ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Дом К.М. Святополк-Мирской

Тверской бул., д.19
3.77
Старинный купеческий дом, в котором 14 лет прожил знаменитый хирург Н.В. Склифософский.

  • Дом К.М. Святополк-Мирской
+ -

Жилой дом № 19 стоит на углу бульвара и Богословского переулка. На карте Хотева 1852 г. это сложное квадратное строение с запутанным внутренним двором, принадлежащее купчихе Анисье Яковлевой.

Во второй половине XIX в. владение записано на Клеопатру Михайловну Святополк-Мирскую. Сохранилась фотография 1896 г., посвященная коронационным тожествам Николая I, на ней богатый двухэтажный дом на полуподвале, со скошенным углом и рустованными стенами, архитектора А.А.Мартынова.

Клеопатра Михайловна, представительница старинных дворянских и баронских родов Ханыкова и Энгельгард, была женой князя Н.И. Святополк-Мирского. (Жемчужиной их владений был Мирский замок, расположенный в Белоруссии). После ее смерти дом на бульваре переходит к сыну Ивану, который записывает его на свою жену Н.М. Святополк-Мирскую.

Известно, что в конце XIX в. здесь жил Николай Васильевич Склифосовский, это был блестящий хирург, прошедший несколько войн, автор нескольких величайших открытий в медицине, прекрасный педагог и необычайно скромный человек.

После окончания Русско-Турецкой войны в 1880 г. Склифосовский становится профессором Московского университета, заведующим хирургической клиникой. На войне он спас сотни жизней. Иногда он по несколько суток не прерывал работу.

Москва обязана ему постройкой прекрасного Клинического городка Московского Университета, сделанного по последнему слову медицинской науки, а также памятником Н.И.Пирогову. Склифосовский добился того, чтобы памятник великому ученому появился в Москве.

Все остальные обязаны Склифосовскому тем, что врачи стали мыть руки перед медосмотром, дезинфицировать инструменты и медицинское белье перед хирургическими вмешательствами.

В Москве Николай Васильевич провел 14 лет, и это были самые плодотворные годы его жизни, как в научной, так и в педагогической деятельности.

Знаменитая в народе фраза «Короче, Склифосовский!», действительно, связана с жизнью хирурга. Склифосовский был соредактором журнала “Летописи хирургического общества”. Его статьи были полны массы подробностей и длинны настолько, что коллеги не удосуживались дочитать их до конца. «Короче, Склифосовский», - просили они.

Дом № 19 был надстроен в 1950-х. Скошенный угол также достроили, там предполагались балконы.

Сейчас это жилой дом.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Усадьба Васильчиковых

Усадьба Васильчиковых

Б. Никитская ул., д. 46/17, стр. 1

Летом 1924 года М. Булгаков жил в этом доме у своей сестры со второй женой Любовью Белозерской.

3.25
Дома
Дом архитектора Ф. О. Шехтеля

Дом архитектора Ф. О. Шехтеля

Ул. Большая Садовая, д. 4, стр. 1

Кроме хозяина, архитектора Федора Шехтеля, этот дом помнит В.В.Маяковского, В.И.Чекрыгина, И.Д.Шадра.

3.58
Музеи
Музей-мастерская народного художника СССР Д.А. Налбандяна

Музей-мастерская народного художника СССР Д.А. Налбандяна

Музей-мастерская Д.А. Налбандяна был создан правительством Москвы на основе коллекции, переданной художником в дар городу в конце 1992 года. В квартиру в доме 8/2 на улице Горького (Тверская) Дмитрий Налбандян переехал в 1956 году. Окна второго корпуса выходили на здание Моссовета и Советскую (Тверскую) площадь с памятником основателю города Юрию Долгорукому, открытым в 1954 году. В этом доме жили Демьян Бедный, Илья Эренбург, Михаил Ромм, в 1958-м здесь был открыт книжный магазин №100 торгового Дома книги «Москва». Последние этажи дома решили отдать художникам – Кукрыниксам, Николаю Жукову, Федору Константинову, Владимиру Минаеву, Дмитрию Налбандяну… Сегодня в собрании музея-мастерской, структурного подразделения Музейно-выставочного объединения «Манеж», более 1500 работ художника: живописных полотен, этюдов, рисунков, фотографий, личных вещей. Дмитрий Налбандян родился в 1906 году в Тифлисе. Окончив Академию художеств Грузии в классах Евгения Лансере и Егише Татевосяна, в 1931 году Налбандян приезжает в Москву: работает карикатуристом в «Крокодиле», мультипликатором на «Мосфильме» и плакатистом в «Изогизе». В 1934 году произошло событие, во многом определившее судьбу художника, – в Кремле он встречается с Серго Орджоникидзе, другом своего отца Аркадия Налбандяна, убитого меньшевиками в Грузии. Орджоникидзе знакомит Налбандяна с Сергеем Кировым и вводит в круг партийной элиты. Вскоре Налбандян пишет свое первое большое полотно «Речь С.М. Кирова на XVII съезде ВКП(б)» – картина выставляется в Государственном музее изобразительных искусств, публикуется в газетах «Правда» и «Известия», тиражируется в репродукциях… Уже позже Налбандян станет членом Московского союза советских художников и членом Академии художеств, получит Сталинскую премию за портрет Сталина и Ленинскую – за образы ленинианы. Для советского зрителя Налбандян был «первой кистью» Политбюро, классиком социалистического реализма, портретистом-хроникером эпохи, автором придуманных и срежиссированных картин: «Владимир Маяковский в Грузии (Багдади) в 1927 году», «В.И. Ленин и А.М. Горький среди рыбаков на острове Капри. 1908 год», «Вернатун (Могучая кучка). Групповой портрет выдающихся деятелей армянской культуры», знакомых многим по репродукциям в журнале «Огонёк». Пейзажи и натюрморты Налбандяна известны гораздо меньше, хотя именно они говорят о нем как об «импрессионисте коровинского толка», способного передать настроение быстрой и легкой кистью. Налбандяна-графика знают еще меньше. Его рисунки – а это галерея первых лиц политики и искусства: Ленин, Сталин, Хрущев, Брежнев, Черненко… Сарьян, Рерих, Ван Клиберн, Катаев, Леонов… – за понятным исключением делались с натуры и сегодня представляют удивительные документы времени. В начале 1990-х Налбандян завещал часть коллекции своих произведений городу при условии, что они не покинут стен его мастерской. И сегодня Музей Д.А. Налбандяна воссоздает пространство жизни и творчества художника советского времени таким, каким оно было тогда.

(Нет голосов)
Памятники
Памятник И.А. Крылову

Памятник И.А. Крылову

М. Бронная ул. (сквер у Патриарших прудов)

Иван Андреевич Крылов (1769—1844) — русский публицист, поэт, баснописец, издатель сатирико-просветительских журналов.

3.3
Дома
Российская академия музыки им. Гнесиных

Российская академия музыки им. Гнесиных

Ул. Поварская, дд.30-36

Училище, спасенное дружбой и ставшее alma mater мировых музыкальных звезд.

3.56
Дома
Университетская типография

Университетская типография

Страстной бул., д. 10, стр. 1

На Страстной бульвар Университетская типография переехала в 1811 году. Здесь возвели Редакторский корпус – с книжной лавкой на первом этаже, в которой бывал Александр Пушкин

(Нет голосов)
Территории
Московский университет, ул. Моховая, дд. 9–11

Московский университет, ул. Моховая, дд. 9–11

Старейшее здание Университетского городка – Старое здание университета, построенное Жилярди в 1819 г.

(Нет голосов)
Памятники
Памятник И.А. Бунину

Памятник И.А. Бунину

Ул.Поварская, 30

Неподалеку от сквера, в доме №26 писатель прожил последний год перед эмиграцией.

3.38
Дома
Квартира, в которой жил Зелинский Николай Дмитриевич в 1893-1911 и 1917-1950 гг. В квартире - мемориальный музей Н.Д.Зелинского

Квартира, в которой жил Зелинский Николай Дмитриевич в 1893-1911 и 1917-1950 гг. В квартире - мемориальный музей Н.Д.Зелинского

Моховая ул., д. 11, стр. 3

Выдающийся памятник истории российской науки - Мемориальный музей академика Н.Д.Зелинского в одном из корпусов «задней стороны» Старого Университета по Никитскому переулку.

2.93
Дома
Ректорский дом

Ректорский дом

ул. Тверская, д. 5а

Дом, в котором проживал ректорский состав, преподаватели и ученые МГУ. Правда, это уже не подлинник...

3.33
Музеи
Дом на Брестской

Дом на Брестской

«Дом на Брестской» - это конгрессно-выставочный центр ГБУ «Мосстройинформ», ключевая площадка для демонстрации планов градостроительного развития и результатов работы Стройкомплекса Москвы. Основная задача центра - проведение конгрессно-выставочных мероприятий в сфере градостроительства, архитектуры и дизайна. «Дом на Брестской» начинает свою историю с момента создания первого деревянного макета Москвы. В 1975 году в связи с 30-летием освобождения Будапешта от немецко-фашистских захватчиков была организована Венгерская выставка на ВДНХ, в рамках которой одним из экспонатов стал макет центральной части Будапешта. Главный архитектор Москвы в  1960-1982 гг. М.В.Посохин высоко оценил макет и обратился к Председателю Моссовета В.Ф.Промыслову с предложением создать аналогичный макет Москвы. Идея была одобрена и в течение 10 лет, с 1976 по 1986 годы, две бригады макетчиков на фабрике «Картолитография» создавали макет. Сразу было ясно – не стоит пытаться делать макет всей Москвы, он будет слишком огромен, учитывая выбранный масштаб 1:500. Поэтому ограничились лишь центральной частью города в пределах Садового кольца. На основе имеющейся геоподосновы, дополнительных геодезических съемок, фотографий существующих зданий и материалов проектируемых зданий архитекторы «Моспроекта-1» и «Моспроекта-2» разрабатывали макетные чертежи. К работе также был привлечен «Мосгоргеотрест». Здания были изготовлены из клена, рельеф – из березы. Кремлевский ансамбль – из красного дерева, лимонного дерева, амаранта, падуба. Купола соборов Кремля покрыты сусальным золотом. Москва-река и река Яуза выполнены из палисандра. Одновременно решался вопрос размещения макета, размеры которого были определены 12х12м (144 кв.м.) и в марте 1986 года макет был установлен в зале специально построенного здания на Брестской улице. Макет служил рабочим инструментом для архитекторов, все дома на нем съемные, сам макет состоит из раздвижных частей 2х2 метра. Архитекторы могли снять дома с макета в зоне проектируемого здания, поставить на это место новое здание и оценить планировочное решение. Одними из первых посетителей экспозиции в «Доме на Брестской» были Фидель Кастро и Борис Ельцин. Здесь проходили приемы иностранных делегаций. В настоящее время макет разобран и законсервирован, хранится в "Доме на Брестской". Идея создания нового современного макета Москвы возникла в 2011 году. Первоначально планировалось сделать макет в цвете по аналогии с макетом Нью-Йорка в масштабе 1:1200, охватывающем всю территорию  Москвы в исторических границах. Однако после присоединения к столице новых территорий, концепция макета была пересмотрена. По решению Мэра Москвы Сергея Собянина работа над новым макетом началась осенью 2012 года и была включено в государственную программу «Градостроительная политика города Москвы», реализуемую столичным Стройкомплексом. С увеличением масштаба до 1:400 акцент был сделан на центральной части города, охватывающей ТТК, все ж/д вокзалы, а также территорию Воробьевых гор (включая самую высокую «сталинскую высотку» - здание МГУ) и активно развивающуюся в настоящее время территорию промзоны ЗИЛ. Главная отличительная особенность нового макета - поразительная детализация всех 6,5 тысяч зданий и воссоздание ландшафтного рельефа столицы. На фасадах исторических домов воссозданы мозаика и барельефы. А гладь Москвы-реки выполнена в специальной технике, создающей эффект водной ряби. Макет оснащен интерактивной системой подсветки зданий изнутри, которой можно управлять, выбирая объекты в соответствии со сценарием - от административного деления территории города до типологии объектов (жилые дома, административные здания, объекты культуры, транспортные объекты и т.д.). Добиться еще большей выразительности позволила миниатюрная архитектурная подсветка, которая использовалась в оформлении выходов из метро, храмовых комплексов, мостов и таких знаковых сооружений, как Московский Кремль. Знаменитый бой курантов на Спасской башне Кремля и звон колоколов храма Христа Спасителя с точностью воспроизводятся на макете за счет вмонтированных внутри динамиков. В настоящее время площадь экспонируемого макета составляет 120 кв.метров. Работа по изготовлению будет завершена в 2017 году и составит площадь 945 кв.метров, которая охватит срединную зону Москвы, выходящую за пределы ТТК. В 2012 году принимается решение о создании карты города, которая будет вмонтирована в пол. Начинаются разработки проекта и подготовка к строительным работам в "Доме на Брестской". Макет города перевозится на территорию ВДНХ в пав. №75. В 2014 году состоялось торжественное открытие карты Москвы в масштабе 1:500. Этонапольный «лайтбокс» размером 178 кв.метров. Карта по сути своей уникальна, стеклянные блоки подсвечиваются снизу, а сверху проецируется заданные программным обеспечением изображения, из которых составляются сценарии показов карты. Сегодня специалисты "Дома на Брестской" с помощью карты и видеостены рассказывают москвичам и гостям столицы о программах развития города, архитектурных стилях, истории Метрополитена, реновации промышленных зон, реконструкции МКЖД, истории градостроительства.

(Нет голосов)
Дома
Станция метро "Библиотека им. Ленина"

Станция метро "Библиотека им. Ленина"

"... а на лестнице к платформе в красноватом крымском мраморе мы видим окаменелые улитки, ракушки — остатки жизни каких-то древних южных морей, покрывавших много десятков миллионов лет тому назад весь Крым и Кавказ".

3.3