ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Станция метро «Новослободская»

3.52
Дата открытия: 30.01.1952
Открыта в составе участка "Курская" - "Белорусская".
Конструкция станции - пилонная трехсводчатая глубокого заложения.
Построена по типовому проекту.
  • Станция метро «Новослободская»
+ -

«Новослободская» – последняя из пяти станций метро, спроектированных Алексеем Николаевичем Душкиным, одним из самых интересных архитекторов периода сталинского ампира. Она открыта 30 января 1952 года в составе четвертой очереди строительства Московского метро – строительства Кольцевой линии.

Среди проектов для этой станции был объявлен конкурс. Тогда уже известный зодчий Душкин предложил молодому архитектору А.Ф. Стрелкову сделать совместный проект. И он принес им победу. В их конкурсном проекте было два варианта вестибюля. Архитекторы не могли решить, какой вариант лучше – в итоге решение было принято градсоветом.

«Новослободская» – пилонная станция глубокого заложения. Казалось бы, такая конструктивная система (использование тяжелых пилонов, а не изящных колонн) сама диктует архитекторам будущий облик – торжественно строгий и даже суровый. Но в данном случае проектировщики сумели создать легкое пространство, уводящее зрителя (то есть обычного пассажира метро) в свой сказочный мир.

Пилоны станции плавно переходят в своды. В центре каждого пилона находится арочный витраж, подсвеченный изнутри. Благодаря этому пилоны зрительно растворяются в многочисленных арках витражей и арочных проходах к перонным залам. Чередование полуциркульных и килевидных завершений разного размера с латунной окантовкой создает сказочную ритмическую композицию, манящую зрителя к главному украшению – смальтовому панно «Мир во всем мире» на торцевой стене. Оно создано художником Павлом Кориным и изображает мать с младенцем, который тянет руки к голубю. Изначально, правда, вместо этого голубя был медальон с изображением Сталина. Мозаика эта чудом сохранилась до наших дней. По указанию Хрущева решено было всю композицию демонтировать. Но её сохранили, поставив перед ней стену, облицованную гранитом. Таким образом мать с младенцем на руках пребывала в «замурованном» состоянии несколько лет, пока к власти не пришел Л.И. Брежнев.

Витражи в пилонах были созданы также по эскизам Корина, но уже латвийскими мастерами. Интересно, что для этого были использованы стекла из Кафедрального Собора в Риге, которые предназначались для костёлов. На 32 витражах изображены цветы в вазах, сказочные растения и прекрасные птицы. В верхней части каждого витража – по медальону. Шесть из них посвящены советской интеллигенции: музыкант, агроном, географ, художник, энергетик и, конечно же, архитектор. На остальных 26 медальонах изображены замысловатые геометрические узоры.

Освещение станции задумано не только сверху, но и сбоку – через светящиеся витражи. Тарелкообразные люстры не давали много света: по замыслу Душкина, это должна быть «станция-грот». К сожалению, при реставрации 2003 года лампы заменили на более мощные. А вот точно такие же люстры можно увидеть на станции «Площадь Восстания» Санкт-Петербургского Метрополитена.

«Новослободская» имеет один наземный вестибюль. Он выполнен в стиле античной храмовой архитектуры. Круглый в плане павильон с пилястрами оформлен глубоким прямоугольным портиком. В нем шесть колонн: круглые в центральной части и две квадратные по краям. Все колонны и пилястры каннелированные.

Теги:
Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Скорбященский монастырь, комплекс

Скорбященский монастырь, комплекс

Новослободская ул.,д.58

Скорбященский монастырь – бывший женский православный монастырь был основан в 1856 г., включает комплекс построек 1856-1910-х гг. выполненных преимущественно в неорусском (псевдорусском) стилях.

4.11
Музеи
Музей «Подпольная типография 1905-1906 гг.»

Музей «Подпольная типография 1905-1906 гг.»

Один из самых необычных музеев Москвы расположен в исторической части города, в бывшем доходном доме, который с конца ХIХ века принадлежал купцу Кузьме Колупаеву.

Здесь, неподалеку от Бутырской тюрьмы, по соседству с полицейским участком, в дни Первой российской революции 1905-1907 годов находилась глубоко законспирированная нелегальная типография, где издавались революционные листовки и социал-демократическая газета «Рабочий». Она работала под прикрытием магазина «Оптовая торговля кавказскими фруктами Каландадзе».

Это единственная в России нелегальная типография, которая так и не была обнаружена царской полицией по причине высокого профессионализма конспираторов.

Музей существует с 1924 года. Его организаторами были те, кто в свое время создавал тайную типографию и работал в ней. Именно поэтому экспозиция с необычайной точностью воспроизводит все детали давно ушедшего прошлого.

Мемориально-музейный комплекс состоит из интерьеров торгового зала, квартиры управляющего магазином. В подвале лавки, замаскированном под склад, на глубине трех метров, была вырыта «пещера». В этой части экспозиции можно увидеть реконструированную подпольную типографию с печатной машиной «Американка».

Музей дает представление не только об условиях и обстановке, в которой работали подпольщики, но и жизни и быте московских мещан и горожан среднего достатка конца XIX – начала XX века. В музее проводятся сменные тематические выставки, посвященные памятным датам российской истории.

Также в музее демонстрируются игровые фильмы «Американка» (СССР, 1930 год) и «Дом на Лесной» (СССР, 1980 год).

(Нет голосов)
Дома
Административное здание Совмина РСФСР, 1950-1953 гг., архитекторы В.Г. Гельфрейх, В.Я. Кабанов

Административное здание Совмина РСФСР, 1950-1953 гг., архитекторы В.Г. Гельфрейх, В.Я. Кабанов

Делегатская ул., д. 3, стр. 1

Административное здание Совета Министров РСФСР на Делегатской улице.

(Нет голосов)
Дома
Миусское трамвайное депо

Миусское трамвайное депо

Лесная ул., д. 20

История создания Миусского трамвайного депо связана с появлением в столице конно-железных дорог. Для строительства депо была выбрана обширная местность Миусского поля, где с конца XVIII века и вплоть до начала 1870-х гг. располагались лесные торговые ряды.

3.3
Дома
Типография журнала «Огонёк»

Типография журнала «Огонёк»

1-й Самотечный пер., д. 17, стр. 1

«За принятый правлением разработанный Вами проект правление «Огонька» уплачивает Вам 1500 рублей. Срок выполнения проекта - 6 недель».

3.25
Личности
Достоевский

Достоевский

3.56
Дома
Дом графа Остермана

Дом графа Остермана

Ул. Делегатская, д. 3 с1

Один из немногих уцелевших уголков старой Москвы, где еще жив дух старинной усадьбы.

5
Дома
Жилой дом  Журнально-газетного объединения (ЖУРГАЗа)

Жилой дом Журнально-газетного объединения (ЖУРГАЗа)

1-й Самотечный переулок, д. 17а

Любопытный жилой дом «переходного стиля» от конструктивизма к сталинскому ампиру.

3.22
Музеи
Дом на Брестской

Дом на Брестской

«Дом на Брестской» - это конгрессно-выставочный центр ГБУ «Мосстройинформ», ключевая площадка для демонстрации планов градостроительного развития и результатов работы Стройкомплекса Москвы. Основная задача центра - проведение конгрессно-выставочных мероприятий в сфере градостроительства, архитектуры и дизайна. «Дом на Брестской» начинает свою историю с момента создания первого деревянного макета Москвы. В 1975 году в связи с 30-летием освобождения Будапешта от немецко-фашистских захватчиков была организована Венгерская выставка на ВДНХ, в рамках которой одним из экспонатов стал макет центральной части Будапешта. Главный архитектор Москвы в  1960-1982 гг. М.В.Посохин высоко оценил макет и обратился к Председателю Моссовета В.Ф.Промыслову с предложением создать аналогичный макет Москвы. Идея была одобрена и в течение 10 лет, с 1976 по 1986 годы, две бригады макетчиков на фабрике «Картолитография» создавали макет. Сразу было ясно – не стоит пытаться делать макет всей Москвы, он будет слишком огромен, учитывая выбранный масштаб 1:500. Поэтому ограничились лишь центральной частью города в пределах Садового кольца. На основе имеющейся геоподосновы, дополнительных геодезических съемок, фотографий существующих зданий и материалов проектируемых зданий архитекторы «Моспроекта-1» и «Моспроекта-2» разрабатывали макетные чертежи. К работе также был привлечен «Мосгоргеотрест». Здания были изготовлены из клена, рельеф – из березы. Кремлевский ансамбль – из красного дерева, лимонного дерева, амаранта, падуба. Купола соборов Кремля покрыты сусальным золотом. Москва-река и река Яуза выполнены из палисандра.
Одновременно решался вопрос размещения макета, размеры которого были определены 12х12м (144 кв.м.) и в марте 1986 года макет был установлен в зале специально построенного здания на Брестской улице. Макет служил рабочим инструментом для архитекторов, все дома на нем съемные, сам макет состоит из раздвижных частей 2х2 метра. Архитекторы могли снять дома с макета в зоне проектируемого здания, поставить на это место новое здание и оценить планировочное решение. Одними из первых посетителей экспозиции в «Доме на Брестской» были Фидель Кастро и Борис Ельцин. Здесь проходили приемы иностранных делегаций. В настоящее время макет разобран и законсервирован, хранится в "Доме на Брестской". Идея создания нового современного макета Москвы возникла в 2011 году. Первоначально планировалось сделать макет в цвете по аналогии с макетом Нью-Йорка в масштабе 1:1200, охватывающем всю территорию  Москвы в исторических границах. Однако после присоединения к столице новых территорий, концепция макета была пересмотрена. По решению Мэра Москвы Сергея Собянина работа над новым макетом началась осенью 2012 года и была включено в государственную программу «Градостроительная политика города Москвы», реализуемую столичным Стройкомплексом. С увеличением масштаба до 1:400 акцент был сделан на центральной части города, охватывающей ТТК, все ж/д вокзалы, а также территорию Воробьевых гор (включая самую высокую «сталинскую высотку» - здание МГУ) и активно развивающуюся в настоящее время территорию промзоны ЗИЛ.


Главная отличительная особенность нового макета - поразительная детализация всех 6,5 тысяч зданий и воссоздание ландшафтного рельефа столицы. На фасадах исторических домов воссозданы мозаика и барельефы. А гладь Москвы-реки выполнена в специальной технике, создающей эффект водной ряби. Макет оснащен интерактивной системой подсветки зданий изнутри, которой можно управлять, выбирая объекты в соответствии со сценарием - от административного деления территории города до типологии объектов (жилые дома, административные здания, объекты культуры, транспортные объекты и т.д.). Добиться еще большей выразительности позволила миниатюрная архитектурная подсветка, которая использовалась в оформлении выходов из метро, храмовых комплексов, мостов и таких знаковых сооружений, как Московский Кремль. Знаменитый бой курантов на Спасской башне Кремля и звон колоколов храма Христа Спасителя с точностью воспроизводятся на макете за счет вмонтированных внутри динамиков. В настоящее время площадь экспонируемого макета составляет 120 кв.метров. Работа по изготовлению будет завершена в 2017 году и составит площадь 945 кв.метров, которая охватит срединную зону Москвы, выходящую за пределы ТТК.
В 2012 году принимается решение о создании карты города, которая будет вмонтирована в пол. Начинаются разработки проекта и подготовка к строительным работам в "Доме на Брестской". Макет города перевозится на территорию ВДНХ в пав. №75.
В 2014 году состоялось торжественное открытие карты Москвы в масштабе 1:500. Это
напольный «лайтбокс» размером 178 кв.метров. Карта по сути своей уникальна, стеклянные блоки подсвечиваются снизу, а сверху проецируется заданные программным обеспечением изображения, из которых составляются сценарии показов карты.
Сегодня специалисты "Дома на Брестской" с помощью карты и видеостены рассказывают москвичам и гостям столицы о программах развития города, архитектурных стилях, истории Метрополитена, реновации промышленных зон, реконструкции МКЖД, истории градостроительства.

(Нет голосов)
Музеи
Музей-квартира Ф.М. Достоевского

Музей-квартира Ф.М. Достоевского

Музей расположен в северном флигеле бывшей Мариинской больницы для бедных, построенной в 1806 году И. Жилярди и А.Михайловым по проекту Д.Кваренги в стиле позднего русского классицизма. Именно здесь занимала небольшую квартиру семья лекаря М. А. Достоевского, отца будущего писателя.

В квартире на Новой Божедомке, которая с 1954 года носит его имя, Федор Достоевский прожил с 1823 по 1837 год. Интересно, что помещение никогда не перестраивалось, стены, печи и перекрытия сохранились такими, какими они были при жизни писателя.

Исторический интерьер квартиры воссоздан в 1980 году на основе мемуаров младшего брата Ф. М. Достоевского — А. М. Достоевского, оставившего подробное описание квартиры детства, включая чертежи и схемы. Среди мемориальных предметов экспозиции — преддиванный овальный стол, книжный шкаф, портреты родителей и предков, бронзовые канделябры из коллекции А. М. Достоевского.

В экспозиции «Мир Достоевского» можно увидеть диван, приобретённый Федором Михайловичем в 1866 году во время пребывания в Москве, письменный стол из последней квартиры писателя, чернильный прибор, очки, Евангелие, подаренное жёнами декабристов в 1850 году, визитные карточки писателя, коробку с гильзами для папирос, копию книжного шкафа, изготовленную по заказу А. Г. Достоевской для «Музея памяти Ф. М. Достоевского» в 1913 году.

Музей-квартира Ф.М. Достоевского является отделом Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля.

(Нет голосов)
Дома
Подпольная типография МК РСДРП в 1905 г. В здании - филиал Государственного музея революции СССР

Подпольная типография МК РСДРП в 1905 г. В здании - филиал Государственного музея революции СССР

Лесная ул., дом 55, стр. 1

Сама типография представляла собой вырытую в земле пещеру, где располагалась печатная машина.

(Нет голосов)
Дома
Жилой дом кооператива «Сахаротрест», 1930-1931 гг., архитектор О. А. Стапран

Жилой дом кооператива «Сахаротрест», 1930-1931 гг., архитектор О. А. Стапран

Тверская-Ямская 2-я ул., д. 38

Дом кооператива «Сахаротрест» - один из образцов жилищного строительства
эпохи конструктивизма. Работа известного архитектора Освальда Андреевича Стапрана.

(Нет голосов)