Интерактивный гид по городу
С мобильным приложением бродить по городу гораздо интереснее!

State budgetary institution of culture of Moscow "State Museum-cultural center ‘Integration’ named after N.A. Ostrovsky "

The museum is located in the monument of history and culture of the 18th - 20th centuries. It was built in the late 80s of the 18th century by project of architect M. F. Kazakov. At different times amazing people lived in it. Princess Zinaida Volkonskay, lived here in 1824, turned the house into a real temple of art, organized a literary and musical salon. From 1898th to 1917th the merchant – millionaire G. G. Eliseev owned the building. He gave a significant part of the building as a shop, which didn’t change the address throughout the XX century. Since 1918, part of the house was used as apartments. In 1935-1936 the writer Nikolai Ostrovsky, the author of the book ‘How the Steel Was Tempered’ lived in one of these apartments. In 1940, the museum of the name of N. Ostrovsky was created in the apartment. In 1992, it was renamed the State Museum - Humanitarian Center “Overcoming” named after N. A. Ostrovsky in connection with the creation of a new exposition of the museum dedicated to people with a difficult destiny, who, following the example of N. A. Ostrovsky, overcame their ailments. The museum has been focused on working with disabilities for many years. Work with disable people covers all areas of the museum’s activities: science education, exposition, exhibition, publishing, stock research, concert. http://tverskaya14.ru/

State budgetary institution of culture of Moscow "State Museum-cultural center ‘Integration’ named after N.A. Ostrovsky "
State budgetary institution of culture of Moscow "State Museum-cultural center ‘Integration’ named after N.A. Ostrovsky "
Tverskaya Street, 14
Pushkinskaya, Tverskaya, Chekhovskaya
The museum is located in the monument of history and culture of the 18th - 20th centuries. It was built in the late 80s of the 18th century by project of architect M. F. Kazakov. At different times amazing people lived in it. Princess Zinaida Volkonskay, lived here in 1824, turned the house into a real temple of art, organized a literary and musical salon. From 1898th to 1917th the merchant – millionaire G. G. Eliseev owned the building. He gave a significant part of the building as a shop, which didn’t change the address throughout the XX century. Since 1918, part of the house was used as apartments. In 1935-1936 the writer Nikolai Ostrovsky, the author of the book ‘How the Steel Was Tempered’ lived in one of these apartments.

In 1940, the museum of the name of N. Ostrovsky was created in the apartment. In 1992, it was renamed the State Museum - Humanitarian Center “Overcoming” named after N. A. Ostrovsky in connection with the creation of a new exposition of the museum dedicated to people with a difficult destiny, who, following the example of N. A. Ostrovsky, overcame their ailments. The museum has been focused on working with disabilities for many years. Work with disable people covers all areas of the museum’s activities: science education, exposition, exhibition, publishing, stock research, concert.

http://tverskaya14.ru/
4.83
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
Tuesday, Wednesday, Friday, Saturday and Sunday: 10:00 – 18:00 (ticket office works until 17.30) Thursday: 13:00 – 21:00 (ticket office works until 20.30) Monday and last Friday of the month are days off.
Выставки, временные экспозиции, экскурсии(13)
Экспонаты(20)
Общая информация о музее

Государственный музей — культурный центр «Интеграция» имени Н.А. Островского — учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы. Организация объединяет музейную и культурно-досуговую работу и включает несколько площадок. В структуру входят два музея: музей Николая Островского (ул. Тверская, 14) и музей-квартира И.Д. Сытина (ул. Тверская, 12/2), а также два культурных центра. На музейных площадках работают постоянные экспозиции и выставочные программы, в культурных центрах действуют студии и секции, реализуются инклюзивные проекты и практики.

Музей на Тверской связан с мемориальной квартирой Николая Островского: с 1918 года часть помещений на верхних этажах здания, ранее полностью занимавшего Елисеевский магазин, была отдана под жилые квартиры; в одной из них писатель провёл последний год жизни (1935–1936). Музей в его квартире открыт в 1940 году. В 2016 году учреждение было преобразовано в многофункциональный центр, ориентированный на развитие идей инклюзивного общества и сочетание музейной деятельности с социальными и культурными инициативами.

Директор

Первым директором музея была назначена Раиса Островская — вдова писателя.
Сейчас директором является Игорь Сергеевич Думенко.

Доступная среда

Одной из ключевых задач «Интеграции» является социокультурная интеграция людей с ограниченными возможностями здоровья. В учреждении развиваются инклюзивные и развивающие программы, а также практики, направленные на вовлечение людей с инвалидностью, незащищённых групп населения и пожилых людей в культурную жизнь. В работе подчёркивается сочетание традиционного музейного дела и социального предпринимательства, в том числе связанного с вопросами занятости.

Отдельным направлением действует Городской методический центр по социокультурной интеграции людей с инвалидностью в культурную жизнь города Москвы: проводятся семинары и тренинги для сотрудников учреждений культуры по вопросам корректного взаимодействия с посетителями с особенностями здоровья.
В числе проектов, обозначенных как инновационные и инклюзивные, упоминаются форматы, связанные с восприятием культуры вне привычных условий, а также программы, рассчитанные на совместное участие разных аудиторий.

Информация об экспозиции

На площадке ул. Тверская, 14 действует музей Николая Островского: открыта постоянная экспозиция, работает зал сменных выставок, сохранены мемориальные комнаты писателя. С 1980-х годов музей развивает тему «истории дома»: в экспозиционных решениях появился салон Зинаиды Волконской, воссоздающий культурную атмосферу первой трети XIX века. Параллельно оформилось направление «Преодоление», связанное с историями людей с инвалидностью, которые продолжали работать и творить.

Музей-квартира И.Д. Сытина (ул. Тверская, 12/2) размещается на втором этаже дома, где книгоиздатель Иван Дмитриевич Сытин (1851–1934) жил с семьёй в 1928–1934 годах. Это мемориальное пространство, посвящённое одному из заметных русских просветителей начала XX века, и самостоятельная музейная площадка. Коллекции музея-квартиры И.Д. Сытина были переданы в собрание музея Николая Островского в 2016 году; музей-квартира открылась 19 сентября 2019 года.

Программы и мероприятия

Деятельность «Интеграции» строится как сочетание музейных форматов, культурных программ и образовательных практик. На базе культурных центров на ул. Лазо, 12 и ул. Саянская, 6Б работают творческие студии и спортивные секции; в каждом центре действует более 50 студий по шести направлениям: спорт, творчество, танцы, развитие, театр и музыка. Проводятся выставки и концерты, реализуются инклюзивные проекты. Среди названных инициатив — «Концерт в темноте», сувенир ручной работы «Перовская мурава», «Игры в темноте», бизнес-тренинги «Диалог в темноте».

С 2017 года учреждение участвует в городском межведомственном образовательном проекте «Учебный день в музее», который реализуется по решению руководства Департамента культуры города Москвы и Департамента образования и науки города Москвы при участии ГАУК «МОСГОРТУР» и Городского методического центра. Цель проекта — использование ресурсов музеев для углубления и расширения школьных знаний. В рамках программы в музее предусмотрены уроки для 9-х классов по обществознанию, литературе и истории.

Литературный урок «Золотой век. Поэты пушкинской поры в салоне княгини Зинаиды Александровны Волконской» опирается на экспозицию, создающую атмосферу салона первой трети XIX века: используются фрагменты романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», предметы «с историей», игровые задания. Урок истории «Пушкинская Москва. Путешествие в XIX век» проводится как урок-квест по старинным улицам Москвы с маршрутными заданиями и поиском памятников архитектуры и адресов, связанных с кругом салона З.А. Волконской (ныне ул. Тверская, 14).

Историческая справка. Реставрация

История музея связана с домом на Тверской улице. В конце 1780-х годов здесь был построен дом в стиле классицизма по проекту архитектора М.Ф. Казакова; владелицей была Екатерина Козицкая. Позднее дом перешёл её дочери Анне, ставшей второй женой дипломата Александра Белосельского-Белозерского. С конца 1824 года здесь жила Зинаида Волконская, превратившая дом в заметное культурное место: она привезла коллекцию отца и проводила литературные салоны, на которых бывали, в частности, А.С. Пушкин, П.А. Вяземский, Е.А. Баратынский, Н. Девитте и другие.

В 1898 году дом приобрёл купец Григорий Елисеев. Здание было перестроено, и на первом этаже открылся магазин «Елисеевский», просуществовавший более века. После национализации в 1918 году жилая часть использовалась под квартиры. В 1935 году в квартиру № 39 переехал писатель Николай Островский с женой и прожил здесь последний год жизни (1935–1936).

Решение о создании музея в квартире писателя было принято по инициативе ЦК ВЛКСМ; торжественное открытие состоялось 21 октября 1940 года. Первым директором была назначена Раиса Островская, вдова писателя. С первых лет музей вёл экскурсионную и научно-просветительскую работу: проводились утренники и литературно-художественные вечера, звучали воспоминания родных и близких. До конца 1980-х годов музей активно участвовал в общественной жизни: принимал гостей IV Фестиваля молодёжи и студентов (1957), с 1960 года здесь проходили церемонии принятия в пионеры, вручения комсомольских билетов, выдачи паспортов по достижении 16 лет; сотрудники выезжали с лекциями и культурными программами.

В 1992 году здание было перестроено, а музей получил название «Государственный музей-гуманитарный центр „Преодоление“ имени Н.А. Островского»; в этот период подчёркивалась поддержка людей с инвалидностью, проводились выставки, встречи и концерты. 14 декабря 2016 года приказом Департамента культуры города Москвы № 967 учреждение было объединено с Центром социокультурных программ «Интеграция». В том же году в музейное собрание были переданы коллекции музея-квартиры И.Д. Сытина; музей-квартира открылась 19 сентября 2019 года. Объединение закрепило модель многофункционального культурного центра, который сочетает музейные задачи, культурные программы и инклюзивные практики.

Автор статьи: Ольга Греф
Рекомендации
State Central Museum of Contemporary History of Russia
Moscow, Tverskaya Street, 21
Pushkinskaya, Tverskaya, Mayakovskaya
Дом-музей А. Н. Островского
ЦАО, Ордынка М. ул., дом 9/12, строение 6
Tretyakovskaya, Novokuzneckaya
Отзывы
(6)
Поделитесь статьей с друзьями
Интересное рядом(6)
Trubnaya, Cvetnoj bulvar, Chekhovskaya
Stoleshnikov Lane

This alley was once the Christmas street.

Столешников переулок
Ohotnyj ryad, Kuzneckij most, Pushkinskaya, Tverskaya, Chekhovskaya
Сквер Майи Плисецкой
поэт, переводчик