ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Особняк Рябушинского

Малая Никитская, д. 6/2
объект культурного наследия федерального значения Участник конкурса
3.77
"Самый гадкий образец декадентского стиля. Нет ни одной честной линии, ни одного прямого угла..."
  • Особняк Рябушинского
+ -

"Самый гадкий образец декадентского стиля. Нет ни одной честной линии, ни одного прямого угла. Все испакощено похабными загогулинами, бездарными наглыми кривулями. Лестница, потолки, окна - всюду эта мерзкая пошлятина. Теперь покрашена, залакирована и оттого еще бестыжее", - так писал К. Чуковский в своем дневнике об этом здании.

В действительности же особняк Рябушинского является классическим образцом модерна. Каждый фасад отличается своим неповторимым обликом. По законам стиля, пространство развивается изнутри наружу: планировка интерьеров обуславливает асимметрию внешних стен здания. Здесь преобладают массивный кубический объем, контраст изгибов и строгих линий.

Особняк был выстроен в 1900-1903 годах по заказу банкира и фабриканта С.П. Рябушинского. Степан Павлович был также большим любителем и знатоком искусства, поэтому строительство дома было поручено его близкому другу - архитектору Ф. Шехтелю, который полностью спроектировал интерьеры и внешний вид здания.

Фриз здания облицован глазурованным кирпичом и мозаикой. Оплывшие формы наружных порталов и крылец вместе с узорами оконных рам и ограды предвещают плавность форм внутреннего пространства.

Интерьеры дома спланированы рационально, внутреннее пространство используется с экономией и расширяется при помощи витражей. Композиция помещений группируется вокруг парадной 12-метровой лестницы-волны.

Ф. Шехтель был приверженцем архитектурного символизма. Сочетая специфику модерна и учитывая интересы хозяев, он создал мир образов с общей тематикой водной стихии: лестница-волна – символ вечного движения жизни, лилии и саламандры на капители колонны у тайной старообрядческой молельни – символ борьбы добра со злом и т.д.

В декоре использовано множество растительных узоров, изображений насекомых, животных надводного и подводного мира: черепахи, медузы, морские коньки, ракушки и др. Окна вестибюля украшены витражами в виде огромного крыла бабочки, мозаика пола изображает водную зыбь, рельеф лепнины напоминает подернутый ряской пруд с нерасторопной улиткой.

В этом доме С.П. Рябушинский держал знаменитую реставрационную мастерскую икон. В 1917 году Рябушинским пришлось эмигрировать, часть собрания икон была передана в Третьяковскую галерею.

С 1919 года здесь располагался Госиздат, с 1925 по 1931 — Всесоюзное Общество культурных связей с заграницей. В 1931 году Сталин предоставил особняк в распоряжение Максима Горького, позднее, в 1965 году, здесь открылся посвященный писателю музей, который можно посетить и сегодня.

Фото Ивана Егорова.

Автор статьи
Чтобы оставить комментарий вам необходимо или
  • Марина Трубилина   17 августа 2018 17:36

    Только что побывала в этом музее. Персонал со времени последних комментов, похоже, сменился. Бабушки и охранник давали советы, спрашивали, была ли я там-то и там-то, на таком-то этаже и в такой-то комнате. Так что не бойтесь их! :) Интерьеры очень приятные. Очень много Горького и почти ничего про Рябушинских.

  • Светлана светлана   12 декабря 2015 15:14

    Абсолютно хамский персонал,всей душой ненавидящий посетителей. Не ходить, не смотреть, не разговаривать - и на все одно обоснование "вы в музее". Я ходила в тапочках без завязок и они шлепали. Как вы думаете, что сказала мне одна смотрительница? думаете, "Будьте любезны, не затруднит ли вас попытаться меньше шлепать?" ??. НЕТ. Смотрительница гавкнула на весь музей "а громче стучать не можете??" И это люди, которые должны нести культуру в массы.. позорище и им, и тем,кто до сих пор их там держит...

  • Ольга Мещерская   10 февраля 2015 20:20

    Вишня Первая, совершенно согласна по поводу Вашего комментария! Сама, увы, стала жертвой этой седовласой мегеры, хотя вся моя вина заключалась в том, что я надела бахилы вместо тапочек на обувь на платформе (подобного плана: http://postimg.org/image/u3tanlxod/). Сама будучи в сапогах на каблуках, видя рядом со мной женщин на шпильках почти, она придралась ко мне, заявив, что "я на каблучищах царапаю паркет". Причём на входе мне не сказали, что нужно брать именно тапочки, если обувь не на совершенно плоской подошве. Прошло уже много времени, а до сих пор при воспоминании об этом коробит. Хочется сказать администрации - если Ваши работники не терпят других людей в поле своего зрения - пусть не работают вообще или трудятся там, где людей нет. Омерзительно. Равно как и грязь, которую развели в особняке. "Седой" королеве бы тряпку в руки, возможно тогда бы она вспомнила о своих прямых обязанн

  • Вишня Первая   12 августа 2014 17:18

    Уж если и нанимает администрация на роль гидов безграмотных уборщиц, то пусть хоть они возьмут веники и подметут задний двор с парадным заколоченным входом. Пусть возьмут тряпки и помоют окна, вымоют подоконники с лестничными пролетами, а то развели грязь в центре столицы, а сами еще и хвастаются, что к ним иностранцы часто приезжают ! В общем, запущенный и заброшенный вид у очень красивого и удивительного дома Рябушинских, который находится в самом центре Москвы.

  • Вишня Первая   12 августа 2014 17:15

    К сожалению, даже не спросили ее имени, но думаю, что все, кто хоть раз посещал данный музей, сразу поймут, о ком идет речь. Там же еще была молодая служащая, достаточно упитанного вида, которой просто было не до посетителей, она читала книгу, и даже не удивилась хамскому поведению своей коллеги, и никакой попытки не сделала остановить базарные высказывания в адрес посетителей. Видимо, это происходило не в первый раз в этом музее, где седовласая особа после пенсионного периода возомнила себя полноправной хозяйкой.
    Хотелось бы только спросить данных *хозяек*, а не стыдно ли им за ту грязь, которая кругом ? За эти пыльные и закопченные окна ? За полуразрушенный вид балкончика в саду ?
    Уж если и нанимает администрация на роль гидов безграмотных уборщиц, то пусть хоть они возьмут веники и подметут задний двор с парадным заколоченным входом. Пусть возьмут тряпки и помоют окна, вымоют подо

  • Вишня Первая   12 августа 2014 17:12

    Посетили совсем недавно особняк Рябушинского. Дом конечно же удивляет и поражает своей архитектурой, витражами, оконными рамами, лестницей, ручками и прочим внутренним убранством, которое (частично) вопреки всему сохранилось... но больше всего поражает еще и персонал, который должен принимать посетителей музея. Нет, на входе сидит приятный пожилой мужчина, который вежливо указывает на то, что надо расписаться в журнале, взять бахилы, заплатить за фотосъемку - к нему претензий нет. Но ! Там же работает седовласая хамовитая пожилая женщина, которой бы впору работать в трактире, и общаться не с гостями столицы, а с подвыпившими клиентами. Хамство, безграмотность, по малейшему поводу переход на личности - это видимо главный козырь, по которому ее взяли на эту должность, чтобы поменьше было желающих ознакомиться с историей и посетить данный музей. К сожалению, даже не спросили ее имени, но ду

Интересное рядом

Дома
Городская усадьба П.А. Новикова – Н.В. Смольянинова - Л.М. Савелова

Городская усадьба П.А. Новикова – Н.В. Смольянинова - Л.М. Савелова

Трубниковский пер., д. 15

Дом № 15 в Трубниковском переулке - образец хорошо сохранившейся исторической застройки первой трети XIX в., имеющий мемориальную ценность. Дом связан с именами видных общественных деятелей того времени: П.С. и Д.П. Руничей, П.А. и Е.П. Новиковыми, Л.М. Савеловым.

3.44
Дома
Дом причта церкви Спаса на Песках

Дом причта церкви Спаса на Песках

пер. Каменная Слобода, 2/1 строение 1

По адресу переулок Каменная Слобода, дом 2 расположены сразу три строения. Все они выходят на небольшую Спасопесковскую площадь, образуемую застройкой XVII – начала XX веков, и принадлежали когда-то причту церкви Спаса на Песках. Левое из трех строений (№1) – доходный дом церкви Спаса Преображения 1911 года. Справа в ряду стоит дом, также составлявший владения причта (стр. 2). Его первый этаж в конце XIX века занимала приходская школа. Но наиболее интересен центральный из трех домов, это одноэтажная деревянная постройка 1837 года, принадлежавшая причту.

3.44
Дома
Дом Заборовой -Трубецких - Уваровых

Дом Заборовой -Трубецких - Уваровых

Леонтьевский переулок, д. 18

В тени деревьев, за забором, притаился симпатичный особнячок: судьба его и прежних обитателей была насыщена довольно громкими именами и событиями, о которых говорила вся Москва…

3.56
Дома
Гимназия Брюхоненко

Гимназия Брюхоненко

Большой Кисловский пер., д. 4

Самые известные выпускницы этой гимназии – Вера Холодная, Марина и Анастасия Цветаевы, Наталья Сац и Елена Дьяконова, которую весь мир знает как Галу Дали

3.66
Дома
Городская усадьба Н. Н. Монахова ‒ М. И. Стуловой, XIX ‒ начало ХХ в., архитекторы Талмер, Н. Г. Зеленин

Городская усадьба Н. Н. Монахова ‒ М. И. Стуловой, XIX ‒ начало ХХ в., архитекторы Талмер, Н. Г. Зеленин

М. Знаменский пер., д. 10

История этого небольшого владения в Малом Знаменском переулке прослеживается с XVIII в. Но только в 1840 г. купец Нефед Никитич Монахов построил тут двухэтажный каменный дом по красной линии улицы и хозяйственный флигель во дворе.

(Нет голосов)
Музеи
Государственный музей истории российской литературы имени В. И. Даля

Государственный музей истории российской литературы имени В. И. Даля

Государственный Литературный музей образован в 1934 году. На сегодняшний день коллекция музея составляет свыше полумиллиона единиц хранения, что позволило наполнить одиннадцать мемориальных экспозиций, ныне известных не только россиянам, но и далеко за пределами страны: «Музей-квартира Ф. М. Достоевского» (в составе ГЛМ с 1940), «Дом-музей А. П. Чехова» (1954), «Музей-квартира А. В. Луначарского» (1964), «Дом-музей А. И. Герцена» (1976), «Дом-музей М. Ю. Лермонтова» (1981), «Музей-квартира А. Н. Толстого» (1987), «Дом-музей М. М. Пришвина» в Дунине (1980), «Дом-музей Б. Л. Пастернака» в Переделкине (1990), «Дом-музей К. И. Чуковского» в Переделкине (1995), «Музей Серебряного века» (1999), «Информационно-культурный центр «Музей А. И. Солженицына» в г. Кисловодске» (2014). Все отделы Государственного литературного музея живут многогранной творческой жизнью. Почти каждый день в их стенах проходят разнообразные встречи – литературные и музыкальные вечера, театральные представления, научные заседания и конференции, детские праздники и олимпиады, интерактивные занятия и лекции. Научные сотрудники Государственного литературного музея активно общаются с коллегами из других учреждений культуры, они охотно делятся своими знаниями и опытом, помогают исследователям истории русской литературы и культуры, школьным педагогам, библиотечным работникам, журналистам, представителям творческих профессий.

(Нет голосов)
Дома
Усадьба Засекиной

Усадьба Засекиной

Вознесенский пер., д. 18

Старинный дом, похожий на «средневековый замок», принадлежал масонам?

3.44
Дома
Дом князя Гагарина

Дом князя Гагарина

Садовая-Кудринская ул., д. 15, стр. 3А

Разные хозяева были у владения, но почти все они хотели устроить здесь детскую больницу – что до сих пор не поменялось.

3.66
Дома
Особняк А. Б. Эджубова

Особняк А. Б. Эджубова

Вспольный пер., д. 3

Упоминание о владении 3 в Георгиевском переулке впервые встречается с середины XVIII в., когда его покупает А. А. Протопопова, семья которой владеет участком до 1815 г.

(Нет голосов)
Дома
Усадьба М.П. Арбузовой

Усадьба М.П. Арбузовой

Ул. Знаменка, д. 8/13, стр. 2

От некогда большой купеческой усадьбы сейчас уцелел только главный дом, выходящий на красную линию Знаменки

5
Музеи
Дом И.С. Остроухова в Трубниках

Дом И.С. Остроухова в Трубниках

В маленьком деревянном доме послепожарной постройки 20-х годов XIX века, когда-то располагался знаменитый на всю Москву частный «Музей личного вкуса», а сегодня – научно-экспозиционный отдел Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля. Деревянный дом с мезонином на каменном цоколе был построен в 1822 году для коллежской ассесорши Елизаветы Сонцевой. Особняк не раз менял своих хозяев: в разное время им владели архитектор Александр Мартынов, основатель знаменитой богадельни Иван Барыков. В конце позапрошлого века дом с мезонином принадлежал представителям большой купеческой фамилии братьям Дмитрию Петровичу и Петру Петровичу Боткиным. Музейную историю особняка можно вести с 1889 года, когда дочь миллионера-чаеторговца Надежда Петровна Боткина выходит замуж за художника-пейзажиста, друга Павла Михайловича Третьякова, коллекционера Илью Семеновича Остроухова. В качестве приданного Петр Петрович Боткин передает зятю дом в Трубниковском переулке, который тот в свою очередь превращает в знаменитый домашний музей. В собрании Остроухова – картины Левитана и Серова, Врубеля и Репина, Матисса и Дега, Ренуара и Мане. Отдельного упоминания заслуживает огромная коллекция русских икон. «Музей личного вкуса» – так Илья Семенович сам называет своей собрание. После революции, в 1818 году, «Музей личного вкуса» национализировали, а бывшего владельца коллекции назначили ее пожизненным хранителем. На протяжении 11 лет, вплоть до смерти Ильи Семеновича, особняк носил название «Музей иконописи и живописи имени И. С. Остроухова», став отделом Государственной Третьяковской галереи. Не прошло и месяца после похорон Ильи Семеновича, как «Музей иконописи и живописи имени И. С. Остроухова» был ликвидирован, а коллекция поделена между крупными галереями. В 1979 году особняк в Трубниковском переулке было решено передать Государственному музей истории российской литературы имени В. И. Даля. Реставраторы постарались восстановить здание в том виде, в каком оно существовало в конце XIX века. Во время ремонта были сохранены планировка и элементы декора. 1984 года по 1992 здесь располагалась экспозиция, посвященная истории отечественной литературы XX века. А в 2014 году музей получил очередное название – научно-экспозиционный отдел «Дом И. С. Остроухова в Трубниках». Здесь проходят крупные, в том числе международные, историко-литературные выставочные проекты. Проводятся творческие вечера современных писателей, музыкальные концерты, занятия для детей, лекции и дискуссии, а также научные конференции, посвященные истории литературы и современному литературному процессу. А на первом этаже особняка расположен музейный книжный магазин «Остроухов» с прекрасным выбором литература гуманитарной направленности.

(Нет голосов)