ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Дом ученых

3.35
Дом ученых неизменно привлекает внимание прохожих. Пожалуй, нет человека, который не пытался бы туда заглянуть.
  • Дом ученых
+ -

Этот особняк стоит на углу улицы и Пречистенского переулка и известен всем как Дом ученых. Ну а любителям творчества Булгакова, еще и как дом, у ворот которого сидел Шарик из «Собачьего сердца» и наблюдал за гражданином, вышедшим из дома «Центрохоза».

История у дома богатейшая. Уже в 1716 году домовладение было весьма больших размеров и принадлежало полковнику Семену Ивановичу Сукину. Первые сведения о каменных палатах, тут возведенных, относятся к 1731 году. Торцом они смотрели в переулок, а протяженной частью на Пречистенку. За домом располагался обширный сад.

В 1792 году усадьбу приобретает Иван Петрович Архаров – личность весьма незаурядная, младший брат Николая Архарова – московского обер-полицмейстера. При Павле I оба брата были произведены в генералы от инфантерии. Иван в день коронования Павла получил 1000 душ и назначение командиром московского восьмибатальонного гарнизона, к тому времени уже слывшего архаровским полком. Старший был назначен на пост петербургского генерал-губернатора, а младший (при усиленном содействии старшего) в 1796-м стал московским военным губернатором. Так обе российские столицы оказались «архаровскими». Дом Архарова на Пречистенке считался одним из самых приятных и гостеприимных в Москве. Хозяин радушно встречал гостей, а наиболее любимых заключал в объятья со словами: "Чем угостить мне дорогого гостя? Прикажи только, и я зажарю для тебя любую дочь мою!", которые, впрочем, уже стали притчей во языцех. Порядок, который навели братья в столицах, имел и обратную, неприглядную сторону. Архаровцы ловили не только воров, не гнушались они и добром честных людей. Потому и слово это в русском языке имеет вовсе не положительный смысл. Карьера братьев оборвалась анекдотично и неожиданно. Перемудрил старший в своем стремлении угодить. Он, прослышав, что императору нравится окраска шлагбаумов в литовских губерниях, повелел от императорского имени петербуржцам раскрасить заборы и ворота по образцу. Дурости этой, да еще и от его имени осуществленной, Павел Архарову не простил. И сослал братьев в тамбовские деревни, откуда они вернулись в Москву уже при Александре и тихо доживали свой век.

Во время пожара 1812 года вся деревянная застройка усадьбы выгорела, пострадали и палаты. С 1829 года усадьба принадлежит княгине Е. А. Нарышкиной, жене тайного советника, действительного камергера, сенатора И. А. Нарышкина, который являлся (по жене) дядей Н.Н. Гончаровой, жены А.С. Пушкина. Иван Александрович был посаженным отцом невесты на венчании с Пушкиным, которое состоялось 18 февраля 1831 года. Не исключено, что поэт с женой бывал в это время в доме на Пречистенке.

В 1844-м владение разделилось, южная часть с палатами досталась капитану лейтенанту флота С.А. Мусину-Пушкину. Известно, что в 1851-1852 годах у племянника Мусина-Пушкина Алексея Петровича останавливался нелегально наезжавший в Москву из тульской деревни декабрист М.М. Нарышкин, его навещал здесь Н.В. Гоголь.

В 1865 году усадьбу приобретает на имя жены Александры Ивановны Коншиной миллионер, крупный промышленник Иван Коншин, принадлежавший к старинному роду серпуховских посадских людей, которые еще в ХVIII столетии производили полотно и парусину. Александра Ивановна несколько расширяет и перестраивает владения, но настоящие преобразования ждут участок уже после смерти И.Н. Коншина. Все его состояние, превышающее 10 миллионов рублей, досталось жене, которая ликвидировала промышленное предприятие мужа, продав фабрику его братьям, и стала жить одна в своем доме. По воспоминаниям современников, жила она в окружении невероятного числа кошек, управлял домом некто Александр Васильевич, старообрядец, а всеми делами ведал адвокат Александр Федорович Дерюжинский.

В период с 1901 по 1910 годы была осуществлена перестройка владения по проекту архитектора А.О. Гунста, который вместо кухни со стороны двора пристроил 2-этажный объем зимнего сада в виде полуротонды, тогда же был оформлен парадный въезд в усадьбу со стороны улицы с аллеей, а в саду, выходящем на Пречистенку, появился фонтан. Завершилась перестройка возведением каменной ограды и парадных ворот со львами на пилонах. Интерьер зимнего сада был выполнен в неоклассическом стиле, получившем распространение в начале XX века. Был использован прием атриума - внутреннего дворика, который завершался световым фонарем. В отделке интерьеров использовали натуральный мрамор, привезенный из Италии.

На первом и втором этажах насчитывалось 15 комнат. На втором этаже помещались парадные, а также комнаты хозяйки, площадь каждого этажа составляла около 800 кв. м. Дом имел водопровод, канализацию, специальную систему вытяжных пылесосов, сантехнику для ванной комнаты привезли из Англии, имелось специальное устройство для подогрева простыней, в которые оборачивались после водных процедур.

В сентябре 1914 года А. И. Коншина умерла, дом перешел к жене ее племянника, а потом к ее дочерям и их несовершеннолетним сыновьям. В 1916 году опекун малолетних наследников А.И. Коншиной за 400 тысяч рублей продал домовладение действительному статскому советнику А.И. Путилову, который лишился его сразу после революции.

С 1922 года в усадьбе размещается Дом ученых, который в советское время играл заметную роль в культурной жизни столицы: здесь часто проводились закрытые просмотры фильмов, не выходившие на широкий экран, концерты, организовались встречи с писателями и поэтами и читались научные лекции. Необходимость в новых помещениях для обслуживания большого количества людей стала причиной строительства нового зала и вестибюля, которое было осуществлено в 30-х годах по проекту архитекторов братьев Весниных. В первом этаже здания разместился вестибюль и гардероб, на втором - зал и фойе, а на третьем - холл при балконе и ряд технических помещений.

В 1970-80 годах в Доме ученых была проведена реконструкция части помещений. Изменения коснулись первого этажа дома. Тогда же разработан проект и осуществлена реставрация парадных помещений анфилады.

В бывшем зимнем саду сейчас размещается ресторан, а в самом доме проводятся концерты, на которые можно попасть.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или
  • Alexandr Konshin   3 октября 2018 14:39

    Юля, спасибо за хорошую статью, для меня особо важно было, что с её помощью мне удалось освежить свою память о предыстории усадьбы с самого начала 18 века до пожара. После пожара она представляла собой малоприятное зрелище и довольно долго. А вот до пожарного вида я и не видел ни разу. Может где-нибудь имеется?

Интересное рядом

Дома
Дом купцов Патрикеевых

Дом купцов Патрикеевых

Ул. Арбат, д. 53, стр.6

Дом отреставрирован, над входом восстановлен вензель Ильи Патрикеева – перекрещенные буквы «И» и «П».

Рейтинг: 3.67
Дома
Городская усадьба В.Я.Лепешкиной

Городская усадьба В.Я.Лепешкиной

Знаменка, д. 10, стр. 1

Самый красивый фасад этого дома, как ни странно, спрятан от глаз прохожих.

(Нет голосов)
Дома
Храм Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя

ул. Волхонка, д. 15

Его можно назвать «храмом четырёх монархов»: задуман при одном императоре, начат при другом, закончен при третьем и освящён при четвёртом – соответствующая надпись была в интерьере ещё до революции (сейчас она воссоздана). Её создатели и не догадывались, что на этом сложные перипетии истории храма Христа Спасителя отнюдь не закончатся…

Рейтинг: 3.6
Дома
Жилые дома храма Воздвижения Креста Господня и Московской синодальной конторы

Жилые дома храма Воздвижения Креста Господня и Московской синодальной конторы

Воздвиженка ул., д. 7/6

С середины XV в. на этом месте существовал монастырь Воздвижения Честного Креста, что на Острове. Улица, куда он выходил, называвшаяся Арбатской, а с середины XVII в. Смоленской, как начало важной дороги к этому городу получила название Воздвиженка лишь во второй четверти XVIII в.

(Нет голосов)
Музеи
Новая Третьяковка

Новая Третьяковка

Новая Третьяковка представляет наиболее полную в нашей стране постоянную экспозицию отечественного искусства ХХ века во всем его многообразии — авангард, социалистический реализм, искусство «сурового стиля» и «андеграунда», новейшие течения. Здесь проводятся масштабные ретроспективы великих русских художников, открываются экспериментальные выставки молодых авторов. Лекторий и Творческая мастерская предлагают широкий круг теоретических знаний и практических занятий для детей, студентов, взрослых по искусству ХХ — начала XXI века. Здесь работы всемирно известных мастеров русского авангарда 1900–1920-х годов (К. С. Малевича, В. В. Кандинского, М. З. Шагала, П. Н. Филонова, Л. С. Поповой) сменяются произведениями социалистического реализма 1930-х–1950-х годов. В залах №№ 27‒35, 37 обновлена экспозиция отечественного искусства второй половины ХХ века. Помимо известных шедевров из коллекции музея в ней широко представлены новые поступления и дары, пополнившие собрание Третьяковской галереи в последние годы. Впервые экспозицию завершают залы, посвященные неофициальному искусству 1960‒1980-х годов и новейшим течениям конца XX века.  Творчество художников «сурового стиля» 1960-х демонстрируется параллельно с искусством представителей «андеграунда», положивших начало «второй волне» русского авангарда. Завершающая часть экспозиции, в которой представлены работы 1980-х–1990-х годов, носит принципиально «открытый» характер – Третьяковская галерея готова пополнять свое собрание самыми новыми и актуальными произведениями отечественных авторов. Кроме того, в залах Галереи на Крымском валу регулярно устраиваются разнообразные выставки: классического и современного искусства, отечественных и зарубежных мастеров. С 2002 года в Третьяковской галерее на Крымском валу существует Детская творческая мастерская. Особенности работы с детьми в этом центре детского творчества определяются соседством с экспозицией «Искусство ХХ века», где представлены все самые смелые эксперименты в области художественного языка последнего столетия.

(Нет голосов)
Территории
Смоленская площадь

Смоленская площадь

Смоленская площадь образовалась на этом месте в 1820 году.

(Нет голосов)
Маршруты
КиноМосква: переулками Арбата

КиноМосква: переулками Арбата

Наш маршрут будет проходить по переулкам, лежащим между Пречистенкой и Арбатом. Здесь снимались самые популярные и не очень известные, но от этого не менее любопытные художественные фильмы.

Рейтинг: 3.56
Дома
Особняк Листа

Особняк Листа

Глазовский пер., дом 8, стр. 1

Особняк в Глазовском переулке был построен в 1898-1899 годах по проекту известного архитектора Льва Николаевича Кекушева и считается первым московским произведением, выполненном в стиле модерн.

3.73
Музеи
Музей-мастерская скульптора А.С. Голубкиной (отдел Государственной Третьяковской галереи)

Музей-мастерская скульптора А.С. Голубкиной (отдел Государственной Третьяковской галереи)

Мемориальный музей-мастерская скульптора А.С. Голубкиной – один из столичных музеев. Он находится в одноэтажном особняке недалеко от Садового кольца. Это здание было специально спроектировано под художественные мастерские. На данный момент экспозиция музея включает обширное собрание творений Голубкиной. В музейных фондах хранится более сотни скульптур, коллекция рисунков и камней, подставки, инструменты, а также технические приспособления, необходимые в работе скульптора. Кроме творений выставлены личные вещи А. С. Голубкиной. Здание музея относится к объектам культурного наследия регионального назначения.

(Нет голосов)
Дома
Доходный дом О.С. Петровской

Доходный дом О.С. Петровской

пер. Сивцев Вражек, 41/28

Доходный дом О.С. Петровской был построен в начале XX века архитектором Дмитрием Михайловичем Челищевым, потомком древнейшего рода, известного со времен Александра Невского.

3.25
Маршруты
Московский модерн

Московский модерн

Московским заказчикам нравились все варианты модерна - от сдержанного Северного модерна до буйного южного темпераментого Сецессиона. И на этой прогулке вы сможете увидеть самые яркие образцы этого стиля в нашем городе.

Рейтинг: 3.98
Музеи
Двор Третьяковской галереи на Крымском Валу

Двор Третьяковской галереи на Крымском Валу

Третьяковская галерея на Крымском Валу открывает внутренний двор – уникальное музейное пространство под открытым небом. Это комфортная среда отдыха, пауза посреди шумного окружения, а также летняя площадка для концертов, лекций, кинопоказов. Двор Третьяковской галереи на Крымском Валу – новая точка на культурной карте Москвы, в которой атмосфера городского отдыха связана с искусством.

(Нет голосов)