ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Ансамбль Рогожской ямской слободы

Школьная ул., дд. 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26 , 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36/38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 46, 47, 48, 49, 51/57
объект культурного наследия федерального значения
3.65
Улица, полностью сохранившая свою дореволюционную застройку и стиль
  • Ансамбль Рогожской ямской слободы
+ -

В самом конце XVI века указом царя Бориса Годунова на окраине Москвы была устроена ямская «гонная» слобода. Свое название – Рогожская – она получила по богатому селу Рогожь (ныне город Ногинск).

В 1771 году в связи с эпидемией чумы были закрыты практически все действовавшие городские кладбища, а новые устроены за пределами города. За Рогожской заставой обширная территория была выделена под устройство старообрядческого кладбища. Вскоре оно стало главным центром «поповцев», т.е. староверов, допускающих священство. В связи с этим владения в расположенной неподалеку от кладбища Рогожской слободе стали скупаться старообрядцами. И в XIX веке слобода стала по большей части старообрядческой.

Две главные улицы Рогожской слободы – Воронья (ныне – Сергия Радонежского) и 1‑я Рогожская (ныне – Школьная) сохранились и поныне. Но если Воронья практически полностью изменила свой внешний вид (в 1980‑е годы была снесена вся историческая застройка четной стороны, а сама улица существенно расширена), то 1‑я Рогожская сохранила свой дореволюционный облик. В старину она носила и иные названия: Крутоярская (по питейному дому «Крутой яр») и Тележная. Последнее название часто встречается в мемуаристике, но документально не подтверждается. Застроена она была каменными двухэтажными домами, в которых в основном располагались постоялые дворы и лавки по продаже телег, экипажей и шорного товара. Несмотря на свою немалую ширину (и по современным меркам это далеко не самая узкая улица), здесь всегда царила толчея. По воспоминаниям современника, «на ней с раннего утра толпился народ, и она представляла большую ярмарку. Движение народа, обозов, троек со звенящими бубенцами – всё это ее очень оживляло, и она резко отличалась от всех московских улиц».

В ХХ веке «троек со звенящими бубенцами» и толчеи, естественно, не стало, а в бывших постоялых дворах разместились по большей части коммунальные квартиры. Саму улицу зачем-то переименовали в Школьную – по одной школе рабочей молодежи, якобы располагавшейся здесь в течение нескольких месяцев вскоре после революции.

В 1970‑е годы у городских властей появилась весьма резонная идея формирования в Москве заповедных зон с целью сохранения памятников истории, архитектуры и культуры. К сожалению, этим планам не суждено было сбыться в полном объеме, но именно Школьная улица, практически полностью сохранившая свою историческую застройку, стала одной из таких зон. Коммуналки были расселены и бо́льшая часть улицы отдана под реставрацию. Прежде чем приступить к работам, специалистами была проделана большая и кропотливая работа по поиску первоначальных архитектурных планов бывших ямщицких домов. Реставрация растянулась на долгие годы и была завершена только в конце 1990‑х годов. За эти годы были восстановлены фасады всех домов, вошедших в заповедную зону, воссоздана большая часть деревянных ворот постоялых дворов. Возле дома № 18 сохранилась одна из немногочисленных в современной Москве вентиляционных тумб дореволюционной городской канализации.

В отреставрированных зданиях в настоящее время располагаются различные конторы, а сама Школьная улица является одной из пешеходных улиц Москвы и популярным местом для прогулок горожан.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или
  • Маргарита Зайцева   13 июля 2014 12:08

    Извините, но 1-ый абзац. 2-ое предложение. Написано: "Свое название - Рогожская - она получила по богатому селу Рогожь (ныне город Ногинск), К О Т О Р О Е заканчивалась слобода".

Интересное рядом

Дома
Здание таможни

Здание таможни

Волочаевская ул., дом 40, корпус 2

Таможня — образец промышленной эклектики, распространенной в годы активного развития мануфактурного производства в Москве.

(Нет голосов)
Дома
Городская усадьба Морозовых

Городская усадьба Морозовых

Ул. Николоямская, д. 47

Еще один дом, связанный с широко известным семейством Морозовых.

3.56
Дома
Часовня «Проща»

Часовня «Проща»

Сергия Радонежского ул., д. 25

Место прощания преподобного Сергия Радонежского с его учеником Андроником

3.16
Дома
Жилой дом, 1802 г., 1844 г.

Жилой дом, 1802 г., 1844 г.

Ул. Сергия Радонежского, д. 13, стр. 1.

Несколько окон в этом доме позднее превратились в двери

3.4
Дома
Жилой дом середины XIX века

Жилой дом середины XIX века

Шелапутинский пер., д. 1, стр. 1

Именно из этой усадьбы в Шелапутинском переулке разлетелись по всей Москве многочисленные потомки Саввы Морозова.

(Нет голосов)
Дома
Жилой дом Н.П.Баулина

Жилой дом Н.П.Баулина

Николоямская ул., д. 52, стр. 1

Дом Н.П.Баулина, в основе которого сохранились палаты XVIII в., построен в начале XIX в., и претерпел ряд реконструкций в 1820-х и 1880-х гг. Архитектором здания считается Н.Д.Струков, придавший вид памятнику, наблюдаемый нами сегодня.

(Нет голосов)
Музеи
Государственный музей «Московский транспорт»

Государственный музей «Московский транспорт»

В настоящее время Музей «Московский транспорт» - это один из старейших подобных музеев в России, который может поспорить со своими конкурентами - транспортными музеями Нью-Йорка, Лондона, Парижа, Мюнхена, Вены, Праги и Пекина.  Музей ежегодно проводит выездные тематические выставки и пробеги восстановленных старых автобусов, троллейбусов и трамваев.  Городская пассажирская ретро-техника используется на московских праздниках и массовых мероприятиях, участвует в парадах и съёмках теле - и кинофильмов.  В экспозиции музея представлены разные марки легковых и грузовых автомобилей, такси, трамваев, автобусов и троллейбусов, перевозившие пассажиров по столичным улицам, а также милицейские и пожарные машины. Среди них: легендарные «полуторки» и «трехтонки», полные коллекции автомобилей «Москвич» и ГАЗ, и даже персональные машины советских руководителей.  Здесь можно проследить хронологию развития отечественного транспорта и узнать, как его последовательная модернизация повлияла на общий прогресс советского и российского общества.  Посетители знакомятся с реконструкциями различных событий советского периода российской истории, известными многим современным москвичам только из книг и фильмов, а эрудированные экскурсоводы подробно информируют их о конструктивных особенностях ретро-транспорта. Стоимость билета Билет для взрослых стоит 400 рублей, для ребенка 7 - 17 лет – 200 рублей.

(Нет голосов)
Территории
Таганский детский парк им. Н.Н. Прямикова

Таганский детский парк им. Н.Н. Прямикова

Здесь впервые в Москве была применена рекламная неоновая вывеска.

(Нет голосов)
Дома
Главный дом городской усадьбы

Главный дом городской усадьбы

улица Сергия Радонежского, дом 15-17, строение 15

После ухода ревизионной комиссии причт кадил храм, для изгнания «большевистского антихристова духа».

3.35
Дома
Городская усадьба Долгоруких - Р.Б. Шен

Городская усадьба Долгоруких - Р.Б. Шен

2-й Сыромятнический пер., д. 11

Небольшой замок когда-то был настоящей усадьбой.

3.38