ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Красный дом в Новогиреево

3.66
«Красным» жилой дом с мастерскими художников стали именовать по цвету неоштукатуренных стен
  • Красный дом в Новогиреево
+ -

Жилой дом с мастерскими художников, известный как "Красный дом в Новогиреево", находится на востоке Москвы, в нескольких шагах от шоссе Энтузиастов. С конца 1930-х годов здесь жили и работали В. Фаворский и И. Ефимов, на фасаде дома установлены их мемориальные доски.

В 1936 г. на окраине г. Перово Моссовет выделил участок под строительство жилья и мастерских группе художников: Фаворскому, Ефимову и Кардашову. Художники сами сделали проект трехэтажного кирпичного дома и закончили строительство к 1939 г. Дом встал среди деревянной застройки, бараков и картофельных полей, рядом была грунтовая дорога, ведущая к Измайловскому парку. На первом этаже – мастерские. Жилые квартиры – во втором и мансардном этажах. На заднем дворе – летняя мастерская для скульптурных работ.

По цвету неоштукатуренных стен постройку стали именовать «красным домом». Поначалу здание было самым большим в округе: до конца 1950-х гг. на окраине Перова не велось жилого строительства. (После присоединения к Москве в 1960 г. этот район стал одним из самых густонаселенных, а к проведению «Олимпиады-80» сюда протянули ветку метро.)

Владимир Андреевич Фаворский (1886–1964) в 30-е годы уже был признанным мастером гравюры и создателем собственной теории оформления книги. Подобно художникам Возрождения, помимо графики, работал также в монументальной живописи и мозаике, был театральным художником, теоретиком искусства и педагогом, создавшим свою обширную школу. В 1923–26 гг. он был ректором знаменитого ВХУТЕМАСа.

Иван Семенович Ефимов (1878–1959) – скульптор, прославленный в первую очередь как анималист. Его жена Нина Яковлевна Симонович-Ефимова (1877-1948) – замечательный живописец и график. Вместе они создали первый в России профессиональный кукольный театр, где были и создателями кукол, и актерами, и режиссерами.

Лев Алексеевич Кардашов (1905–1964), родственник Фаворского и ученик Ефимова, – скульптор, создатель уникального деревянного рельефа: сохранившегося до наших дней фронтона павильона б. Карело-Финской ССР на ВДНХ.

В 1941 году из нового дома ушел добровольцем в ополчение и пал под Москвой старший сын Фаворских, Никита (1915–1941), уже сложившийся талантливейший художник. Младший – Иван (1924–1945) прошел войну лейтенантом артиллерии и погиб под Кенигсбергом. До конца жизни работала в доме их мать, М.В. Фаворская-Дервиз (1887-1959), тоже художник, автор тонких живописных пейзажей, и ее племянница – Л.Д. Кардашова-Дервиз (1919–1995), скульптор-керамист.

После войны в доме появились новые жители: живописец Елена Коровай (1901–1974) и ее дочь Ирина Коровай, последняя ученица Фаворского, график, и целая плеяда начинающих художников, ставших впоследствии ведущими мастерами отечественного искусства. Это живописец Дмитрий Жилинский и скульптор Нина Жилинская (1926–1995), график и живописец Илларион Голицын (1928–2007), женившийся на внучке Ефимовых, и скульптор Дмитрий Шаховской, женившийся на дочери Фаворских. Художник-керамист Мария Фаворская-Шаховская и ее муж до сих пор живут и работают в «Красном доме». Так же как следующие, 3-е и 4-е поколения художников, потомки первостроителей, продолжающие семейную традицию.

Семьям удалось сохранить дом и сад, внутри со времен Фаворского и Ефимова все осталось почти неизменным. В памятные дни ежегодно устраиваются показы работ основателей Дома, приходят друзья, искусствоведы, художники. Здесь рождались и рождаются многочисленные проекты московских и иногородних выставок с участием произведений из семейных собраний «Красного дома». Художественная выставка всего сообщества дома как целого состоялась в 2002 г. в Подольске.

Работы авторов, живших и живущих в доме, находятся в ГТГ, ГМИИ им. А.С.Пушкина и во многих других крупных собраниях.

Вот некоторые произведения из тех, которые можно увидеть в оформлении московских общественных зданий:

В.А. Фаворский – сграффито (1935) и рельефы (1946) на зданиях «Наркомлеса» (арх. А. Буров), Тверская ул. д.25; решетки лоджий «Ажурного дома» (арх. А. Буров и Б. Блохин), Ленинградский пр-т, д.27;

И.С. Ефимов – бронзовая «скульптурная графика» перед зданием Детского музыкального театра им. Н. Сац;

Д.М. Шаховской – скульптурные маски на фасаде «Театра Сатиры»; часы на фасаде Кукольного театра им. С. Образцова (совместно с П. Шимесом); храм Спаса Преображения в Тушине, белокаменная преграда главного алтаря (1992);

М.В. Фаворская-Шаховская – керамические рельефы: фриз «Эволюция растений» в Палеонтологическом музее;

И.Д. Шаховской – храм Спаса Преображения в Тушине, мозаики в апсиде главного алтаря (совместно с А. Царевым, 1992–94).

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Памятники
Памятник оставшимся без погребения (Скорбящие матери)

Памятник оставшимся без погребения (Скорбящие матери)

Зеленый пр., д.24

Воинам, погибшим в Афганистане...

3.64
Памятники
Памятник «Скорбящим матерям» и стена памяти «Воинам-москвичам, погибшим в Афганистане»

Памятник «Скорбящим матерям» и стена памяти «Воинам-москвичам, погибшим в Афганистане»

Зеленый пр-т, д. 24 (сквер)

3.3
Музеи
Музей Вадима Сидура

Музей Вадима Сидура

Музей Вадима Сидура был создан в Москве в 1989 году. Это единственный московский государственный музей, целиком посвященный современной скульптуре. Творчество Вадима Сидура столь своеобразно и многогранно (его наследие включает в себя не только огромное количество скульптурных и графических работ, но и поэзию, прозу и даже кинематографию), что само по себе представляет собой целую эпоху в истории отечественного искусства.

Вадим Сидур (1924-1986) - крупнейший российский художник и скульптор, "советский Генри Мур", как его еще в 70-е годы называли западные журналисты. Художник-нонконформист, он подвергался притеснениям со стороны советских властей за то, что его работы - как по форме, так и по содержанию - резко контрастировали с канонами социалистического реализма. За тридцать лет творческой жизни он создал более пятисот скульптурных и тысячи графических работ. Еще при его жизни многочисленные выставки и публикации принесли Вадиму Сидуру широкую известность на Западе. В разное время его работы пополнили собрания канцлера ФРГ Гельмута Шмидта, лауреатов Нобелевской премии по литературе Самюэля Беккета и Пабло Неруды, председателя совета директоров "Дойче Банк" Фридриха Кристианса, лауреатов Нобелевской премии по физике Яна Оорта и Джона Бардина, композитора Бенджамина Бриттена, писателей Милана Кундеры и Генриха Белля, промышленника Нортона Доджа и многих других. После смерти Вадима Сидура, совпавшей с началом горбачевской перестройки, его творческое наследие было публично признано национальным достоянием России.

(Нет голосов)