кирпичным декором венчающего карниза. В архитектуре промышленного здания Воскресенский мастерски использовал ритмическое чередование пилястр и оконных проёмов, что создало впечатление монументальности и надёжности.
Планировка основного корпуса определялась каркасом наружных несущих стен и двумя продольными рядами прямоугольных колонн. В цокольном этаже здания была создана система перекрытий с парусными сводами на подпружных арках, а остальные перекрытия выполнены в виде сводчатых ребристых кирпичных сводов по металлическим балкам (типа «Монье»). Такое решение позволило обеспечить прочность и долговечность зданию.
В конце XIX века помещения арендовались под интендантские склады, а в советское время были переоборудованы для «Винторга». С начала 1940-х годов здесь располагался административно-производственный корпус завода шампанских вин, переименованного с 1993 года в ОАО «Корнет».
К началу реставрации здание сохранило первоначальную планировочную структуру, но фасады и интерьеры подверглись значительным изменениям. Кирпичные столбики ограждения кровли и дымовые трубы были разобраны, чердачные окна утеряны, окна цокольного этажа заложены, а на северном торцовом фасаде и дворовых стенах пробили новые оконные и дверные проёмы.
Cклады «Товарищества водочного завода, складов вина, спирта и русских и иностранных виноградных вин П.А. Смирнова».
Трехэтажная, каменная с подвалом постройка, выдержанная в так называемом «кирпичном стиле», – характерный образец промышленной архитектуры конца XIX века. Расположенное по красной линии Садовнической улицы здание было возведено архитектором Н.А. Воскресенским в 1888–1889 годах по заказу знаменитого предпринимателя, поставщика Императорского двора, Петра Арсеньевича Смирнова – в качестве главного производственного корпуса «Товарищества водочного завода, складов вина, спирта и русских и иностранных виноградных вин П.А. Смирнова».
Автор проекта выстроил композицию фасадов на ритмичном сочетании помещенных в простенках высоких рустованных пилястр и оконных проемов. Венчающему карнизу был придан сложный кирпичный декор.
Планировочная структура основного объема корпуса с производственными залами определялась каркасом наружных несущих стен и двумя продольными рядами прямоугольных колонн. В цокольном этаже имелась система перекрытий с парусными сводами на подпружных арках. Остальные перекрытия – сводчатые ребристые кирпичные своды по металлическим балкам (типа «Монье») между первым и вторым этажами, и плоские – над вторым и третьим этажом. Лестницы при входах и второстепенные помещения размещались в торцевой восточной и дворовой южной пристройках.
Здание эксплуатировалось как производственное до конца XIX столетия, затем его арендовали под размещение интендантских складов. В советское время «склады» переоборудовали под нужды разместившегося во владении «Винторга». В начале 1940-х годов здесь располагался административно-производственный корпус завода шампанских вин.
К началу восстановления здания здесь находились цеха по выпуску готовой продукции, отделы рекламы, дегустационные залы и т.д. Третий этаж был оборудован под офисы и сдан в аренду.
Историческая архитектура фасадов претерпела изменения. Кирпичные столбики ограждения кровли и дымовые трубы были разобраны, чердачные окна утеряны, окна цокольного этажа заложены, а на северном торцовом и дворовых фасадах пробит ряд дверных и оконных проемов. На дворовом фасаде, к которому примкнули поздние пристройки, был частично утрачен венчающий карниз.
Внутри здания сохранилась первоначальная планировочная структура основных производственных залов, незначительно искаженная поздними перегородками. В интерьерах, изменившихся из-за многочисленных перегородок, остались элементы декоративной отделки 1930–1940-х годов.
Ремонтно-реставрационные работы по приспособлению памятника под современное использование включали возвращение первоначального архитектурно-художественного облика здания на период его постройки с воссозданием утраченных деталей. Были разобраны поздние пристройки, восстановлены первоначальные оконные и дверные проемы, раскрыты заложенные окна в цокольном этаже. Неаутентичные оконные проемы на северном торцевом фасаде заложили. Лицевую поверхность кирпичной кладки стен и цоколя расчистили от красочных слоев и укрепили. На отдельных участках произвели докомпоновку утраченных кирпичей.
Кровля была заменена с восстановлением водосточных труб и желобов. Специалисты вернули зданию утраченный парапет по периметру крыши, первоначальные формы чердачных окон, входные лестницы в южной пристройке. Над входами воссозданы кованые металлические козырьки. Деревянное наружное заполнение дверей и окон выполнялось в соответствии с архивными материалами и аналогами данного исторического периода, а также с учетом современных противошумовых и теплоизоляционных технологий.
В воссоздании интерьеров стояла задача сохранить пространственную структуру здания 1888–1889 годов, включая местоположение лестниц и объем лестничных клеток. Для этого отреставрировали перекрытия с парусными сводами на подпружных арках в подвальном этаже, демонтировали поздние перегородки и подвесные потолки. Стены были расчищены от поздних отделочных материалов и красочных слоев.
В 2015 году объект стал лауреатом конкурса Правительства Москвы на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия "Московская реставрация" в номинации: "За научно-методическое руководство при проведении работ на объекте культурного наследия".













%20BEL_0521.jpg&w=1920&q=75)





