Интерактивный гид по городу
С мобильным приложением бродить по городу гораздо интереснее!

"Alexandrovsky Sad" metro station

The uniqueness of this station’s location – right next to the Kremlin – made its engineering aspects and its history equally unique.

"Alexandrovsky Sad" metro station
"Alexandrovsky Sad" metro station
ЦАО, Воздвиженка ул., дом 1, дом 3/5, стр. 4
The uniqueness of this station’s location – right next to the Kremlin – made its engineering aspects and its history equally unique.
3.35
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
Годы постройки:
1935 г.
Архитекторы:
А.И. Гонцкевич, С. Сулин
Информация о здании

Станция метро «Александровский сад» была открыта 15 мая 1935 г. Это единственная в Московском метро подземная станция с боковыми платформами. Между платформами расположены два пути. Такая конструкция объясняется тем, что при строительстве станции с островной платформой (платформа в центре, пути по бокам) пришлось бы развести перегонные тоннели, и они бы врезались в фундаменты Манежа и Кутафьей башни. Поэтому по настоянию куратора строительства профессора В.Л. Николаи и коменданта Кремля Р.А. Петерсона проект бы изменен. Пути, примыкающие к станции, были уложены в двухпутный тоннель между Кутафьей башней и Манежем. И это не единственная особенность «Александровского сада».

Станция имеет криволинейную платформу. Она создает большие неудобства для машиниста: мешает при наблюдении за посадкой и высадкой пассажиров. Поэтому на станции до сих пор работают дежурные, которые подают машинисту сигнал об отправлении.

Участок «Александровский сад» (бывш. Калининская) — «Киевская» — это единственный отрезок в московском метро, который был закрыт для эксплуатации на несколько лет. Подземные помещения использовались как склады, а наземные вестибюли были забиты щитами. Этот неглубокий участок (все станции мелкого заложения) был самым уязвимым местом Московского метрополитена — важнейшего стратегического объекта. Поэтому был разработан проект строительства трех станций глубокого заложения: «Арбатской», «Смоленской», «Киевской» — параллельно Арбатскому радиусу (Филевской линии). Участок был назван Арбатско-Покровским радиусом, и когда 5 апреля 1953 г. его сдали в эксплуатацию, старый участок закрыли. 7 ноября 1958 г. произошло повторное открытие станции теперь в составе вновь созданной Филевской линии до станции Кутузовская.

Станция уникальна по многим параметрам. Это рекордсмен по числу переименований из всех станций метрополитена бывшего СССР. «Имени Коминтерна» и «Улица Коминтерна» в 30-х — 40-х гг., «Калиниская» с 1946 по 1990 г. и всего несколько дней в начале 90-х — «Воздвиженка», но это название почему то не прижилось.

Архитектурное оформление станции не представляет особого интереса, она так и осталась технологическим транспортным сооружением.

Три ряда восьмигранных (шестигранных) колонн — по одному на платформах и еще один между путями — поддерживают потолочные перекрытия. Нижняя часть стен и колонны на платформах покрыты желтым, кремовым, коричневатым крымским мраморным известняком. Средний ряд колонн намеренно просто отштукатурен, чтобы не акцентировать внимание на проложенных в центре станции путях. Для перехода через пути предназначен арочный мостик, находящийся посередине станции. В фойе между мостиком и кассовым вестибюлем стоит бюст М.И. Калинина.

Единственный вестибюль станции расположен в цоколе главного здания РГБ на ул. Воздвиженка.

Архитекторы станции — А. Гонцкевич, С. Сулин, инженер-конструктор — В. Дмитриев.

Alexandrovsky Sad station was opened on May 15th, 1935. This is the only underground station of the Moscow Metro that has side platforms, with two tracks located between them. This layout was chosen because the construction of a station with an island platform (one platform between two tracks) would require two tunnels to be built, and in that case, they would have had to go through the foundations of the Manege and the Kremlin’s Kutafya Tower. Therefore, at the insistence of the curator of the construction of Professor V.L. Nikolai and commandant of the Kremlin R.A. Peterson's project was changed. The roads adjoining the station were laid in a two-way tunnel between the Kutafia Tower and the Manege. But this is far from the only distinctive feature of Alexandrovsky Sad. The station’s platform is curved. This is a major inconvenience for train drivers, since it prevents them from having a clear view of their passengers getting on and off the train. This is why human monitors are still present on the platforms — they watch the passengers and signal for the driver to depart (on most other stations, there are cameras installed that serve the same function). The section between Alexandrovsky Sad (formerly Kaliniskaya) and Kievskaya station is the only part of the Moscow metro that stayed closed for several years in a row, during which time the underground facilities of the stations were used as warehouses, and their surface entrances were nailed down. This shallow section (all the stations were not very deep) was the most vulnerable area of the Moscow Metro, an infrastructure object of great strategic importance. So, a plan to construct three deeper stations was developed. These were Arbatskaya, Smolenskaya, and Kievskaya, which were positioned along the so-called Arbatsky radius (currently Filyovskaya line). The new section was called Arbatsko-Pokrovsky radius, and as soon as it started operating on April 5th, 1953, the older part was closed. It was re-opened on November 7th, 1958, becoming a part of the newly built Filyovskaya, with Kutuzovskaya station as its terminus. The station is unique in many ways. It holds a record for most times renamed among all the subway stations of the former USSR. It was called Comintern and Ulitsa Cominterna (‘Street of the Comintern’) in the 1930's and 1940 's; Kalininskaya from 1946 to 1990; and Vozdvizhenka for just a few days in the early 1990's – that last name didn’t stick for some reason. The architectural design of the station is hardly of any note: it was built as a purely utilitarian infrastructural facility. The station’s ceiling is supported by three rows of octahedral and hexagonal columns, one row on each platform, and one more between the tracks. The lower part of the walls and columns on the platforms are covered with yellow, cream, brownish Crimean marble limestone. The middle row of columns is intentionally simply plastered, so as not to focus attention on the paths laid in the center of the station. To cross the path, an arch bridge is located in the middle of the station. In the foyer between the bridge and the cash vestibule stands the bust of M.I. Kalinin. The station’s only lobby is located in the basement of the main building of the Russian State Library on Vozdvizhenka Street. The station was designed by architects A.Gontskevitch and S.Sulin, and the structural engineer V.Dmitriev.
Автор статьи: Евгения Стаханова
Рекомендации
Особняк Зинаиды Морозовой с дополненной реальностью

В 1893 году Савва Морозов, знаменитый купец и промышленник, решил купить старую усадьбу Аксаковых на Спиридоновке и построить для своей любимой жены Зинаиды особняк. Молодой архитектор Фёдор Шехтель создал здесь настоящий средневековый замок, сделавший его знаменитым и модным архитектором, к которому выстроилась очередь из богатых заказчиков.

Технологии дополненной реальности в приложении «Узнай Москву» позволят вам узнать историю создания особняка непосредственно от цифрового двойника Саввы Тимофеевича Морозова. Вам надо всего лишь открыть карточку объекта в приложении, нажать кнопку “Дополненная реальность” и погрузиться в изучение истории знаменитого особняка.

ул. Спиридоновка, дом 17, строение 1
Краснопресненская, Баррикадная
Духовно-просветительский комплекс российских традиционных религий в районе Отрадное
Нововладыкинский пр., вл. 15 - ул. Хачатуряна, д. 8, корп. 1
Отрадное, Владыкино