Между трех переулков: двух Трехгорных и одного Нововаганьковского стоит многострадальная церковь. За свою историю, известную нам с 1620–1630-х годов, она не раз меняла название и многократно перестраивалась. Первоначально деревянная, построенная прихожанами из Государева Псарного двора, перестроена в камне в 1762–1775 годах. С этих пор расширялась, добавлялись приделы, в 1860-м получила колокольню и трапезную, увеличившись по площади в два с половиной раза.
Прихожанами, попечителями храма были люди состоятельные, в том числе и фабриканты Прохоровы, владельцы соседней Трехгорной мануфактуры. Хаотичность предыдущих построек и увеличивающийся рост прихожан потребовали новой перестройки. Она была осуществлена в 1900–1902 гг. по проекту архитектора Георгия Александровича Кайзера на средства крупных торговцев Копейкиных-Серебряковых, живших в приходе церкви. После переделок церковь заново освятили в 1902-м, но работы были окончательно завершены лишь в 1908 году.
В начале XX века. большую часть прихожан составляли рабочие Трехгорной мануфактуры. В неспокойные 1905 и 1917 годы они взяли на себя охрану собора, находившегося в эпицентре революционных событий на Пресне. И храм не пострадал и не был разграблен.
В 1920-х гг. одним из регентов храма был Александр Васильевич Александров – автор гимна СССР.
Храм закрыли в 1928-м. Церковь обезглавили, в стенах сделали проемы, разобрали верх колокольни. В обезображенном здании расположился дом пионеров/дом культуры им. Павлика Морозова. Переулок, в то время называвшийся благодаря церкви Никольским, также назвали именем пионера.
Храм возвращен верующим в 1992 году. Восстановлен в 1991–2000 годах по проекту Г.А. Кайзера. При храме действуют воскресная школа, библейский колледж, клуб исторической реконструкции средневековых культур, центр современного искусства «АртЭриа».
В ходе реставрационных работ были обнаружены подлинные внутристенные металлические связи, разорванные при пробивке новых окон в первой половине ХХ века. При восстановлении кирпичных перемычек внутристенные связи были восстановлены.
Работы по фасадам были сосредоточены на удалении поздних отделочных слоев, скрывающих подлинную лицевую кладку, и восстановлении утраченных фрагментов.
В подвале под апсидами и четвериком обнаружены фрагменты фундамента XVIII века (валунные фундаменты). При производстве работ принято решение об их сохранении и экспонировании в интерьерах.
В связи с утратой внутреннего убранства и отсутствием исторических графических материалов интерьер первого этажа был решен по специально разработанному проекту интерьера автора А.А.Скитева. Ограда храма восстановлена на основании архивных фотографий с сохранением масштаба и характера рисунка.

В 1893 году Савва Морозов, знаменитый купец и промышленник, решил купить старую усадьбу Аксаковых на Спиридоновке и построить для своей любимой жены Зинаиды особняк. Молодой архитектор Фёдор Шехтель создал здесь настоящий средневековый замок, сделавший его знаменитым и модным архитектором, к которому выстроилась очередь из богатых заказчиков.
Технологии дополненной реальности в приложении «Узнай Москву» позволят вам узнать историю создания особняка непосредственно от цифрового двойника Саввы Тимофеевича Морозова. Вам надо всего лишь открыть карточку объекта в приложении, нажать кнопку “Дополненная реальность” и погрузиться в изучение истории знаменитого особняка.