Открыть в приложении
Скачать
close

Истории знаменитых и примечательных московских домов, рассказанные краеведами и простыми горожанами. Для поиска интересных мест Москвы используйте фильтры, сортировку и карту.

Станция метро "Рижская"

Станция метро "Рижская"

ЦАО, пересечение просп. Мира с ул. Сущевский вал
Рижская
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
Годы постройки:
1958
Архитекторы:
Ю.А. Колесникова ,Г.Е. Голубев,С.М. Кравец,А. Рейнфельдс,В.Я. Апситис
Назначение постройки
Метро

Информация о здании

Станция «Рижская» была открыта 1 мая 1958 в составе участка «Ботанический сад» (ныне – «Проспект Мира» Калужско-Рижской линии) — «ВСХВ». Этот период в истории архитектуры проходил под лозунгом «борьбы с излишествами в проектировании и строительстве». В 1955 году вышло знаменитое постановление, где были провозглашены новые принципы: простота, строгость форм и экономичность решений. Сооружения метрополитена, которые возводились в эти годы, одновременно несли в себе черты уходящего большого стиля и отвечали новым веяниям в архитектуре. Именно такими были станции открывшегося в мае 1958 года Рижского радиуса: "Ботанический сад", «Рижская», «Мир» и «ВСХВ».

«Рижская» - трехсводчатая станция глубокого заложения, ее глубина составляет 46 метров. Наземный вестибюль в форме ротонды построен по типовому проекту архитекторов «Мосметростроя» (С.М. Кравец, Г.Е. Голубев, Ю.А. Колесникова). Такой же вестибюль был сооружен на соседней станции «Алексеевская». Перед павильоном установлена бронзовая скульптура работы Семена Ковнера. Она представляет фигуру рабочего с искусственным спутником Земли в руке и посвящением: «Создателям первого спутника Земли».

В рамках сотрудничества союзных республик для создания проекта перронного зала были приглашены латышские архитекторы. В 1956 году объявили конкурс, на который поступило 6 работ из Латвии. Победа досталась проекту Вайделотиса Апситиса и Артура Рейнфельдса.

Первоначальный проект подземной части станции предусматривал более насыщенный декор – мозаику, сюжетные барельефы, кованные светильники. Однако под влиянием идеологической «борьбы с излишествами» архитекторам пришлось значительно упростить архитектурно-художественное решение. Как рассказывал автор проекта В. Апситис: «В отделке станции применена характерная для рижских традиций цветовая палитра: зелёный тон, созвучный нарядности городских парков, тёмно-бордовый – как отражение кирпичной архитектуры и черепичных крыш Риги, и жёлтый – характерный для Риги летом, во время цветения лип". Некоторые видят в цветовых сочетаниях «Рижской» многообразие оттенков янтаря – символа Латвии и Балтийского региона.

Часть отделочных материалов была заказана на латвийских предприятиях. Так, пилоны перронного зала облицевали балтийской керамикой желтого и красного цвета. Часть плиток украсили рельефом с народным орнаментом, а в центре пилонов разместили рельефы в технике глубокой гравировки по эскизам художника Гирта Вилкса. На рельефах изображены рижские и латвийские достопримечательности: Театр оперы и балета и Филармония, Музей искусств и Академия художеств, Университет и Академия наук, Дом совета министров и Дом ЦК КПЛ, порт, павильоны Центрального рынка, Старая Рига с Пороховой башней, и Шведскими воротами, Кемери и другие сюжеты. Национальный мотив читается и в рисунке вентиляционных решёток.

Работая в период отсутствия четких стилевых ориентиров, которые формировались в СССР в контексте идеологических установок, архитекторам станции удалось создать достаточно цельный образ. "Рижская" – пример переосмысления и гармоничного синтеза наследия сталинской неоклассики, национальных традиций и современных требований функциональности.

Распечатать статью