ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Красный дом в Новогиреево

3.66
«Красным» жилой дом с мастерскими художников стали именовать по цвету неоштукатуренных стен
  • Красный дом в Новогиреево
+ -

Жилой дом с мастерскими художников, известный как "Красный дом в Новогиреево", находится на востоке Москвы, в нескольких шагах от шоссе Энтузиастов. С конца 1930-х годов здесь жили и работали В. Фаворский и И. Ефимов, на фасаде дома установлены их мемориальные доски.

В 1936 г. на окраине г. Перово Моссовет выделил участок под строительство жилья и мастерских группе художников: Фаворскому, Ефимову и Кардашову. Художники сами сделали проект трехэтажного кирпичного дома и закончили строительство к 1939 г. Дом встал среди деревянной застройки, бараков и картофельных полей, рядом была грунтовая дорога, ведущая к Измайловскому парку. На первом этаже – мастерские. Жилые квартиры – во втором и мансардном этажах. На заднем дворе – летняя мастерская для скульптурных работ.

По цвету неоштукатуренных стен постройку стали именовать «красным домом». Поначалу здание было самым большим в округе: до конца 1950-х гг. на окраине Перова не велось жилого строительства. (После присоединения к Москве в 1960 г. этот район стал одним из самых густонаселенных, а к проведению «Олимпиады-80» сюда протянули ветку метро.)

Владимир Андреевич Фаворский (1886–1964) в 30-е годы уже был признанным мастером гравюры и создателем собственной теории оформления книги. Подобно художникам Возрождения, помимо графики, работал также в монументальной живописи и мозаике, был театральным художником, теоретиком искусства и педагогом, создавшим свою обширную школу. В 1923–26 гг. он был ректором знаменитого ВХУТЕМАСа.

Иван Семенович Ефимов (1878–1959) – скульптор, прославленный в первую очередь как анималист. Его жена Нина Яковлевна Симонович-Ефимова (1877-1948) – замечательный живописец и график. Вместе они создали первый в России профессиональный кукольный театр, где были и создателями кукол, и актерами, и режиссерами.

Лев Алексеевич Кардашов (1905–1964), родственник Фаворского и ученик Ефимова, – скульптор, создатель уникального деревянного рельефа: сохранившегося до наших дней фронтона павильона б. Карело-Финской ССР на ВДНХ.

В 1941 году из нового дома ушел добровольцем в ополчение и пал под Москвой старший сын Фаворских, Никита (1915–1941), уже сложившийся талантливейший художник. Младший – Иван (1924–1945) прошел войну лейтенантом артиллерии и погиб под Кенигсбергом. До конца жизни работала в доме их мать, М.В. Фаворская-Дервиз (1887-1959), тоже художник, автор тонких живописных пейзажей, и ее племянница – Л.Д. Кардашова-Дервиз (1919–1995), скульптор-керамист.

После войны в доме появились новые жители: живописец Елена Коровай (1901–1974) и ее дочь Ирина Коровай, последняя ученица Фаворского, график, и целая плеяда начинающих художников, ставших впоследствии ведущими мастерами отечественного искусства. Это живописец Дмитрий Жилинский и скульптор Нина Жилинская (1926–1995), график и живописец Илларион Голицын (1928–2007), женившийся на внучке Ефимовых, и скульптор Дмитрий Шаховской, женившийся на дочери Фаворских. Художник-керамист Мария Фаворская-Шаховская и ее муж до сих пор живут и работают в «Красном доме». Так же как следующие, 3-е и 4-е поколения художников, потомки первостроителей, продолжающие семейную традицию.

Семьям удалось сохранить дом и сад, внутри со времен Фаворского и Ефимова все осталось почти неизменным. В памятные дни ежегодно устраиваются показы работ основателей Дома, приходят друзья, искусствоведы, художники. Здесь рождались и рождаются многочисленные проекты московских и иногородних выставок с участием произведений из семейных собраний «Красного дома». Художественная выставка всего сообщества дома как целого состоялась в 2002 г. в Подольске.

Работы авторов, живших и живущих в доме, находятся в ГТГ, ГМИИ им. А.С.Пушкина и во многих других крупных собраниях.

Вот некоторые произведения из тех, которые можно увидеть в оформлении московских общественных зданий:

В.А. Фаворский – сграффито (1935) и рельефы (1946) на зданиях «Наркомлеса» (арх. А. Буров), Тверская ул. д.25; решетки лоджий «Ажурного дома» (арх. А. Буров и Б. Блохин), Ленинградский пр-т, д.27;

И.С. Ефимов – бронзовая «скульптурная графика» перед зданием Детского музыкального театра им. Н. Сац;

Д.М. Шаховской – скульптурные маски на фасаде «Театра Сатиры»; часы на фасаде Кукольного театра им. С. Образцова (совместно с П. Шимесом); храм Спаса Преображения в Тушине, белокаменная преграда главного алтаря (1992);

М.В. Фаворская-Шаховская – керамические рельефы: фриз «Эволюция растений» в Палеонтологическом музее;

И.Д. Шаховской – храм Спаса Преображения в Тушине, мозаики в апсиде главного алтаря (совместно с А. Царевым, 1992–94).

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Музеи
Музей Вадима Сидура

Музей Вадима Сидура

Музей Вадима Сидура был создан в Москве в 1989 году. Это единственный московский государственный музей, целиком посвященный современной скульптуре. Творчество Вадима Сидура столь своеобразно и многогранно (его наследие включает в себя не только огромное количество скульптурных и графических работ, но и поэзию, прозу и даже кинематографию), что само по себе представляет собой целую эпоху в истории отечественного искусства.

Вадим Сидур (1924-1986) - крупнейший российский художник и скульптор, "советский Генри Мур", как его еще в 70-е годы называли западные журналисты. Художник-нонконформист, он подвергался притеснениям со стороны советских властей за то, что его работы - как по форме, так и по содержанию - резко контрастировали с канонами социалистического реализма. За тридцать лет творческой жизни он создал более пятисот скульптурных и тысячи графических работ. Еще при его жизни многочисленные выставки и публикации принесли Вадиму Сидуру широкую известность на Западе. В разное время его работы пополнили собрания канцлера ФРГ Гельмута Шмидта, лауреатов Нобелевской премии по литературе Самюэля Беккета и Пабло Неруды, председателя совета директоров "Дойче Банк" Фридриха Кристианса, лауреатов Нобелевской премии по физике Яна Оорта и Джона Бардина, композитора Бенджамина Бриттена, писателей Милана Кундеры и Генриха Белля, промышленника Нортона Доджа и многих других. После смерти Вадима Сидура, совпавшей с началом горбачевской перестройки, его творческое наследие было публично признано национальным достоянием России.

(Нет голосов)
Памятники
Памятник оставшимся без погребения (Скорбящие матери)

Памятник оставшимся без погребения (Скорбящие матери)

Зеленый пр., д.24

Воинам, погибшим в Афганистане...

3.64
Памятники
Памятник «Скорбящим матерям» и стена памяти «Воинам-москвичам, погибшим в Афганистане»

Памятник «Скорбящим матерям» и стена памяти «Воинам-москвичам, погибшим в Афганистане»

Зеленый пр-т, д. 24 (сквер)

3.3