ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Дом графа Остермана

5
Один из немногих уцелевших уголков старой Москвы, где еще жив дух старинной усадьбы.
  • Дом графа Остермана
+ -

Здание в начале Делегатской улицы представляет собой архитектурный ансамбль, формировавшийся на протяжении XVIII-XIX вв.
Первоначально на этом месте находилась московская городская усадьба. При Иване Андреевиче Остермане в 1786 г. здесь был построен трехэтажный дворец с флигелями и переходами, названный тогда «Домом графа Остермана».
Первыми владельцами территории были представители древнего рода Стрешневых. Основатель династии Романовых, Михаил Федорович, после женитьбы в 1626 г. на Евдокии Лукьяновне Стрешневой пожаловал эти земли ее отцу Лукьяну Степановичу.
В 1660-х гг. «Стрешнев огород» принадлежал Родиону Матвеевичу Стрешневу, затем его сыну Ивану, жене последнего и, наконец, с 1739 г. - их сыну, последнему владельцу из рода Стрешневых – Василию Ивановичу. При нем здесь появляются первые каменные сооружения - двухэтажные палаты на каменном основании, стоявшие в глубине двора. По словам историка И.М. Снегирева, это был «огромный и великолепный дом, который почитался одним из первых в Москве».
Служебные и хозяйственные постройки располагались вдоль проезда, ведущего к Убогому дому. Позже проезд стали называть Божедомским переулком, а в XX в. его переименовали в Делегатскую улицу.
После В.И.Стрешнева усадьба досталась его племяннику, графу Ивану Андреевичу Остерману. Новый владелец сразу начал ее перестройку. Спустя 4 года, к 1786 г., все основные сооружения были обновлены и стали каменными.
Главный дом-дворец превратился в трехэтажный, двухэтажные флигеля соединились с ним полукруглыми крытыми переходами, которые имели сквозные проезды на задний двор. Курдонёр (парадный двор) украсился двумя декоративными прудами. Планировочная структура усадьбы получила трехчастную композицию, которая сохранилась до нашего времени. История не донесла до нас имя архитектора дворца, но, вероятно, он принадлежал школе М.Ф.Казакова.
За дворцом, чуть в стороне от него, И.А.Остерман устроил романтический парк, пользовавшийся неизменным успехом у нередких гостей графа, жившего, как тогда говорили, «открытым домом».
В ноябре 1809 г. Иван Андреевич принимал почетного гостя – императора Александра I, посетившего Москву проездом из Твери.
По завещанию усадьба переходила к внучатому племяннику И.А.Остермана, А.И.Остерману–Толстому, единственному наследнику по мужской линии и продолжателю фамилии бездетных братьев Ивана и Федора Остерманов.
Новому владельцу было строго наказано «сей дом никогда не продавать и не закладывать», и чтобы он «всегда оставался под названием Дома Графа Остермана».
Александр Иванович Остерман-Толстой не уделял усадьбе много внимания. Будучи военным, он чаще находился при армии, бывая в Москве лишь изредка, а когда приезжал, то больше любил останавливаться в своем подмосковном имении Ильинском.
В 1812 г. дворец сильно пострадал в большом московском пожаре, но во флигелях еще какое-то время жили немногие постояльцы.
Вопреки воле своего двоюродного деда Остерман-Толстой в 1827 г., навсегда покидая Россию, решает продать усадьбу. Его желание совпало по времени с поисками новых помещений для Московской семинарии. Кто подал Николаю I идею обратить внимание на владение Остермана-Толстого, остается загадкой, но на одном из документов появляется высочайшая резолюция: «Должно искать другой [дом], например, Графа Остермана, более уединенный и с обширным садом».
Прошло 10 лет, прежде чем в Доме графа Остермана начались семинарские занятия. В течение первых пяти лет рассматривались различные варианты переделки усадьбы. Одни архитекторы предлагали полностью разрушить все старые здания и на их месте возвести новые (М.Д.Быковский, 1836 г.). Другие хотели снести только второстепенные, но сохранить дворец и нарастить его с восточной и западной сторон (Е.Е.Еремеев, 1839 г.). И лишь петербургский синодальный архитектор А.Ф.Щедрин предложил оставить неприкосновенными все существующие строения, восстановить сгоревший дворец и расширить его в глубину участка. Таким образом, внешние очертания усадьбы не нарушались, и сохранялось здание, «издавна привлекавшее к себе внимание московских жителей, и сломка которого произвела бы неприятное впечатление».
Бережное отношение к Дому графа Остермана наблюдается и позднее. Когда семинария стала нуждаться в увеличении своих площадей, новые корпуса возводились со стороны сада, не нарушая, а дополняя сложившийся ранее ансамбль. После революции 1917 г. строительных работ на усадьбе не велось. В конце 1940-х гг. появилось самое высокое сооружение – здание Президиума Совета Министров РСФСР (арх. В.Г.Гельфрейх), но оно было поставлено очень деликатно, рядом со старинным парком, примкнув к бывшему семинарскому общежитию, и его высота потерялась среди вековых лип.
Время не пощадило некоторые служебные флигеля, другой стала красная линия нынешней Делегатской улицы, исчезли пруды, сократилась территория парка, но центральное ядро московской городской усадьбы конца XVIII в. с домом графа Остермана сохранило в целом свой облик и является ярким памятником архитектуры эпохи классицизма. Это один из немногих уцелевших уголков старой Москвы, где еще жив дух старинной городской усадьбы. Весь комплекс (включая пристройку конца 1940-х гг.) является памятником архитектуры федерального значения и охраняется государством.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или
Интересное рядом
Музеи
Российский национальный музей музыки

Российский национальный музей музыки

Российский национальный музей музыки – крупнейшая сокровищница памятников музыкальной культуры, не имеющая аналогов в мире. Здесь хранятся уникальное собрание нотных и литературных авторских рукописей, исследования по истории культуры, редкие книги, нотные издания. Фонды Музея музыки насчитывают около миллиона экспонатов. В филиалах сосредоточены автографы, письма, фотографии и разного рода документы, связанные с жизнью и творчеством деятелей русской и зарубежной музыкальной культуры.

Особое место занимает собрание музыкальных инструментов народов мира. В состав фондов Музея музыки входит Государственная коллекция уникальных музыкальных инструментов: крупнейшее собрание струнных инструментов мастеров разных стран и эпох, среди которых шедевры А. Страдивари, семей Гварнери, Амати.

Обширен фонд аудио- и видеозаписей; в собрании изобразительных материалов – шедевры, которые могли бы украсить экспозиции лучших мировых художественных музеев, - полотна М. Врубеля, К. Коровина, В. Серова и других, известных всему миру художников.

Музей музыки – авторитетный научный центр. Научные сотрудники ведут исследовательскую работу, занимаются поиском, введением в культурный обиход неизвестных, забытых или неопознанных произведений, автографов, музыкальных имен.


В состав Российского национального музея музыки входят:

Музей музыки (ул. Фадеева, 4.)
Музей С.С. Прокофьева (Камергерский пер., 6)
Мемориальная усадьба Ф.И. Шаляпина (Новинский б-р, 25–27)
Музей «П.И. Чайковский и Москва» (Кудринская пл., 46/54)
Музей-квартира Н.С. Голованова (Брюсов переулок, дом 7, кв. 10)
Музей-квартира А.Б. Гольденвейзера (Тверская ул., 17, кв. 110)

 Instagram:  musicmuseum_ru
 Одноклассники: https://ok.ru/group/54222634549426




(Нет голосов)
Дома
Здание кинотеатра «Арс», в котором 20 ноября 1918 г. Ленин Владимир Ильич выступал на собрании, организованном Московским комитетом и Пресненским райкомом

Здание кинотеатра «Арс», в котором 20 ноября 1918 г. Ленин Владимир Ильич выступал на собрании, организованном Московским комитетом и Пресненским райкомом

Тверская ул., д. 23, стр. 1

Любопытное в архитектурном отношении здание Театра им. К.С.Станиславского (улица Тверская, д. 23) – один из очень романтичных памятников московской старины, история которого согласно московским преданиям тянется достаточно издалека

(Нет голосов)
Памятники
Памятник маршалу Ф.И. Толбухину

Памятник маршалу Ф.И. Толбухину

Самотечный б-р

Федор Иванович Толбухин (1894—1949) — советский военачальник, Маршал Советского Союза, Герой Советского Союза, народный герой Югославии, Герой Народной Республики Болгарии, кавалер ордена «Победа».

(Нет голосов)
Дома
Церковь Сергия, что в Крапивниках

Церковь Сергия, что в Крапивниках

Крапивенский переулок, д. 4, стр.2

С 1991 года здесь находится выдающееся произведение искусства и почитаемая святыня – Кийский Крест.

3.1
Дома
Дома жилого кооператива «Труженик искусства», 1927-1932 гг., арх. В.С. Кузнецов

Дома жилого кооператива «Труженик искусства», 1927-1932 гг., арх. В.С. Кузнецов

Воротниковский пер., д. 7, корп. 1, 2, 3, 4

Здесь в 1927-1950-х гг. жили и работали артисты Малого театра Рыжов, Головин, Рафаилов, Е.Н. Гоголева, В.Я. Хенкин, В.М. Барсова.
В корпусе №3 в 1920-1930-х гг. помещалась оперная студия К.С. Станиславского, в 1920 1940-х гг.- Центральный дом работниковискусств

(Нет голосов)
Дома
Здание Самотечных торговых бань, конец XVIII ‒ начало ХХ в.

Здание Самотечных торговых бань, конец XVIII ‒ начало ХХ в.

2-й Волконский пер., д. 5, стр. 1

В 2002 г. исторические банные постройки были реконструированы с сохранением уличных фасадов и с приспособлением под размещение офисных помещений.
В настоящее время здание Самотечных торговых бань поставлено на государственную охрану как выявленный объект культурного наследия.

(Нет голосов)
Дома
Станция метро «Новослободская»

Станция метро «Новослободская»

Ул. Новослободская

Дата открытия: 30.01.1952
Открыта в составе участка "Курская" - "Белорусская".
Конструкция станции - пилонная трехсводчатая глубокого заложения.
Построена по типовому проекту.

3.52
Памятники
Бюст В.И. Попкова

Бюст В.И. Попкова

Самотечная пл. (сквер)

Виталий Иванович Попков (1922—2010) — летчик-ас, участник Великой Отечественной войны, дважды Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации.

(Нет голосов)
Территории
Цветной бульвар

Цветной бульвар

Во второй половине XIX века это было не самое лучшее место для вечерних семейных прогулок.

(Нет голосов)
Дома
Дом, в котором жил Пушкин Александр Сергеевич у своего друга П.В.Нащокина в 1836 г.

Дом, в котором жил Пушкин Александр Сергеевич у своего друга П.В.Нащокина в 1836 г.

Воротниковский пер., д. 12, стр. 1

В этом месте Москвы находилась слобода Воротников, стражей городских Кремлевских ворот. Их перевели сюда с Малой Дмитровки, когда Москва разрослась до Земляного Города – четвертого оборонительного кольца. По этой слободе получил свое название Воротниковский переулок.

(Нет голосов)
Дома
Английский клуб

Английский клуб

Тверская ул., д.21

"...Балконы, львы на воротах, И стаи галок на крестах"...

3.4
Памятники
Памятник воинам, отстоявшим мир и свободу в борьбе с фашизмом

Памятник воинам, отстоявшим мир и свободу в борьбе с фашизмом

пересечение ул. — Дурова, Делегатской и Самотечной

(Нет голосов)