Станция метро «Киевская» (Филевской линии)

Станция метро «Киевская» (Филевской линии)

ЗАО, Киевского Вокзала пл., дом 1
Парадоксальное и гармоничное соединение украинских и римских мотивов.
star-icon
3.2
audioGuideОткрыть аудиогид
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
выявленный объект культурного наследия
Архитектурный стиль:
Типовой проект
Годы постройки:
1937
Архитекторы:
Д.Н. Чечулин
Назначение постройки
Метро

Информация о здании

Станция метро «Киевская» Филевской линии открылась 20 марта 1937 г. Свое название получила по располагающемуся рядом Киевскому вокзалу. До 1972 г. существовал наземный вестибюль, который был снесен при строительстве эскалаторного тоннеля со станции «Киевская» Кольцевой линии. Сейчас там располагается вход в подземный переход у Киевского вокзала.

Это колонная трехпролетная станция мелкого заложения (глубина 8,7 м.). Пространство перронного зала организовано открыто и свободно. Ряды колонн придают ему ритмичность, зрительно удлиняя станцию, расширяя перспективу.

Изначально колонны перронного зала были облицованы армянским ониксом, но через 10 лет он начал осыпаться. Тогда колонны покрыли светлым мрамором «газган» голубоватых и желтоватых оттенков. Капители изображают легкие колосья пшеницы. Путевые стены в верхней части облицованы светлой керамической плиткой, а нижняя часть выложена красным гранитом. При постройке на полу плиткой был выложен орнамент по национальным украинским мотивам. Со временем плитка полов пришла в негодность, и ее заменили гранитными плитами.

Потолок станционного зала представляет собой плиту, которая состоит из множества белых круглых ниш, которые работают как отражатели подвешенных в их центр светильников. Архитектор станции, Д.Н.Чечулин, впервые в московском метро использовал люстры, похожие на старинные канделябры-ободья. В 70-х – начале 80-х оригинальное освещение было изменено. Подлинные плафоны заменили на новые, с люминесцентными лампами.

В торцах перронного зала находятся аванзалы, оформленные в одинаковом стиле. Римские колонны, отделанные полихромным мрамором (белый, бежевый, черный, красный, желтый), поддерживают потолок. Их капители очень оригинальны: представляют собой четырехлучевые керамические звезды. Стены облицованы мрамором, плоские своды декорированы лепниной на темы плодородия и плоскими псевдо куполами, в которых расположены необычные конические светильники.

В целом, декор станции — это симбиоз римских и украинских мотивов.

Реставрационные работы начались в 2014 году. Работам предшествовали масштабные историко-библиографиче­ские исследования, позволившие уточнить основные этапы формирования облика зала станции. В процессе были отреставрированы путевые стены, мраморная облицовка торцевых стен, вен­чающий карниз путевых и торцевых стен, историческая ониксовая табличка «Выход». По итогам работ облик станции «Киевская» максимально приблизился к первоначальному проекту Д.Н. Чечулина.

Объект стал лауреатом конкурса "Московская реставрация 2016" сразу в трех номинациях: "Лучший проект реставрации/приспособления", "Лучшая организация ремонтно-реставрационных работ" и "Высокое качество ремонтно-реставрационных работ".

Автор статьи: Евгения Стаханова
Распечатать статью

Интересное рядом (3)

Жилой дом, 1937-1939 гг., архитекторы А.В.Щусев, А.К.Ростковский
icon
В 1934-1938 гг. А. В. Щусев с архитекторами своей мастерской работает над проектом комплексной застройки Смоленской и Ростовской набережных. Реконструкция набережных, примыкающих к Бородинскому мосту, являлась проектом первой очереди по застройке жилыми кварталами набережных столицы.
Новоарбатский мост
icon
Новоарбатский мост (Калининский мост) — автодорожный мост через Москву-реку в Москве. Соединяет Западный административный округ (Кутузовский проспект) и Центральный (Новый Арбат). Один из первых мостов в России с цельносварным сталежелезобетонным пролетным строением и обжатой высокопрочной арматурой плитой проезжей части.