ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

В. А. Фаворский

3.3
Фаворский
Владимир Андреевич Фаворский (3 (15) марта, 1886 года, Москва, Россия – 29 декабря 1964 года, Москва, Советский Союз) – художник, ксилограф и книжный график, живописец, педагог, искусствовед.

Родился в семье юриста Андрея Евграфовича Фаворского, сына православного священника села Павлова-на-Оке Нижегородской губернии, и художницы Ольги Владимировны Шервуд из семьи художников и искусствоведов Шервудов.

Юный Владимир начальные уроки рисования проходил под руководством матери.

15 июля 1964 года он написал об этом: «Начал я рисовать, потому что рисовала мать, а она рисовала потому, что дед был художником... Таким образом, создалась художественная линия в семье. Я воспринимал рисование, как приятное занятие, не собирался кого-нибудь поучать или вести за собой... А когда вошёл в мир искусства и понял красоту его, то захотелось, чтобы другие также видели его, научить их видеть этот мир».

В 1898 – 1905 годах учился у И. Дудина и в частной художественной школе К.Ф. Юона, посещая занятия в скульптурных классах Строгановского училища.

В 1905 году, окончив 5 гимназию в Москве, Владимир Фаворский поступил в Мюнхенский университет на экономический факультет и скоро ушел оттуда.

В 1906 -1907 годах он занимался в школе Шимона Холлоши, которого считал своим главным учителем в искусстве, и одновременно слушал курсы по истории искусств на философском факультете Мюнхенского университета. Владимир Фаворский хорошо знал немецкий язык и иногда переводил на занятиях. Летом студенты выезжали на пленэр в Венгрию. В этот период он также путешествовал по Италии, Австрии, Швейцарии.

В 1907 году Владимир Фаворский вернулся в Москву и продолжил учиться на искусствоведческом отделении историко-филологического факультета Московского университета.

В 1907 – 1908 годах сделал свои первые гравюры «Пригласительный билет» и «Роза». Тогда же начал преподавать рисунок детям в московских школах. В 1910 году оформил первую книгу «Над. Бромлей. Пафосъ. Композиция. Пейзаж. Лица», напечатанную в Товариществе типографии А.И. Мамонтова, и впервые продемонстрировал свои работы на выставке «Московского товарищества художников» (МХТ).

В 1913 году окончил искусствоведческое отделение Московского университета, став одним из первых профессиональных искусствоведов. Он защитил дипломную работу «Джотто и его предшественники».

В 1913 - 1915 годах написал свою первую теоретическую статью «Об изобразительности в живописи».

В 1915 – 1918 годах Владимир Фаворский участвует в Первой мировой войне. В июле 1916 года представлен к Георгиевскому кресту 4-й степени и в сентябре произведен в прапорщики.

В 1918 году он оформил буквицами «Суждения господина Жерома Куньяра» Анатоля Франса, которые не были изданы, но принесли Владимиру Фаворскому славу оформителя книг.

В 1918 -1919 годах Владимир Фаворский был «мастером – ассистентом» по живописи и рисунку Вторых свободных художественных мастерских (Совмас) в Москве. В это время он начал выполнять первые театральные заказы: сделал кукол-марионеток для спектаклей «Сказка о золотой рыбке» А.С. Пушкина, «Лутонюшко» А.Ф. Афанасьева. Он стал одним из организаторов Театра марионеток, петрушек и теней.

В 1919 – 1920 годах мобилизован в РККА, участвовал в боях под Царицыном. 20 апреля 1921 года уволен по возрасту в бессрочный отпуск из армии.

16 декабря 1920 года Владимир Фаворский был принят в Московские высшие художественно-технические мастерские (Вхутемас - Вхутеин) «профессором по деревянной гравюре», где заведовал кафедрой ксилографии графического факультета до их закрытия в 1930 году.

В 1921 году Владимир Фаворский оформил книги «Кремль. Свердловский зал», «Эгерия» П.П. Муратова, «Книга Руфь».

В 1921 - 1922 году он написал начальную часть своей теории «Лекции по теории композиции», которую читал на курсах Вхутемаса. В этот период он начал сотрудничать с П.А. Флоренским, оказавшим большое влияние на его мировоззрение, исследуя проблему времени в искусстве.

В 1922 – 1928 годах он состоял членом художественного общества «4 искусства».

27 марта 1923 Владимир Фаворский был назначен ректором Вхутемаса.

В 1925 году его гравюры были награждены гран-при Международной выставки декоративных искусств в Париже.

В 1926 году состоялась первая персональная выставка Владимира Фаворского в Казани, где было показано более 120 гравюр.

В 1926 -1927 была сделана серия рисунков «В Сергиевом Посаде».

В 1928 году создана серия гравюр «Годы революции».

27 февраля 1929 года Владимир Фаворский представил свою первую работу по монументальной живописи «Организация стены росписью» на заседании Секции пространственных искусств Государственной Академии художественных наук.

В 1933 году Владимир Фаворский оформил книгу «Данте. Vita Nova» и начал работать как театральный художник, оформив «Двенадцатую ночь» В. Шекспира в Московском художественном театре.

В 1934 году начал читать курс «Теория композиции» во Всероссийской Академии художеств и работать над росписью по фаянсу на Фаянсовом заводе им. М.И. Калинина.

1 сентября 1934 года был назначен профессором по книге и гравюре в Институте изобразительного искусства в Москве. В этот период он пишет статью «О синтезе искусств»: «Сходство между архитектурой и книжным искусством находим мы и в том, что и архитектурный памятник и книгу мы воспринимаем во времени. Книга, являясь пространственным произведением, изображающим литературное произведение, естественно располагает свои элементы во времени, организуя наше движение, ведя нас согласно содержанию книги от момента к моменту».

В 1936 году Моссовет выделил участок в Перово, ставшем частью Москвы, для строительства мастерской художникам Владимиру Фаворскому, Ивану Ефимову и скульптору Льву Кардашову. Они сами спроектировали трехэтажный дом из красного кирпича с мастерскими на первом этаже и девятью квартирами на втором этаже.

В 1937 году Владимир Фаворский получил гран-при на Всемирной выставке в Париже за оформление советского павильона.

6 февраля 1941 года был назначен профессором кафедры керамики Московского института прикладного и декоративного искусства.

В 1936 -1940 годы принял участие в строительстве первого панельного жилого дома высотой в шесть этажей архитекторов А.Бурова и Б.Блохина. По эскизам Владимира Фаворского были отлиты балконные решетки, украшенные растительным орнаментом, – дом благодаря им стал называться Ажурным домом.

В 1941 – 1943 годах жил вместе с семьей в Самарканде, где создал серию линогравюр и рисунков.

В 1946 году путешествовал по Киргизии, о которой сделал серию рисунков.

12 сентября 1956 года Владимиру Фаворскому присвоено звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР.

В 1957 году создал мозаичное панно «1905 год», награжденное Золотой медалью на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году.

24 января 1959 года ему было присвоено звание Народного художника РСФСР. В этом же году он награжден золотой медалью Международной книжной выставки в Лейпциге.

В 1962 году Владимиру Фаворскому присвоена Ленинская премия за «иллюстрации к классическим произведениям русской литературы».

В 1962 году делает серию рисунков натурщиц и расписывает тарелки «Тарелка с женской головкой» и «Тарелка с девушкой и виноградом».

12 апреля 1963 года ему присвоено звание Народного художника СССР.

29 декабря 1964 года Владимир Фаворский скончался и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или
1

Жилой дом, арх. А.К. Буров

Тверская ул., д.25/9, стр.3

История строительства этого дома поделена на две части: до и после войны.

3.86
2

Красный дом в Новогиреево

Новогиреевская ул., д 7

«Красным» жилой дом с мастерскими художников стали именовать по цвету неоштукатуренных стен

3.92