Станция метро «Кропоткинская»
Открыта составе первого пускового участка Московского метрополитена.
Проектное название: Кропоткинские ворота
Прежнее название: Дворец Советов (до 08.10.1957)
Проект переименования: Пречистенка (1991, 1992), Храм Христа Спасителя
-
-
Платформа станции метро "Кропоткинская", 2014 г.
-
Станция метро «Дворец Советов», 1935 г.
-
Ст.м. "Дворец Советов". Кассовый зал, 1935 г.
-
Станция "Дворец советов" Путь от входа к поездам, 1939 г.
-
Станция метро "Кропоткинская", 2014 г.
-
2014 г.
-
-
Станция метро «Кропоткинская»
Станция «Кропоткинская» открылась 15 мая 1935 года в составе первой очереди Московского метрополитена. Правда, до 1957 станция именовалась иначе – «Дворец Советов». Станция должна была стать подземным вестибюлем Дворца Советов, грандиозное строительство которого развернулось в 1930-е на месте снесенного Храма Христа Спасителя.
Конструкция станции — колонная трехпролетная мелкого заложения. Построена по специальному проекту из монолитного бетона.
На станции два ряда десятигранных колонн, облицованных серовато-белым мрамором. Верхнюю часть колонн украшают капители, в которые вмонтированы невидимые снизу светильники. Путевые стены облицованы белым мрамором, Пол выложен серым и розовым гранитом. Первоначально путевые стены были облицованы фаянсовой плиткой, позднее покрыты уральским мрамором «коелга» и «уфалей».
На международных выставках в Париже (1937) и Брюсселе (1958) макет станции отмечен гран-при. 15.03.1941 станции присуждена Сталинская премия 2-ой степени за архитектуру и строительство.
Изначально по проекту планировалось два вестибюля. Восточный должен был вести пассажиров непосредственно в здание Дворца Советов, но в 1935 году, когда открывали станцию, здесь не было даже котлована, а была лишь размена площадка под будущее строительство. Поэтому в 1935 году был сооружен только один – западный вестибюль.
На этом месте с 15 века стояла церковь Сошествия Святого Духа у Пречистенских ворот. Построенный павильон точно занял место снесенного в 1933 году храма.
Автор этого наземного вестибюля С.М. Кравец. Вестибюль выполнен в виде подковообразного паркового павильона, в боковых частях которого располагаются выходы. Середина оформлена в виде сквозного прохода, над которым перекинуто кессонированное арочное перекрытие.