Открыть в приложении
Скачать
close

Магазины и служебные помещения Общества потребителей при Товариществе Московского металлургического завода

Магазины и служебные помещения Общества потребителей при Товариществе Московского металлургического завода

ЮВАО, Золоторожский Вал ул., дом 34, строение 1; ЮВАО, Золоторожский Вал ул., дом 34, строение 6
star-icon
2.9
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении

Информация о здании

14 октября 1883 г. (2 октября по старому стилю) был подписан царский указ, который одобрил Ю. П. Гужону строительство металлургического завода в районе нынешнего Золоторожского Вала. В то время здесь, за Рогожской заставой, был пустырь и протекал ручей Золотой Рожок. Завод позднее стал известен как «завод Гужона», который до Первой мировой войны был одним из крупнейших металлургических заводов в России, а после революции стал заводом «Серп и Молот», дав даже свое имя соседней улице ‒ проезду Серпа и Молота.

Однако следует рассказать историю Гужона с начала.

Отец Ю. Гужона в 1845 г. приехал в Москву из Франции и построил свой завод по производству гвоздей. Здесь же, в Москве, у него родился сын Юлий, который унаследовал дело отца после его смерти, а к 1880 г. существенно расширил номенклатуру производства.

Во всем мире середина и конец XIX в. ознаменовались бурным ростом промышленности, Россия стояла на пороге металлургической революции. Юлий Петрович просчитал грядущие изменения и понял, что дальнейший рост его предприятий возможен только в случае строительства нового современного металлургического производства, что и было сделано в 1884 г. Спустя год на предприятии Гужона уже работало прокатное производство, и к 1890 г. он запустил первую мартеновскую печь. Рост производства завода Гужона был впечатляющим. В 1884 г. на нем работало 200 человек, в 1894 г. ‒ 1,5 тыс. человек, а в 1917 г. – 3 тыс. человек. В 1913 г. на заводе было семь мартеновских печей, а выпуск продукции равнялся 90 тыс. тонн стали.

Гужон был настоящим эксплуататором рабочих: он жестко подавлял забастовки, не особо заботился об условиях труда. Даже в горячих цехах рабочий день длился 12 часов, труд был не механизирован, уровень травматизма зашкаливал. Завод в народе прозвали «костоломным». Последние 10 лет существования Российской империи Гужон возглавлял Московское общество заводчиков и фабрикантов. Можно сказать, что Гужон олицетворял классового врага пролетариата. Забегая вперед, следует отметить, что погиб Юлий Петрович в 1918 г. не от рук красноармейцев, как должно было случиться по воле истории, а от оружия своих сторонников ‒ белогвардейцев.
С точки зрения архитектуры здания завода представляют собой типичные корпуса конца XIX в., выстроенные в кирпичном стиле. Особую популярность кирпичный стиль приобрел именно на окраинах, а также при строительстве различных фабрик и заводов. Считается , что некоторые корпуса строил военный инженер Эдуард Федорович Флейснер.

При оформлении фасада зданий автор проекта подчеркивает красоту кирпичной кладки разными способами, например, карниз одного из корпусов выложен кирпичами под углом, так, что мы видим такой элемент древнерусского зодчества, как «поребрик» ; так же кирпичами выложены маленькие арочки над «поребриком». Эти элементы зрительно выделяют карниз здания. Эффектно, но в то же время строго выделен вход в один из корпусов. Если приглядеться, то при помощи кирпичной кладки мастера имитируют такой элемент древнерусской архитектуры, как перспективный портал.

В 2009 г. завод полностью перестал функционировать, а в 2014 г. был одобрен план реконструкции и застройки территории бывшего завода жилыми домами и офисной недвижимостью. На фото представлены корпуса до и после реконструкции.
Автор статьи: Елена Крижевская
Распечатать статью

Интересное рядом (2)

Контора движения на станции «Москва-Товарная-Курская» Московско-Курской железной дороги
icon
Это здание, обозначенное в архивных документах Московско-Курской железной дороги как контора движения на станции Москва-Товарная-Курская, полностью сохранило объемно-пространственную структуру и оформление фасадов.
Здание таможни
icon
Таможня — образец промышленной эклектики, распространенной в годы активного развития мануфактурного производства в Москве.
ЮВАО, Волочаевская ул., дом 40, корпус 2