ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Храм Вознесения Господня за Серпуховскими воротами

Большая Серпуховская улица, дом 24/21А, строение 1
объект культурного наследия федерального значения
4.5
Один из «долгостроев» своей эпохи, тесно связанный с русской историей: опалой царевича Алексея Петровича, строительством Петербурга, эпохами атеизма и церковного возрождения.
  • Храм Вознесения Господня за Серпуховскими воротами
+ -

В конце XVII в. территория возле Серпуховских ворот активно заселялась ремесленниками и торговцами. Со временем потребовалось строительство отдельного храма для новых жителей. В 1696 г. На пожертвованном Даниловым монастырем участке земли появилась деревянная церковь во имя Вознесения Господня. Но и этот храм оказался недостаточно вместительным: в 1708 г. было выдано разрешение на строительство большого каменного здания эпохи "барокко", причем храмоздателем стал сам царевич Алексей Петрович.

Строительство шло успешно: в 1714 г. был освящен нижний храм во имя Иерусалимской иконы Божией Матери с двумя приделами — Девяти Мучеников Кизических и Алексия Человека Божия (в честь царевича Алексея). Верхняя Вознесенская церковь была построена от сводов до половины окон. Однако вскоре работы оказались прерваны: в 1714 г. вышел указ, запрещавший каменное строительство везде, кроме Санкт-Петербурга. В 1716 г. царевич Алексей тайно бежал в Вену и занял враждебную позицию по отношению к Петру I, в 1718 г. — обманом вывезен в Россию, приговорен к казни и скончался в Петропавловской крепости.

Все эти обстоятельства остановили строительство. Чтобы сохранить построенную часть, прихожане покрыли ее временной деревянной крышей. Лишь в 1762 г. храм был освящен в облике, с изменениями сохранившемся до наших дней.

Зодчим, видимо, был Д. Трезини (Петропавловский собор, Петербург). Называются также имена И.Ф. Мичурина и Д.В. Ухтомского, достраивавших храм. Главный верхний храм на широком гульбище в плане представляет собой крест, завершенный в центре восьмериком с одной главой сложной формы (в эстетике барокко). Фасады оформлены вытянутыми в длину большими окнами, круглыми окошками и пилястрами. Фасады нижнего яруса почти лишены декора. В 1839 г. была сооружена трапезная и при верхнем храме. В 1842 г. над западным входом появилась четырехярусная колокольня с завершением в виде шпиля.

Богослужения здесь продолжались до 1929 г. Храм был закрыт и назначен к сносу. Но разобрали только колокольню и ограду, остальную часть приспособили под склад-холодильник. При этом храм лишился главы с барабаном, был перестроен нижний ярус. Позже здесь было общежитие, конторы, вычислительный центр одного из министерств. Интерьеры были утрачены. Реставрация началась в 1991 г. одновременно с возобновлением богослужений. Специалисты обнаружили под штукатуркой прежние церковные росписи, а из Данилова монастыря доставили Иерусалимскую икону Божией Матери, принадлежавшую церкви. Сегодня храму возвращен облик начала ХХ в., воссозданы глава, колокольня, интерьеры. Рядом построено красивое архитектурное здание детского приюта с домовым храмом во имя Новомучеников и Исповедников Российских. Чуть поодаль возведен храм-часовня во имя равноапостольной княгини Ольги.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Городская усадьба Е.Н.Офросимовой - Викторовых - И.А.Воронцова

Городская усадьба Е.Н.Офросимовой - Викторовых - И.А.Воронцова

М. Полянка ул., д. 9 стр. 1

В 1819 году усадьба принадлежала польской дворянке Елизавете Николаевне Нарановичевой. Ею был выстроен двухэтажный особняк, который и лег в основу современного владения № 9.

(Нет голосов)
Дома
Жилой дом, XIX век

Жилой дом, XIX век

1-й Спасоналивковский пер., д. 8, стр. 1

--

(Нет голосов)
Дома
Комплекс мужской гимназии

Комплекс мужской гимназии

1-й Хвостов пер., д.13, стр. 4, 5. Якиманка Б. ул., д.33/13, стр.1

Комплекс двух зданий мужской гимназии (бывшей 10-ой мужской гимназии) был окончательно сформирован в 1913 г., включал два объема, выходивших на улицу Большая Якиманка и 1-й Хвостов переулок, и ограду.  Фасады оформлены в стиле неоклассицизм.

3.77
Дома
Городская усадьба Барятинских, сер. XVIII в. – 1-я пол. XX в.

Городская усадьба Барятинских, сер. XVIII в. – 1-я пол. XX в.

ул. Малая Полянка, д. 11, стр. 1

Нынешняя архитектура дома отражает эпоху небольших особняков московского ампира, которыми застраивалась послепожарная Москва XIX в.

(Нет голосов)
Дома
Дом, в котором в 1912-1913 гг. жил поэт С.А.Есенин

Дом, в котором в 1912-1913 гг. жил поэт С.А.Есенин

Большой Строченовский пер., д. 24, стр. 2

С конца 1880-х годов в комнате в квартире № 6 жил старший приказчик купца Крылова Александр Никитич Есенин.

3.35
Дома
Особняк К.П. Бахрушина

Особняк К.П. Бахрушина

Новокузнецкая ул., д. 27/6, стр. 1

В конце XIX века особняк перестраивается до неузнаваемости.

3.48
Дома
Дом, в котором в 1880-1890 гг. жил Ключевский Василий Осипович

Дом, в котором в 1880-1890 гг. жил Ключевский Василий Осипович

1-ый Хвостов пер., д. 6, стр. 1

Двухэтажный дом Г-образной формы постройки 2-ой половины XIX в.

(Нет голосов)
Дома
Здание электростанции Замоскворецкого трамвайного депо

Здание электростанции Замоскворецкого трамвайного депо

Мытная ул., д. 12

Возведение этого парка относится к третьему (1908-1909 гг.) этапу развития сети московского электрического трамвайного сообщения.

(Нет голосов)
Дома
Дом Аксеновых

Дом Аксеновых

5-й Монетчиковский пер., 11 с1

Этот дом сегодня самый старый в своём переулке. Он был построен в конце XVIII века и с того времени не сильно изменился. Четыре пилястры большого ордера несут небольшой фронтон и от этого кажутся крупнее, чем они есть на самом деле. Недавно, до последней покраски фасада, было видно, что пилястры сложены не из кирпича, а из блоков хорошо отёсанного белого камня. Это придавало им дополнительную монументальность.

3.27
Музеи
Московский государственный музей С.А. Есенина

Московский государственный музей С.А. Есенина

В 1995 году, к 100-летию со дня рождения С. А. Есенина, была открыта первая в Москве экспозиция, посвященная творческому наследию поэта. Она была открыта на общественных началах в Замоскворечье, где поэт создавал свои произведения и был прописан с 1911 по 1918 годы. Статус государственного музей получил в 1996 году, распахнув свои двери для многочисленных поклонников творчества самого читаемого поэта в мире (по официальному признанию ЮНЕСКО).

В литературно-мемориальной части экспозиции можно увидеть личные вещи Сергея Есенина, рукописи и прижизненные публикации, раритетные документы, фотографии поэта и его окружения. Акцент в музее сделан на московском периоде жизни и творчества С. А. Есенина, хотя также можно проследить весь творческий путь поэта. С помощью необычного художественного решения в экспозиции музея создана атмосфера, в которой рождалась гениальная поэзия. Экспозиционный показ завершается темой «Есенин как часть мировой культуры», где творчество поэта представлено наряду с наследием выдающихся деятелей мировой культуры.

Согласно концепции развития музея планируется создание единого есенинского культурно-просветительского центра, включающего в себя несколько адресов в столице, где появится возможность в полном объеме реализовать многочисленные проекты музея и совместить современные формы работы с разнообразной аудиторией многочисленных поклонников великого поэта России.

(Нет голосов)
Дома
Дом Е.Д.Свешниковой

Дом Е.Д.Свешниковой

Новокузнецкая, д.29, стр. 1

Жилой дом Е.Д.Свешниковой,  Новокузнецкая ул., д.29 построен по проекту архитектора С.Ф.Воскресенского в 1913 году в стиле, близком к неоклассицизму.

(Нет голосов)
Дома
Жилой дом на Новокузнецкой

Жилой дом на Новокузнецкой

Новокузнецкая ул., 26 строение 1

Дом на углу Новокузнецкой улицы и 1-го Новокузнецкого переулка настолько же не типичен для современной Москвы, насколько типичен для Москвы старой. Это образец распространённого в русской архитектуре типа полукаменного жилого дома. Такие дома во множестве строились на окраинах Москвы и в других русских городах. Хозяевами и жителями таких домов чаще всего бывали люди среднего достатка. Сегодня полукаменных домов в Москве так мало, что их можно пересчитать по пальцам.

3.75