Церковь Петра Митрополита — древнейший храм архитектурного ансамбля Высоко-Петровского монастыря, воздвигнутый в 1514–1517 годах на месте более раннего деревянного храма выдающимся итальянским зодчим Алевизом Фрязиным Новым, автором проекта Архангельского собора Московского Кремля. Этот храм представляет собой один из наиболее ранних в русском зодчестве образцов столпообразного центричного многолепесткового храма.
Основание в XIV столетии храма «на Высоком», в тогдашнем загородном селе, связано с важнейшим событием в жизни нашей страны – переносом в 1325 году митрополичьей кафедры из Владимира в Москву. С этого времени Москва превращается в духовный центр русских земель, а через 300 лет станет столицей Российского государства. В 1339 году Митрополит Петр был причислен к лику святых, а храм «на Высоком» (впоследствии Высоко-Петровский монастырь) стал сакральным местом почитания святителя.
Собор имеет высоту около 23 метров, он возведен из красного кирпича. Архитектура храма уникальна: его нижний ярус представляет собой октаконх — восьмилепестковое сооружение, где четыре больших полукружия ориентированы по сторонам света, а четыре малых — по диагоналям. Над первым ярусом возвышается световой восьмерик, увенчанный граненым шлемовидным куполом, покрытым чёрной лощёной черепицей.
В 1689–1690 гг., в ходе создания нового ансамбля монастыря в стиле «нарышкинского барокко», собор был «поновлен» и в 1690 году вновь торжественно освящен в присутствии царей Петра и Иоанна Алексеевичей. К западному входу пристроили каменное крыльцо в виде «сени» на четырёх столбах. На рубеже XVII–XVIII веков вокруг храма появилась круговая галерея-паперть с полукруглыми лестницами-крыльцами. В первой половине XVIII века декор фасадов был дополнен богатейшими и уникальными для московского региона полихромными наружными росписями.
В 1812 году Высоко-Петровский монастырь был занят французскими кавалеристами, осквернившими все его храмы, в том числе собор. Маршал Мортье, назначенный Наполеоном военным губернатором Москвы, устроил в монастыре свою резиденцию. Здесь он приговаривал к смертной казни москвичей, подозревавшихся в поджогах города. Их расстреливали у монастырских стен со стороны Петровского бульвара и тут же в монастыре, у колокольни, хоронили. Одновременно с этим в монастыре была устроена скотобойня. В 1813 году храм Петра Митрополита был вновь освящен.
После 1917 года Петровский монастырь стал приютом для архиереев, лишенных большевиками кафедр, а в 1926 году и вовсе был закрыт. Гробницы Нарышкиных были частично разрушены, в монастырских палатах открыли шляпную мастерскую и чайную, в Сергиевской церкви - спортивный зал, а в братских кельях разместился Государственный литературный музей. В Петровском же соборе устроили склад художественных фондов. Это привело к значительным повреждениям уникального памятника.
С 1950-х годах началась медленная реставрация монастыря. В 1990-х годах он вновь был открыт, и в его стенах работал известный в Москве Российский Православный университет.
В 1893 году Савва Морозов, знаменитый купец и промышленник, решил купить старую усадьбу Аксаковых на Спиридоновке и построить для своей любимой жены Зинаиды особняк. Молодой архитектор Фёдор Шехтель создал здесь настоящий средневековый замок, сделавший его знаменитым и модным архитектором, к которому выстроилась очередь из богатых заказчиков.
Технологии дополненной реальности в приложении «Узнай Москву» позволят вам узнать историю создания особняка непосредственно от цифрового двойника Саввы Тимофеевича Морозова. Вам надо всего лишь открыть карточку объекта в приложении, нажать кнопку “Дополненная реальность” и погрузиться в изучение истории знаменитого особняка.






%20BEL_0521.jpg&w=1920&q=75)




