Интерактивный гид по городу
С мобильным приложением бродить по городу гораздо интереснее!

Tretyakov’s gallery

"I do not need any rich nature, no magnificent composition, no spectacular lighting, no miracles," wrote PM Tretyakov. "Give me at least a dirty puddle, so that in it truth is poetry, and poetry can be in everything, this is an artist's job"

Tretyakov’s gallery
Tretyakov’s gallery
Лаврушинский пер., дом 10, строение 4
Polyanka, Tretyakovskaya, Novokuzneckaya
"I do not need any rich nature, no magnificent composition, no spectacular lighting, no miracles," wrote PM Tretyakov. "Give me at least a dirty puddle, so that in it truth is poetry, and poetry can be in everything, this is an artist's job"
4.04
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
Архитектурный стиль:
Годы постройки:
1906
Эпоха:
19th century, 1900s
Информация о здании

Дом в Лаврушинском переулке семья Третьяковых купила в 1851 году. Но история этого владения прослеживается еще с конца XVII столетия. Уже тогда здесь были возведены каменные палаты, которые перестраивались на протяжении последующих веков, в том числе и во второй половине XVIII века при Кологривовых – тогдашних владельцах. Следующая перестройка была осуществлена купцами Шестовыми в 1835-1839 годах.

В 1856 году П. М. Третьяков приобрел первые две картины русских художников – полотно Василия Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами» и «Искушение» Николая Шильдера, – которые и положили начало его знаменитому собранию. Через некоторое время места для постоянно пополнявшейся коллекции стало не хватать, и в 1872 году Павел Михайлович пристроил к юго-западному углу главного дома дополнительный корпус, где и разместил свою галерею. По мере роста собрания, в 1880-е годы, по проекту архитектора А. С. Каминского, «семейного» зодчего Третьяковых (Александр Степанович был женат на дочери Сергея Михайловича Третьякова), в целях расширения экспозиционных площадей, было возведено еще несколько строений, в том числе и по Малому Толмачевскому переулку. Тогда же выстроена новая ограда с парадным входом со стороны Лаврушинского переулка.

В 1892 году П. М. Третьяков передал свою коллекцию, включавшую к тому времени 1287 картин, 518 рисунков и 9 скульптур русских художников XVIII-XIX веков, а также 75 картин, принадлежавших его недавно скончавшемуся брату Сергею Михайловичу, в дар городу Москве. Сам же Павел Михайлович стал пожизненным попечителем галереи. Уже после его смерти в 1899-1900 годах жилой дом Третьякова был перестроен и приспособлен под нужды галереи. А еще через два года строения по Лаврушинскому переулку были объединены новым фасадом по проекту художника В. М. Васнецова, именно тогда и появился знакомый всем облик Третьяковской галереи.

В 1913 году попечителем галереи был назначен И. Э. Грабарь, ставший после революции ее директором. В 1920-х– начале 1930-х годов к «Третьяковке» присоединили несколько соседних владений, в том числе и закрытую к тому времени церковь Святителя Николая в Толмачах. В 1936 году по проекту архитектора А. В. Щусева возведен дополнительный двухэтажный корпус с северной стороны от главного здания, залы которого вскоре были включены в основной маршрут экспозиции.

В годы Великой Отечественной войны экспонаты Третьяковской галереи были эвакуированы в Новосибирск и Пермь. Само же здание пострадало во время вражеских налетов. Но уже к 1944 году большая часть залов была отремонтирована.

В середине 1980-х годов начались работы, связанные со строительством депозитария и нового, к сожалению, крайне неудачного с архитектурной точки зрения, музейного корпуса на углу с Большим Толмачевским переулком. Одновременно реконструирован и основной корпус с сохранением его исторического облика. Все работы завершились к 1995 году. В общий музейный ансамбль была включена и церковь Николы Чудотворца в Толмачах – в настоящее время она является домовым храмом-музеем Третьяковской галереи. Здесь, в частности, находится одна из самых чтимых реликвий Русской Церкви – чудотворная Владимирская икона Божьей Матери.

В настоящее время собрание галереи насчитывает свыше 170 тысяч произведений искусства. И это не только один из известнейших мировых музеев, но и крупный научный и реставрационный центр.

«Мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес, дайте мне хоть грязную лужу, да чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия во всем может быть, это дело художника»

П.М. Третьяков в своем письме живописцу Аполлинарию Горавскому

Tretyakov family bought the house in Lavrushinsky Lane in 1851. But the history of this property is traceable back to the end of the XVII century. Even then, there were built stone chambers that were rebuilt over the following centuries. Kologrivovs, the owners at that time, also rebuilt the chambers in the second half of the XVIII century.

Merchants Shestovs conducted the next restructuring in 1835-1839.

Pavel Tretyakov acquired the first two paintings of Russian artists: - “Skirmish with Finnish Smugglers” by Basil Khudiakov and "Temptation" by Nikolai Schilder in 1856. That was a foundation of his great collection. There was not enough space for a constantly growing collection after some time. Pavel attached to the southwest corner of the main house additional housing where and put his gallery in 1872.

With the growth of the collection, architect A. Kaminski, the "family" architect of Tretyakovs (Alexander Stepanovich was married to the daughter of Sergei Tretyakov) constructed several buildings, including those along the Small Tolmachevskaya alley in order to increase exhibition space, in the 1880s.

New fence with a grand entrance from Lavrushinsky lane was built at the same time.

Pavel Tretyakov donated his collection, which included at that time 1287 paintings, 518 drawings and 9 sculptures of Russian artists XVIII-XIX centuries, as well as 75 paintings belonging to his brother Sergei Mikhailovich, who died recently, to the city of Moscow In 1892. Pavel himself became a lifelong trustee of the gallery. Even after his death Tretyakov house was rebuilt and adapted to the needs of the gallery in 1899-1900. Buildings on Lavrushinsky Lane were united by the new facade designed by the artist Viktor Vasnetsov two years later. This is when the familiar look of the Tretyakov Gallery appeared.

I.E. Grabar was appointed a trustee of the gallery in 1913. He became a director of the gallery after the Revolution. "Tretyakov Gallery" was added by several neighboring estates, including closed by the time the church of St. Nicholas in Tolmachev in the 1920s and early 1930s. The architect Shchusev built additional two-storey building on the north side of the main building, which rooms were soon incorporated into the main route of exposure in 1936.

Tretyakov Gallery exhibits were evacuated to Novosibirsk and Perm during the Great Patriotic War. The building itself was damaged during enemy attacks. But by 1944, most of the rooms had been renovated.

The new depository and museum building construction started in Bolshoy Tolmachevskiy Alley in the mid -1980s. Unfortunately, the new exhibition building was not a very unsuccessful in terms of architecture. The main body was reconstructed simultaneously while maintaining its historic appearance. All work was completed by 1995. The church of St. Nicholas in Tolmachev - now it is the home church - museum of the Tretyakov Gallery was included in the general museum ensemble. Here, in particular, is one of the most venerated relics of the Russian Orthodox Church - the miraculous Icon of the Vladimir Mother of God.

Currently, the gallery’s collection counts more than 170,000 works of art. And it is not only one of the most famous museums in the world, but also a major research and restoration center.
Автор статьи: Алексей Дедушкин
Теги:
Поделитесь статьей с друзьями
Интересное рядом(9)
Болотная наб. (сквер)
Tretyakovskaya, Novokuzneckaya
Голутвинский 3-й пер., 8/10, стр. 5
Polyanka
меценат, коллекционер живописи
Ivan the Terrible
First Tsar of All the Russias
архитектор
Vasnetsov V. M.
живописец, архитектор
предприниматели