Открыть в приложении
Скачать
close

Истории знаменитых и примечательных московских домов, рассказанные краеведами и простыми горожанами. Для поиска интересных мест Москвы используйте фильтры, сортировку и карту.

Новоарбатский мост

Новоарбатский мост

Новоарбатский мост
Смоленская
Новоарбатский мост (Калининский мост) — автодорожный мост через Москву-реку в Москве. Соединяет Западный административный округ (Кутузовский проспект) и Центральный (Новый Арбат). Один из первых мостов в России с цельносварным сталежелезобетонным пролетным строением и обжатой высокопрочной арматурой плитой проезжей части.
star-icon
3
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
Годы постройки:
1954—1957
Архитекторы:
К.Н. Яковлев
Назначение постройки
Мост

Дата открытия, История появления

Соединяет Новый Арбат и Кутузовский проспект. По противоположным сторонам моста расположены набережные Тараса Шевченко и Смоленская. Рядом с мостом расположены Дом Правительства Российской Федерации, здание СЭВ, Radisson Collection Hotel Moscow (гостиница «Украина»).

Выше по течению находится мост Багратион, ниже — Смоленский метромост. Ближайшими станциями метро являются «Киевская» и «Смоленская». Неподалеку расположены остановки автобусов н2, м2, м27, 91, 116, 157, 216, 474, 840.

Создание моста входило в Генплан 1935 года. Проектирование началось в 1939 г. Эскизные проекты выполнили несколько авторских коллективов. Согласно проекту мастерской архитектора Александра Власова, мост состоял из трехпролетной балки. Речной пролёт, самый длинный, должны были поддерживать арки из металлических труб, заполненных бетоном. Проект не предусматривал строительства береговые устоев. Проектный отдел треста № 3 Главводспецстроя (автор — инженер Н. И. Ермолин) разработал два альтернативных варианта, которые различались решением береговых пролетов. В первом — были выбраны бетонные своды пролетов, во втором — стальные.

За архитектурное оформление взялись различные архитекторы: Л. Поляков, А. Буров и Н. Колли. Согласно проекту Полякова, на береговых опорах планировались монументальные арки, которые поддерживали украшенные барельефами массивные пилоны со сложными лестницами, ведущими на набережную. Устои на противоположном берегу должны были украшать высокие обелиски. Главным элементом композиции в проекте Бурова должна была стать широкая лестница, спускающаяся на набережную вдоль реки. Над лестницей возвышались монументальные пропилеи. Проект Колли предусматривал установку над опорами огромных скульптур, которые символизировали единение Советского Союза с Западной Украиной. Арки главного пролёта были декорированы накладками, призванными создать ощущение монументальности.

Для реализации было выбрано инженерное решение Власова и архитектурное оформление Колли, однако этому помешала начавшаяся война.

К проектированию моста вернулись в 1950 году, прежние проекты уже не рассматривались, новые были представлены в марте 1951 года на совещании архитектурного совета Москвы. Согласно плану архитектора Бориса Надежина, арка моста пролётом 162 м должна была быть железобетонной и облицована гранитом, при этом две меньшие арки по 42 метра перекрывали бы береговые проезды, ширина моста намечалась в 47 метров.

Согласно другому проекту архитектора К. Яковлева и инженера М. С. Руденко, мост перекрывал реку одной стальной аркой пролётом в 162 м и шириной в 47 м. Члены совета приняли к исполнению именно этот проект. Проектное задание на строительство было подготовлено в 1954 году Мосгипротрансом и Трансмостпроектом Министерства путей сообщения СССР. Изначально на мосту предлагалось установить монументальные колонны со скульптурами, символизирующими славу советского народа, однако этого не произошло.

Авторами утвержденного проекта моста являются инженеры М. С. Руденко, С. Терехин, М. Крючков и архитекторы К. Яковлев и А. Душкин, соавторами — архитекторы М. Марковский, А. Сусоров, Б. Тхор. Мост построен в 1954—1957 гг. Мостоотрядом № 4 Минтрансстроя.

К началу 2000-х гг. в ходе обследований моста было выявлено значительное снижение грузоподъемности моста, провисание пролетного строения на 10-15 см, нарушение водоотвода и гидроизоляции, развитие коррозионных повреждений стальных и железобетонных конструкций.

Интересные факты

4 октября 1993 года с моста танки расстреливали здание Правительства, в котором заседали противники ельцинских реформ из числа депутатов Верховного Совета РСФСР.

Перестройка и реставрация


В 2003—2004 гг. проведён капитальный ремонт моста. Проект ремонта моста был разработан компанией ООО «Гвин-Пин». Ремонтно-строительные работы выполнены генподрядчиком АО «Мостотрест» и привлеченными субподрядными организациями: Мостоотряд №4, ООО «Пелискер», ООО «Дефшов» и целым рядом специализированных строительно-монтажных управлений. Заказчиком проекта было ГБУ «Гидромост». Работы выполнялись в период с апреля 2003 по октябрь 2004 гг. в два этапа без полного закрытия движения автотранспорта.

В ходе работ был устранен прогиб руслового пролёта, заменена железобетонная плита проезжей части, устроена новая гидроизоляция и дорожная одежда, заменены инженерные коммуникации, обновлена гранитная облицовка и перильное ограждение моста, проведен ремонт левобережной эстакады и заменены все деформационные швы. Движение транспорта по мосту было открыто 3 июля 2004 года.


Описание

Мост трехпролётный сталежелезобетонный балочный. Русло реки и набережные перекрыты неразрезной балкой с пролётами 72,6 + 108,0 + 72,6 м. Мост косой в плане, угол косины составляет 73,5° к руслу реки.

Пролетное строение цельносварное, изготовлено из стали марки М16С. В поперечном сечении установлено 12 балок с расстоянием 3,6 м между осями. Балки объединены металлическими рамами, установленными по длине моста через 9 м. Непосредственно на пояса балок опирается плита.

Для включения железобетонной плиты проезжей части в совместную работу с металлическими балками применялись жесткие упоры трубчатого типа, привариваемые к верхнему поясу балки внутри и снаружи. Монолитные участки железобетонной плиты над промежуточными опорами длиной по 47 м бетонировали секциями шириной 7 м и до соединения с упорами подвергали предварительному сжатию. Сжатие было произведено мощными пучками из семипроволочных прядей высокопрочной проволоки, уложенными в открытые каналы, устроенные в плите. Кожухи анкеров напрягающих канатов создают утолщения верхней плиты пролетов, которые видны непосредственно под парапетами тротуаров.

Двухплитная конструкция с замкнутыми коробчатыми сталежелезобетонными сечениями в околоопорных зонах позволила осуществить главные балки весьма малой высоты не только в середине пролётов, но и на промежуточных опорах. Высота главной балки в середине главного пролёта 2,45 м, что составляет 1/44 пролёта, а над опорами 3,18 м, или 1/34 пролёта. Каждая главная балка общей длиной 254,5 м состоит из 11 монтажных блоков длиной по 27 м, кроме крайних, имеющих длину по 13,2 м, и опорных — длиной по 19,5 м.

Речные опоры состоят из шести монолитных железобетонных столбов на общем кессонном основании. Фундамент устоев — на железобетонных сваях сечением 35 х 35 см. Под каждую береговую опору забито 174 сваи.

Длина моста составляет 502 м, ширина — 43 м (из них ширина проезжей части — 34 м и два тротуара по 4,5 м). Подходами к мосту служат железобетонные эстакады длиной 90 и 158 м, внутри которых размещены закрытые стоянки автомобилей.

Мост предназначен для движения автотранспорта и пешеходов. Проезжая часть включает в себя 8 полос для движения автотранспорта. Перильное ограждение чугунное индивидуального художественного литья, заканчивается на устоях гранитным парапетом. На устоях устроены гранитные лестничные спуски на набережные.
Распечатать статью

Интересное рядом (7)

Экспозиционно-мемориальный отдел «Пресня»
icon
Большой Предтеченский пер., д. 4
Краснопресненская
Шерлоку Холмсу и доктору Ватсону
icon
Установлен в 2007 г. в Москве возле здания посольства Великобритании в честь 120-летия публикации Артуром Конан Дойлем первой новеллы о лондонском сыщике.
Смоленская набережная д.10
Смоленская
star-icon
3.2
Рабочий-дружинник
icon
Красная Пресня была главной крепостью восстания, ее центром. Здесь сосредоточились лучшие боевые дружины, которыми руководили большевики
Адрес: около наземного вестибюля ст. м. «Краснопресненская»
Краснопресненская
star-icon
3.3
Трехгорная Мануфактура
icon
«Трехгорная мануфактура» — старейшее московское текстильное предприятие, основанное в конце XVIII века. Расположено между улицами Рочдельская, Николаева, 1905 года и Краснопресненской набережной.
Памяти погибшим защитникам Белого дома
icon
Москва, Стадион Красная Пресня
Станция метро "Киевская" Филевской линии
icon
Парадоксальное и гармоничное соединение украинских и римских мотивов.
ЗАО, Киевского Вокзала пл., дом 1
Киевская
star-icon
3.2
audioGuideОткрыть аудиогид
Дом правительства Российской Федерации ("Белый дом")
icon
Знаменитое административное здание, находится на Краснопресненской набережной. В 1993 году Дом Правительства сильно пострадал во время штурма, поэтому в 1994-м была проведена его реконструкция.
Краснопресненская набережная, 2.
Краснопресненская
5