ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Особняк И. Е. Пономарева

Малый Знаменский пер., д. 11/11, с.1
3.3
В 1913 г. А. Измиров перестроил здание для Г. Арафелова, чья монограмма красуется на фронтоне.
+ -

Старинная усадьба князя Сергея Николаевича Голицына располагалась на углу Знаменки и Малого Знаменского переулка с 1776 года. Она сгорела в пожар 1812 года и не была возобновлена в прежнем виде.

На плане от 19 мая 1861 г. бывший большой участок разделен надвое: часть его отошла коллежской советнице Александре Васильевне Каминской, которая возвела на месте сгоревших новые каменные корпуса. Следующим владельцем усадьбы стал потомственный почетный гражданин Николай Павлович Малютин, 29 января 1877 г. перепродавший ее жене врача Ольге Ивановне Бетлинг. У Ольги Ивановны на Знаменку торцом выходил сарай. Остальная часть была занята общественным дровяным складом.

21 февраля 1896 г. Малютина продала имение губернскому секретарю Павлу Николаевичу Лесли. Через год он решил сломать каменные заборы и возвести вдоль Знаменки четырехэтажное каменное здание. Однако, так и не построив доходный дом, Павел Николаевич отдал участок московскому купцу Ивану Евдокимовичу Пономареву.

И.Е. Пономарев (12.10.1837–18.09.1900), владелец нескольких мануфактур, был человеком решительным и предприимчивым. В 1899 г. архитектор Константин Федорович Буров построил тут двухэтажный дом с угловым эркером. Особняк вышел весьма оригинальный, в стиле классицизированной эклектики. Угловая часть, срезанная под 45 градусов, оформлена прямоугольным эркером с картушем-раковиной над центральным окном и узкими щелевидными окнами в боковых гранях. Ритмическое разнообразие в фасад по Знаменке вносят различия в решении десяти окон второго этажа: два украшены картушами с раковинами, предпоследнее же окно в правой части увеличено по ширине, над ним расположен треугольный фронтон с маской. Фасад по М. Знаменскому переулку насчитывает шесть окон.

Дом был оборудован по последнему слову техники: паровое отопление, ванны, раковины, клозеты, писсуары… Строительство осуществлялось невероятно быстро, но хозяин не успел пожить в новом доме. 18 сентября 1900 г. Иван Евдокимович скончался. Годом раньше, 4 сентября 1899 г. (в разгар строительства и согласования проектов), он написал завещание. Всю усадьбу он оставлял супруге — Людмиле Васильевне Пономаревой, и детям — Нине, Алексею и Софье поровну. Наследники продали особняк в 1904 г. потомственному почетному гражданину Григорию Мартыновичу Арафелову из Баку – владельцу «Нефтепромышленного и торгового общества Г.М. Арафелов и Ко». Он занимался добычей, переработкой и торговлей нефтью и нефтяными продуктами.

Торец одной из служебных построек во дворе, обращенный к Знаменке, до 2000 года был украшен рельефным портиком с немецкой надписью «ARCHITECTURA», масонскими символами в филенках и расположенной посередине львиной маской с полукруглым бассейном.

В 1913 году архитектор А.Т. Измиров перестроил для Г. Арафелова старое здание по Малому Знаменскому переулку, придав ему неоампирный декор. Во фронтоне с тех пор красуется монограмма последнего владельца. Во дворе в хозяйственных постройках располагалась небольшая текстильная фабрика Арафеловых.

После революции в 1920-е усадьбу занимали секции Коммунистической (Социалистической) академии при ВЦИК. Сегодня здесь Академическая библиотека по естественным наукам.


Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Средняя Арсенальная башня

Средняя Арсенальная башня

Кремлевская стена

Свое нынешнее название башня получила при возведении здания Арсенала в начале XVIII века. Раньше она называлась Граненой - от расчлененного на грани фасада.

(Нет голосов)
Музеи
Музей-квартира А. Н. Толстого

Музей-квартира А. Н. Толстого

Мемориальный музей-квартира А. Н. Толстого был открыт 20 октября 1987 г. В создании экспозиции принимали участие старейшие сотрудники ГЛМ Е. Е. Миропольская и Е. Д. Михайлова.

Здание, в котором находится мемориальный музей-квартира А. Н. Толстого, входит в комплекс городской усадьбы Рябушинских, построенной архитектором О. Ф. Шехтелем в 1901-1903 гг. По проекту архитектора флигель, замыкающий внутренний двор, предназначался для хозяйственных нужд. На первом этаже размещалась прачечная и дворницкая, на втором – комнаты для прислуги Рябушинских. В годы, когда в особняке жил Горький, во флигеле располагались редакции созданных им журналов «На стройках СССР», «Наши достижения» и издательство «История фабрик и заводов». С августа 1941 г. до последних дней своей жизни в этом доме жил писатель Алексей Николаевич Толстой и его жена Людмила Ильинична Толстая.

Экспозиция музея-квартиры была создана на основе мемориальной коллекции А. Н. Толстого, переданной в Государственный литературный музей после смерти вдовы писателя Л. Н. Толстой.

Коллекция А. Н. Толстого – одна из наиболее ценных в составе фондов Государственного литературного музея. Часть этой коллекции представлена в экспозиции, часть находится в фондах ГЛМ и является основой для многочисленных выставочных проектов. В составе собрания: коллекция русской и западноевропейской живописи XVI-XX вв., предметы декоративно-прикладного искусства (фарфор, кость, металл, осветительная техника и др.), мебель работы русских и западноевропейских мастеров. Значительную часть коллекции составляет библиотека писателя, включающая редчайшие издания петровского времени, книги из масонской библиотеки предков писателя – Тургеневых, редкие прижизненные зарубежные издания писателя.

(Нет голосов)
Дома
Станция метро «Охотный ряд»

Станция метро «Охотный ряд»

Станция, которая чаще других, меняла свои названия и была в свое время самой большой станцией глубокого заложения в мире.

3.33
Дома
Палаты Троекуровых

Палаты Троекуровых

Георгиевский пер., д. 4-6, стр.2

Эти палаты должны были стать настоящим украшением Охотного ряда, но случилось совсем по-другому.

3.45
Дома
Доходный дом В.Н. Никифорова

Доходный дом В.Н. Никифорова

Пер. Сивцев Вражек, д. 12

В дни вооруженного восстания октября 1917 года в этом доме жил Б. Пастернак

3.45
Дома
Арсенал

Арсенал

Сенатская площадь

В самом здании Арсенала сейчас размещаются казармы и административные службы Комендатуры Кремля.

3.56
Дома
Здание Совета Труда и Обороны

Здание Совета Труда и Обороны

Ул. Охотный ряд, д. 1

«Этот дом по благородству и по простоте форм едва ли не самое удачное в Москве создание современной архитектуры», - писал о нем Юрий Нагибин.

3.44
Музеи
Музей-кофейня "КонфеКтная лавка"

Музей-кофейня "КонфеКтная лавка"

В музее представлена экспозиция о конфетной лавке конца 19 века, как рекламировали шоколад, зефир, карамель, марципан, тянучки, помадки, щербеты, ириски, экскурсии с угощением в традициях русского чайного стола.

В музее проводятся мастер-классы:

Ремесленный шоколад с цветами, семенами, травами, ягодами - 400р;

Роспись шкатулок -1500; разделочных досок – 800;

Лепка сахарного цветка – 400;

Картина маслом на холсте - 3000р/час;

На территории музея работает Феина-Кофейня, где заваривают чай с цветами пряностями, шишками, черемухой, сухофруктами, а также подают десерты по старинным рецептам.

(Нет голосов)
Музеи
Мемориальный музей «Творческая мастерская театрального художника Д. Л. Боровского»

Мемориальный музей «Творческая мастерская театрального художника Д. Л. Боровского»

С именем Давида Боровского связана новая эпоха в сценографии. Знатоки театра справедливо связывают знаменитые спектакли Таганки не только с именем Любимова, но и с именем Боровского. Всегда казалось, что метафора художника обнажает всю мысль спектакля, его дух, его нерв.

Творческий путь Давид Львович начинал в Киеве, сотрудничал с драматическими и оперными театрами в Москве, Петербурге, Париже, Будапеште, Мюнхене, Милане… Наверное, нет на земле такого театрального города, где бы не слышали о Боровском.

Мемориальным музеем стала мастерская художника, в которой Давид Львович работал последние годы жизни. Он любил это место, любил арбатские переулки, вид на крыши домов с высоты пятого этажа, обстановку и тишину уединения. Шкафы, стеллажи, светильники, стол, верстак, «инструменты творчества», висящие на стенах рамы для картин… – всё подлинно, и потому свидетельствует о личности художника, о простоте и скромности, строгости вкуса, чувстве меры во всём, об аскетизме – стиле жизни Боровского и его стиле в искусстве.

Музей располагает богатым художественным и документальным материалом, предоставленным семьёй художника: эскизами, макетами, рукописями, фотографиями и личными вещами. Экспозиция создана известным театральным художником Александром Боровским, сыном Давида Львовича.

Пространство мастерской организовано так, чтобы здесь было удобно работать профессионалам и студентам художественных вузов, а также интересно и познавательно побывать любителям искусства.

(Нет голосов)
Памятники
Благословенна в веках дружба народов России и Армении!

Благословенна в веках дружба народов России и Армении!

Б. Никитская ул., д. 34

Памятник олицетворяет дружбу двух христианских народов.

(Нет голосов)
Дома
Купеческий дом XVIII века

Купеческий дом XVIII века

Большая Полянка ул., 2

Дом занимает важную градостроительную позицию, начиная улицу Большая Полянка.

3.27