ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

1-й и 2-й Спас-Тушинские курганные могильники

Новотушинский пр., д. 5, стр. 1
(Нет голосов)
Вятичи, оставившие после себя 1-й и 2-й Спас-Тушинские курганные могильники унаследовали от своих предков погребальный обряд, связанный с обязательным формированием курганной насыпи на месте погребения усопшего.
+ -

Этот открытый еще в XIX веке могильник некогда насчитывал 78 насыпей (часть из них частично повреждена или полностью уничтожена застройкой XX века). В результате раскопок было установлено, что насыпи скрывают под собой славянские погребения конца XII–XIII вв. н.э., принадлежавшие представителям племени вятичей, т.е. того племени, которое занимало всю долину р. Москвы и территорию современного города Москвы.

Справочно:

Среди восточнославянских племен в эпоху Древнерусского государства наиболее заметные отличия от своих соседей сохраняли вятичи. Вятичи создали племенной союз и в IX-XI вв. н.э. Вятичи населяли верхнеокский регион и контролировали пересечение важных торговых путей, связывавших Европу и страны Востока.

Вятичи, как и все славянские племена, жили родовым строем. Они знали только род, который означал совокупность родственников и каждого из них; роды составляли "племя". Народное собрание племени избирало себе вождя, который командовал войском во время походов и войн. Он назывался старинным славянским именем "князь". Постепенно власть князя усиливалась и становилась наследственной. Вятичи, жившие среди необозримых лесных массивов, строили бревенчатые избы, схожие с современными, в них прорубались маленькие окошечки, которые во время холодов наглухо закрывали задвижками.

Земля вятичей была обширна и славилась своими богатствами, обилием зверя, птицы и рыбы. Вели они замкнутую полуохотничью, полуземледельческую жизнь. Мелкие деревни из 5-10 дворов по мере истощения пашен переносились на другие места, где выжигался лес, и 5-6 лет земля давала хороший урожай, пока не истощалась; тогда надо было снова переходить на новые участки леса и все начинать сначала. Помимо земледелия и охоты вятичи занимались бортничеством и рыболовством. Бобровые гоны существовали тогда на всех реках и речках, а бобровый мех считался важной статьей товарообмена. Вятичи разводили крупный рогатый скот, свиней, лошадей. Корма для них заготовляли косами, длина лезвий которых достигала полуметра, а ширина - 4-5 см.

Вятичи вели оживленную торговлю. Были установлены торговые связи с арабским миром, они шли по Оке и Волге, а также по Дону и далее по Волге и Каспийскому морю. В начале XI века н.э. налаживается торговля с Западной Европой, откуда поступали предметы художественного ремесла. Динарии вытесняют другие монеты и становятся основным средством денежного обращения. Но дольше всех вятичи торговали с Византией - с XI по XII века н.э., куда везли меха, мед, воск, изделия оружейников и златокузнецов, а взамен получали шелковые ткани, стеклянные бусы и сосуды, браслеты.

Археологические раскопки в земле вятичей открыли многочисленные ремесленные мастерские металлургов, кузнецов, слесарей, ювелиров, гончаров, камнерезов. Металлургия основывалась на местном сырье - болотных и луговых рудах, как везде на Руси. Обрабатывалось железо в кузницах, где применялись специальные горны диаметром около 60 см. Высокого уровня у вятичей достигло ювелирное дело. Коллекция литейных форм, найденных в наших местах, уступает только Киеву: найдено 19 литейных форм в одном местечке Серенск. Мастера изготовляли браслеты, перстни, височные кольца, крестики, амулеты и т.д.

Вятичи, оставившие после себя 1-й и 2-й Спас-Тушинские курганные могильники унаследовали от своих предков погребальный обряд, связанный с обязательным формированием курганной насыпи на месте погребения усопшего. XII–XII века, как известно, время отхода населения восточнославянских племен от языческих традиций и перехода к христианским традициям византийского образца. Такой отход, а лучше даже сказать переходный период, разумеется сказывался на представлениях древних вятичей о погребальном обряде. Например, в тех курганах, что предстают перед взором посетителей парка Митино, большое распространение получает обычная для православных христиан традиция хоронить усопшего головой на запад и в некоторых отдельных случаях даже класть тело покойного в специальную, пока еще неглубокую – до 25 см могильную яму. Однако, вместе с этими новыми для своих современников традициями продолжают сохраняться языческие традиции их предков – возведение курганной насыпи над погребением покойного (от 6 до 15 м в диаметре при высоте от 1 до 3,5 метров), ритуальные кострища, которыми «очищали» место погребения перед совершением самого обряда, а так же традиция класть в одну могилу с покойным некоторую часть его личного имущества. Последняя традиция позволила исследователям-археологам по оставленным в погребениях вещам определить принадлежность погребенных в курганах людей именно к племенам вятичей, ведь в курганах было найдено кроме прочего инвентаря значительное количество украшений, свойственных, как показали исследования, именно этой племенной группе.

Среди находок, которые исследователи смогли извлечь из курганных насыпей, встречаются такие находки как пятилопастные и семилопастные височные кольца (женское украшение, которое прикреплялось к специальной тесьме, что носили на голове вятические женщины – прообраз современных сережек), бронзовые витые гривны (прообраз современных ожерелий), бронзовые и биллоновые подвески (прообраз современных кулонов) бронзовые бубенчики, перстни и браслеты, различных цветов и форм стеклянные и сердоликовые (полудрагоценный камень) бусы, бытовые ножи и глиняные горшки.

Анастасия Гусева

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
3-е Спас-Тушинской селище

3-е Спас-Тушинской селище

Новотушинский пр., д. 5, стр. 1

В 1992 году было проведено последнее на сегодняшний день исследование этого памятника археологии.

(Нет голосов)
Дома
4-е Спас-Тушинское селище

4-е Спас-Тушинское селище

Новотушинский пр., д. 5, стр. 1

4-е Спас-Тушинское селище было обнаружено в 1968 г. Е.Н.Мачульским

3.11
Дома
2-е Спас-Тушинской городище

2-е Спас-Тушинской городище

Новотушинский пр., д. 5, стр. 1

Исследования специалистов зафиксировали на данной возвышенности следы пребывания населения, которое можно отнести к эпохе появления первых железных орудий – Дьяковской археологической культуре.

(Нет голосов)
Дома
Археологические памятники в Ландшафтном парке "Митино"

Археологические памятники в Ландшафтном парке "Митино"

Новотушинский пр., д. 5, стр. 1

Ландшафтный парк "Митино" – место с уникальной историей. Первые поселения возникли здесь в VII в. до нашей эры, позднее в XI – XIII вв. н.э. на этой территории расселились славянские племена вятичей и кривичей. В настоящее время в парке располагаются 12 памятников археологии (курганные могильники, селища и городище)

3.25