ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Кондитерская фабрика "Большевик"

Ленинградский просп., дом 15, стр. 1,2,3
объект культурного наследия регионального значения
(Нет голосов)
Корпуса "Кондитерской фабрики Товарищества "А.Сиу и Ко" (после 1924 г. – кондитерская фабрика "Большевик"),  1884 г., 1896 г., 1902 г., гражданский инженер О.Ф. Дидио, 1930-е гг.
+ -

 Фабрика товарищества «А. Сиу и Ко», одно из старейших и крупнейших российских предприятий кондитерской промышленности, была основана в 1855 году в Москве французским предпринимателем Адольфом Сиу. В 1913 году фирма удостоилась звания «Поставщик Двора Его Императорского Величества». После национализации, в 1924 года фабрике было присвоено название «Большевик».

   История постройки ныне существующего комплекса зданий фабрики на Ленинградском проспекте началась в 1884 году, когда Адольф Сиу решил расширить производство. С этой целью он приобретает участок с домом и садом в дачном предместье — в Пресненской части шестого квартала за Тверской заставой по левую сторону Санкт-Петербургского шоссе. Возведение нового фабричного корпуса было поручено архитектору О.Ф. Дидио, популярному в среде московских предпринимателей французского происхождения. Проект был утвержден в мае 1884 года, а 1 октября этого же года строительство завершилось.

   О.Ф. Дидио выстроил двухэтажный каменный с полуподвалом и мансардой корпус (ныне — д. 15, стр. 1) в восточной части владения с отступом от красной линии современного Ленинградского проспекта. Со стороны юго-западного фасада к нему примыкали два ризалита — центральный, с котельной, и северный, со служебным входом и обслуживающей все этажи лестницей. Парадный вход с массивной каменной лестницей находился в центре главного северо-восточного фасада. Основание лестницы фланкировали фонари, выполненные в виде женских фигур со светильниками в руках. Четырехскатную вальмовую кровлю украшал металлический ажурный «гребень».

   Решение фасадов было выдержано в так называемом кирпичном стиле, популярном со второй половины XIX века рационалистическом течении промышленной архитектуры: стены из неоштукатуренного красного кирпича с декоративной кладкой и насыщенный декор из светлого кирпича. Членение фасада—вертикальное, построенное на ритмичном чередовании оконных проемов с узкими плоскостями стен между ними. Окна с лучковым завершением и геометрической расстекловкой обрамлены «ажурными» наличниками с замковыми камнями, выполненными из светлого кирпича.

   В течение XIX и XX веков объем здания видоизменялся. В 1891 году архитектор А. К. Вюльфинг устроил в уровне второго этажа южной части западного фасада застекленный балкон, опиравшийся на чугунные столбы. В 1896 году О. Ф. Дидио присоединил к корпусу со стороны северо-западного фасада каменный четырехэтажный объем, стилистически увязав обе постройки. Широкие подоконные филенки квадратных и полукруглых окон были декорированы двухцветным геометрическим орнаментом «шахматкой». Завершил композицию фасада венчающий карниз из стилизованных «язычков». Дальнейшее формирование строения в 1903-1905 годах шло за счет надстройки существовавших и пристройки новых объемов со стороны юго-западного фасада. В 1930-х годах мансардный этаж главного корпуса переделали в полноценный третий этаж с частичной надстройкой, декорировав ее в духе оформления нижних этажей здания. Завершилось формирование фабричного корпуса в 1950-1960-х годах. Возможно, в это же время была разобрана историческая центральная парадная лестница. К настоящему времени здание сохранило объемно-пространственную композицию в редакции середины ХХ века и архитектурно-декоративное оформление фасадов второй половины XIX — начала ХХ века. Оконные проемы в целом сохранили столярное заполнение с геометрической расстекловкой конца XIX — начала ХХ века.

  В 1896 году появилось второе здание из трех, формирующих парадный двор-курдонер фабричного комплекса (д. 15, стр. 2). О. Ф. Дидио возвел четырехэтажный каменный корпус с подвалом и мансардным этажом, в котором было организовано шесть квартир для служащих фабрики и магазин. Здание, выполненное в стилистике фабричного корпуса, завершалось шатровой кровлей с часами, вставленными в стилизованный фигурный лепной аттик.

    В 1902 году Н. П. Никитин выстроил г-образный двухэтажный каменный корпус (д. 15, стр. 3), завершивший формирование репрезентативной зоны фабричного владения, в наши дни являющейся архитектурной доминантой Ленинградского проспекта. Решение фасадов корпуса созвучно облику построек О. Ф. Дидио. Первый этаж с широкими витринными окнами предназначался для размещения фирменного кондитерского магазина, второй — для квартир служащих. На уровне второго этажа был сделан балкон с ажурным металлическим ограждением, опирающийся на фигурные консоли. Над ризалитом в южной части постройки сохранилась высокая шатровая кровля со шпилем.

   В конце 2011 года фабричное производство было выведено во Владимирскую область. После реновации территория бывшей фабрики превратилась в культурно-деловой квартал, где элементы исторической застройки интегрированы в современное архитектурное пространство.

  Реставрационные работы в бывшем фабричном корпусе, жилом доме для служащих и кондитерском магазине проводились с 2013 по 2015 год. Первый — конструктивный — этап включал проведение противоаварийных мероприятий, усиление фундаментов и конструкций.

   В ходе следующих этапов реставрации были удалены поздние штукатурные растворы, была проведена докомпоновка утраченных кирпичей и элементов декора на отдельных участках. Произведена реставрация венчающего и междуэтажного карнизов с воссозданием утраченных элементов. В зданиях восстановлены исторические дверные и оконные проемы на основе обмерных чертежей, архивных фотографий, сохранившихся подлинных образцов и аналогов этого периода.

  В фабричном корпусе по проекту приспособления сооружена парадная наружная лестница главного фасада. В жилом доме для служащих при устройстве парадного и дополнительных входов на основе архивных фотографий и исторических аналогов воссозданы декоративная металлическая решетка и козырек, а также наружные и внутренние двери. В здании кондитерского магазина произведена реставрация металлического ограждения и сохранившейся первоначальной фигурной консоли балкона второго этажа.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Музеи
Галерея JART

Галерея JART

Галерея JART работает по принципу междисциплинарного синтеза, свойственного XXI веку, периодически экспонируя разнообразие качественных произведений изобразительного искусства и скульптуры XIX–XXI вв. На базе галереи запущена лекционная программа совместно с художником и искусствоведом Дмитрием Гутовым.

Галерея JART создана в 2007 году и с 2016 года работает как открытое выставочное пространство. Среди наиболее значимых проектов галереи: выставка «Штрихи к авангарду», выставка «Свет веков. Западноевропейские витражи XIII–XIX вв.», выставка «Пять столетий русской иконы», выставка Даши Намдакова «Погружение», проект Даши Намдакова на седьмой Московской международной биеннале современного искусства «Заоблачные леса» (Государственная Третьяковская галерея).

(Нет голосов)
Дома
Царский павильон XV Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставки

Царский павильон XV Всероссийской торгово-промышленной и художественной выставки

Ленинградский пр-т., д. 31 стр. 9

Этот павильон – единственная постройка грандиозного выставочного ансамбля, сохранившаяся до наших дней.

3.56
Дома
Белорусский вокзал

Белорусский вокзал

Центральный административный округ, Белорусская

Современная площадь Тверской заставы возникла в 1742 году вместе со строительством Камер-Коллежского вала. Ещё в XVI веке здесь существовала Тверская Ямская слобода и проходил оживлённый Тверской тракт, позднее  ставший называться Петербургским.

3.2
Дома
Дом Скакового общества, 1903-1905 гг., архитектор Иван  Жолтовский

Дом Скакового общества, 1903-1905 гг., архитектор Иван Жолтовский

Скаковая аллея, 7 (Скаковая ул., 16)

Дом Скакового общества - одна из ранних работ Ивана Жолтовского.

3.56
Дома
Жилой дом Управления пароходства канала Москва-Волга

Жилой дом Управления пароходства канала Москва-Волга

Ленинградский просп., д. 1

Дом за Тверской заставой в начале Ленинградского шоссе (ныне – проспекта) был построен в конце 1930-1950- е гг. по проекту архитекторов М.А. Готлиба и А.Д. Хилькевича. В начале 1950-х годов началась перестройка дома, в результате которой П-образное в плане здание стало 6-этажным.

3.3
Памятники
Конные скульптурные группы

Конные скульптурные группы

Ленинградский пр-т, д. 27 (въезд на Беговую аллею)

(Нет голосов)
Дома
Комбинат издательства «Правда»

Комбинат издательства «Правда»

Правды ул., д. 24

Комбинат стал первым сооружением в СССР, построенным для производственных процессов типографии. Здание строили по аналогам зарубежных предприятий, где был принят горизонтальный тип организации процесса производства.

(Нет голосов)
Дома
Ажурный дом, архитектор А. К. Буров

Ажурный дом, архитектор А. К. Буров

Ленинградский пр-т, д. 27

«Ажурный дом» строится Буровым в 1939-1940-х гг. Дом замышляется архитектором как дом-коммуна, где общественное будет преобладать над личным, с небольшими квартирами и обширными общественными помещениями на первом этаже: столовая, прачечная, ясли, детсад.

3.44
Маршруты
Дорогой жизни

Дорогой жизни

9 мая 2019 года мы празднуем День Победы - 74 годовщину Победы в Великой отечественной войне. У Вас есть великолепная возможность прикоснуться к истории. Пройдите "Дорогой жизни" героев Великой Отечественной Войны вместе с нами.

3.56
Музеи
Музей русского импрессионизма

Музей русского импрессионизма

Московский музей русского импрессионизма был открыт для посетителей 28 мая 2016 г. Он расположился в историческом промышленном здании 1884 г., проект реставрации и превращения его в современное музейное пространство был реализован британским архитектурным бюро John McAslan + Partners. Идея создания музея появилась у коллекционера Бориса Минца в 2012 г.

Основную экспозицию составляют картины выдающихся российских художников Константина Коровина и Валентина Серова, Станислава Жуковского и Игоря Грабаря, Константина Юона и Бориса Кустодиева, Петра Кончаловского и Александра Герасимова.

Своей миссией музей считает популяризацию русского искусства в целом и его импрессионистической составляющей в частности, как в России, так и за рубежом. Большое внимание уделяется возвращению в антологию русской живописи имен, мало известных широкой публике. Музей заслужил уважение международного музейного сообщества и был принят в состав ICOM (Международного совета музеев).

Более тысячи квадратных метров выставочных площадей, кинотеатр, современная образовательная мультимедийная зона, учебная студия, кафе, магазин с книжной и сувенирной продукцией – новый музей по замыслу создателей должен стать культурным пространством, объединяющим выставочную работу с научной, издательской и просветительской.

(Нет голосов)
Дома
Гостиница «Советская»

Гостиница «Советская»

Ленинградский проспект, д. 32/2

Новое грандиозное здание в модном тогда стиле модерн с огромными арочными окнами и великолепными интерьерами возвел в 1910 г. архитектор А. Эрихсон. Крышу венчали большие граненые купола, Большой и Малый зал вмещали до 250 человек.

3.74