ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Станция метро «Новослободская»

3.6
Дата открытия: 30.01.1952
Открыта в составе участка "Курская" - "Белорусская".
Конструкция станции - пилонная трехсводчатая глубокого заложения.
Построена по типовому проекту.
  • Станция метро «Новослободская»
+ -

«Новослободская» – последняя из пяти станций метро, спроектированных Алексеем Николаевичем Душкиным, одним из самых интересных архитекторов периода сталинского ампира. Она открыта 30 января 1952 года в составе четвертой очереди строительства Московского метро – строительства Кольцевой линии.

Среди проектов для этой станции был объявлен конкурс. Тогда уже известный зодчий Душкин предложил молодому архитектору А.Ф. Стрелкову сделать совместный проект. И он принес им победу. В их конкурсном проекте было два варианта вестибюля. Архитекторы не могли решить, какой вариант лучше – в итоге решение было принято градсоветом.

«Новослободская» – пилонная станция глубокого заложения. Казалось бы, такая конструктивная система (использование тяжелых пилонов, а не изящных колонн) сама диктует архитекторам будущий облик – торжественно строгий и даже суровый. Но в данном случае проектировщики сумели создать легкое пространство, уводящее зрителя (то есть обычного пассажира метро) в свой сказочный мир.

Пилоны станции плавно переходят в своды. В центре каждого пилона находится арочный витраж, подсвеченный изнутри. Благодаря этому пилоны зрительно растворяются в многочисленных арках витражей и арочных проходах к перонным залам. Чередование полуциркульных и килевидных завершений разного размера с латунной окантовкой создает сказочную ритмическую композицию, манящую зрителя к главному украшению – смальтовому панно «Мир во всем мире» на торцевой стене. Оно создано художником Павлом Кориным и изображает мать с младенцем, который тянет руки к голубю. Изначально, правда, вместо этого голубя был медальон с изображением Сталина. Мозаика эта чудом сохранилась до наших дней. По указанию Хрущева решено было всю композицию демонтировать. Но её сохранили, поставив перед ней стену, облицованную гранитом. Таким образом мать с младенцем на руках пребывала в «замурованном» состоянии несколько лет, пока к власти не пришел Л.И. Брежнев.

Витражи в пилонах были созданы также по эскизам Корина, но уже латвийскими мастерами. Интересно, что для этого были использованы стекла из Кафедрального Собора в Риге, которые предназначались для костёлов. На 32 витражах изображены цветы в вазах, сказочные растения и прекрасные птицы. В верхней части каждого витража – по медальону. Шесть из них посвящены советской интеллигенции: музыкант, агроном, географ, художник, энергетик и, конечно же, архитектор. На остальных 26 медальонах изображены замысловатые геометрические узоры.

Освещение станции задумано не только сверху, но и сбоку – через светящиеся витражи. Тарелкообразные люстры не давали много света: по замыслу Душкина, это должна быть «станция-грот». К сожалению, при реставрации 2003 года лампы заменили на более мощные. А вот точно такие же люстры можно увидеть на станции «Площадь Восстания» Санкт-Петербургского Метрополитена.

«Новослободская» имеет один наземный вестибюль. Он выполнен в стиле античной храмовой архитектуры. Круглый в плане павильон с пилястрами оформлен глубоким прямоугольным портиком. В нем шесть колонн: круглые в центральной части и две квадратные по краям. Все колонны и пилястры каннелированные.

Теги:
Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Жилой дом кооператива «Сахаротрест», 1930-1931 гг., архитектор О. А. Стапран

Жилой дом кооператива «Сахаротрест», 1930-1931 гг., архитектор О. А. Стапран

Тверская-Ямская 2-я ул., д. 38

Дом кооператива «Сахаротрест» - один из образцов жилищного строительства эпохи конструктивизма. Работа известного архитектора Освальда Андреевича Стапрана.

(Нет голосов)
Территории
Сад «Эрмитаж»

Сад «Эрмитаж»

Сад «Эрмитаж» — пожалуй, один из старейших и любимейших москвичами парков развлечений.

(Нет голосов)
Дома
Скорбященский монастырь, комплекс

Скорбященский монастырь, комплекс

Новослободская ул.,д.58

Скорбященский монастырь – бывший женский православный монастырь был основан в 1856 г., включает комплекс построек 1856-1910-х гг. выполненных преимущественно в неорусском (псевдорусском) стилях.

4.05
Музеи
Музей-квартира Ф.М. Достоевского

Музей-квартира Ф.М. Достоевского

Музей расположен в северном флигеле бывшей Мариинской больницы для бедных, построенной в 1806 году И. Жилярди и А.Михайловым по проекту Д.Кваренги в стиле позднего русского классицизма. Именно здесь занимала небольшую квартиру семья лекаря М. А. Достоевского, отца будущего писателя. В квартире на Новой Божедомке, которая с 1954 года носит его имя, Федор Достоевский прожил с 1823 по 1837 год. Интересно, что помещение никогда не перестраивалось, стены, печи и перекрытия сохранились такими, какими они были при жизни писателя. Исторический интерьер квартиры воссоздан в 1980 году на основе мемуаров младшего брата Ф. М. Достоевского — А. М. Достоевского, оставившего подробное описание квартиры детства, включая чертежи и схемы. Среди мемориальных предметов экспозиции — преддиванный овальный стол, книжный шкаф, портреты родителей и предков, бронзовые канделябры из коллекции А. М. Достоевского. В экспозиции «Мир Достоевского» можно увидеть диван, приобретённый Федором Михайловичем в 1866 году во время пребывания в Москве, письменный стол из последней квартиры писателя, чернильный прибор, очки, Евангелие, подаренное жёнами декабристов в 1850 году, визитные карточки писателя, коробку с гильзами для папирос, копию книжного шкафа, изготовленную по заказу А. Г. Достоевской для «Музея памяти Ф. М. Достоевского» в 1913 году. Музей-квартира Ф.М. Достоевского является отделом Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля.

(Нет голосов)
Дома
Типография журнала «Огонёк»

Типография журнала «Огонёк»

1-й Самотечный пер., д. 17, стр. 1

«За принятый правлением разработанный Вами проект правление «Огонька» уплачивает Вам 1500 рублей. Срок выполнения проекта - 6 недель».

3.25
Музеи
Дом на Брестской

Дом на Брестской

«Дом на Брестской» - это конгрессно-выставочный центр ГБУ «Мосстройинформ», ключевая площадка для демонстрации планов градостроительного развития и результатов работы Стройкомплекса Москвы. Основная задача центра - проведение конгрессно-выставочных мероприятий в сфере градостроительства, архитектуры и дизайна. «Дом на Брестской» начинает свою историю с момента создания первого деревянного макета Москвы. В 1975 году в связи с 30-летием освобождения Будапешта от немецко-фашистских захватчиков была организована Венгерская выставка на ВДНХ, в рамках которой одним из экспонатов стал макет центральной части Будапешта. Главный архитектор Москвы в  1960-1982 гг. М.В.Посохин высоко оценил макет и обратился к Председателю Моссовета В.Ф.Промыслову с предложением создать аналогичный макет Москвы. Идея была одобрена и в течение 10 лет, с 1976 по 1986 годы, две бригады макетчиков на фабрике «Картолитография» создавали макет. Сразу было ясно – не стоит пытаться делать макет всей Москвы, он будет слишком огромен, учитывая выбранный масштаб 1:500. Поэтому ограничились лишь центральной частью города в пределах Садового кольца. На основе имеющейся геоподосновы, дополнительных геодезических съемок, фотографий существующих зданий и материалов проектируемых зданий архитекторы «Моспроекта-1» и «Моспроекта-2» разрабатывали макетные чертежи. К работе также был привлечен «Мосгоргеотрест». Здания были изготовлены из клена, рельеф – из березы. Кремлевский ансамбль – из красного дерева, лимонного дерева, амаранта, падуба. Купола соборов Кремля покрыты сусальным золотом. Москва-река и река Яуза выполнены из палисандра. Одновременно решался вопрос размещения макета, размеры которого были определены 12х12м (144 кв.м.) и в марте 1986 года макет был установлен в зале специально построенного здания на Брестской улице. Макет служил рабочим инструментом для архитекторов, все дома на нем съемные, сам макет состоит из раздвижных частей 2х2 метра. Архитекторы могли снять дома с макета в зоне проектируемого здания, поставить на это место новое здание и оценить планировочное решение. Одними из первых посетителей экспозиции в «Доме на Брестской» были Фидель Кастро и Борис Ельцин. Здесь проходили приемы иностранных делегаций. В настоящее время макет разобран и законсервирован, хранится в "Доме на Брестской". Идея создания нового современного макета Москвы возникла в 2011 году. Первоначально планировалось сделать макет в цвете по аналогии с макетом Нью-Йорка в масштабе 1:1200, охватывающем всю территорию  Москвы в исторических границах. Однако после присоединения к столице новых территорий, концепция макета была пересмотрена. По решению Мэра Москвы Сергея Собянина работа над новым макетом началась осенью 2012 года и была включено в государственную программу «Градостроительная политика города Москвы», реализуемую столичным Стройкомплексом. С увеличением масштаба до 1:400 акцент был сделан на центральной части города, охватывающей ТТК, все ж/д вокзалы, а также территорию Воробьевых гор (включая самую высокую «сталинскую высотку» - здание МГУ) и активно развивающуюся в настоящее время территорию промзоны ЗИЛ. Главная отличительная особенность нового макета - поразительная детализация всех 6,5 тысяч зданий и воссоздание ландшафтного рельефа столицы. На фасадах исторических домов воссозданы мозаика и барельефы. А гладь Москвы-реки выполнена в специальной технике, создающей эффект водной ряби. Макет оснащен интерактивной системой подсветки зданий изнутри, которой можно управлять, выбирая объекты в соответствии со сценарием - от административного деления территории города до типологии объектов (жилые дома, административные здания, объекты культуры, транспортные объекты и т.д.). Добиться еще большей выразительности позволила миниатюрная архитектурная подсветка, которая использовалась в оформлении выходов из метро, храмовых комплексов, мостов и таких знаковых сооружений, как Московский Кремль. Знаменитый бой курантов на Спасской башне Кремля и звон колоколов храма Христа Спасителя с точностью воспроизводятся на макете за счет вмонтированных внутри динамиков. В настоящее время площадь экспонируемого макета составляет 120 кв.метров. Работа по изготовлению будет завершена в 2017 году и составит площадь 945 кв.метров, которая охватит срединную зону Москвы, выходящую за пределы ТТК. В 2012 году принимается решение о создании карты города, которая будет вмонтирована в пол. Начинаются разработки проекта и подготовка к строительным работам в "Доме на Брестской". Макет города перевозится на территорию ВДНХ в пав. №75. В 2014 году состоялось торжественное открытие карты Москвы в масштабе 1:500. Этонапольный «лайтбокс» размером 178 кв.метров. Карта по сути своей уникальна, стеклянные блоки подсвечиваются снизу, а сверху проецируется заданные программным обеспечением изображения, из которых составляются сценарии показов карты. Сегодня специалисты "Дома на Брестской" с помощью карты и видеостены рассказывают москвичам и гостям столицы о программах развития города, архитектурных стилях, истории Метрополитена, реновации промышленных зон, реконструкции МКЖД, истории градостроительства.

(Нет голосов)
Дома
Жилой дом  Журнально-газетного объединения (ЖУРГАЗа)

Жилой дом Журнально-газетного объединения (ЖУРГАЗа)

1-й Самотечный переулок, д. 17а

Любопытный жилой дом «переходного стиля» от конструктивизма к сталинскому ампиру.

3.22
Дома
Миусское трамвайное депо

Миусское трамвайное депо

Лесная ул., д. 20, стр. 1, 3, 4, 5, 6

История создания Миусского трамвайного депо связана с появлением в столице конно-железных дорог. Для строительства депо была выбрана обширная местность Миусского поля, где с конца XVIII века и вплоть до начала 1870-х гг. располагались лесные торговые ряды.

3.44
Дома
Административное здание Совмина РСФСР, 1950-1953 гг., архитекторы В.Г. Гельфрейх, В.Я. Кабанов

Административное здание Совмина РСФСР, 1950-1953 гг., архитекторы В.Г. Гельфрейх, В.Я. Кабанов

Делегатская ул., д. 3, стр. 1

Административное здание Совета Министров РСФСР на Делегатской улице.

(Нет голосов)
Личности
Достоевский

Достоевский

3.75