Станция метро «Арбатская» Арбатско-Покровской линии

Станция метро «Арбатская» Арбатско-Покровской линии

ЦАО, Арбатская пл., дом 14, строение 1
Станция "Арбатская" введена в эксплуатацию 5 апреля 1953 г. в составе нового участка Арбатского радиуса длиной 4 километра вместе со станциями «Смоленская» и «Киевская». Конструкция станции — пилонная трёхсводчатая глубокого заложения (41 м). На момент постройки она являлась самой протяженной станцией московского метрополитена: длина центрального зала вместе с переходами к эскалаторам составляет 250 метров. Сейчас она занимает второе по величине место после станции метро «Воробьёвы гор...
Развернуть
star-icon
2.7
audioGuideОткрыть аудиогид
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
выявленный объект культурного наследия
Архитектурный стиль:
Типовой проект
Годы постройки:
1953
Архитекторы:
Л.М. Поляков,Ю.П. Зенкевич,В.В. Пелевин
Назначение постройки
Метро

Информация о здании

Решение о строительстве станции было принято после того, как в участок мелкого заложения «Арбатская» – «Смоленская» (современной Филевской линии) во время Великой Отечественной войны попала бомба. Так как московское метро – объект стратегического значения, существование такого уязвимого места было недопустимо. Поэтому построили новый участок, глубокого заложения, дублирующий старый – от «Площади революции» до «Киевской».

Открылась «Арбатская» с одним наземным вестибюлем, стоящем в 100 метрах от вестибюля станции «Арбатская» Филевской линии, а между ними находился фонтан. Однако в 1970‑х годах началось строительство здания Генерального штаба министерства обороны, этот наземный павильон был поглощён новым сооружением и оказался в его атриуме. Старые вход и выход замуровали, а новые были встроены в здание со стороны улицы Воздвиженка.

«Арбатская» – одна из самых длинных станций московского метро, длиннее только «Воробьевы горы». Из-за такой протяженности создается ощущение зрительно бесконечной перспективы. Основная архитектурная тема станционного зала – параболическая аркада: пилоны, расширяясь кверху, создают единые параболические своды. Зрительно это расширяет пространство, делая его более открытым, стирая замкнутость объема.

Декоративное убранство станции выполнено в стиле барокко. Яркие белые своды, пилоны, путевые стены богато украшены лепниной: живописные картуши, орнаменты и гирлянды из цветов и фруктов, венки и кисти. Освещение обеспечивается оригинальными люстрами с декоративными вазами и цветами в бронзовой оправе. Всё это создает нарядный, живой образ станции.

В отделке станции преобладают отштукатуренные элементы. Путевые стены здания в стиле "барокко" покрыты вверху белой, а внизу черной керамической плиткой. Низ пилонов облицован красным мрамором. Примечательно, что в оформлении станции практически отсутствует тема войны, это нехарактерно для станций послевоенного периода. Единственное напоминание о ней – мозаичный парадный портрет И.В. Сталина во весь рост (автор Г.И. Опрышко), который находился на стене напротив эскалаторной арки. В 1955 году в процессе борьбы с культом личности мозаику разобрали. Сейчас это просто белое вертикальное полотно на белой стене.


Автор статьи: Евгения Стаханова
Распечатать статью

Интересное рядом (4)