ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Палаты Тверского подворья

улица Кузнецкий Мост, д. 17, стр. 2
3.83
В 1770-е в одной из квартир жила семья Франца Морелли — учителя танцев Московского Университета, ставшего впоследствии балетмейстером Большого Петровского театра.
  • Палаты Тверского подворья
+ -

Современное владение № 17 с XVII в. принадлежало Тверскому подворью — здесь находилась резиденция тверских архиереев. Уже в «Переписи московских дворов» 1620 г. можно найти упоминание о том, что подле «Рождественской» на улице, соответствующей современному Кузнецкому мосту, располагается двор тверского «архиепископа Пафнутия». Тогда же, в XVII в., на участке Тверского подворья были построены каменные, прямоугольные в плане, палаты. В конце столетия к северо-западному углу здания был пристроен дополнительный двухэтажный каменный объем со сводами. Вероятно, в это же время была возведена и каменная церковь Святого Арсения, епископа Тверского, разобранная около 1770 г.

Со временем территория подворья застраивалась, в том числе, и каменными зданиями с торговыми лавками на первых этажах по красной линии Кузнецкого моста. В результате старинные палаты оказались во дворе образовавшегося квартала. В 1830-е гг. палаты были полностью перестроены в соответствии с новой архитектурной модой, с фасадов был срублен декор, выполненный из профильного большемерного кирпича.

Часть строений подворья сдавалась в аренду. Здесь находились жилые помещения и магазины. В 1770-е в одной из квартир жила семья Франца Морелли — учителя танцев Московского Университета, ставшего впоследствии балетмейстером Большого Петровского театра М. Медокса.

В 1810–1820 гг. здесь располагалась мастерская известного скульптора Сантина Кампиони по производству мраморных и бронзовых художественных скульптур. Имя скульптора хорошо известно в Москве. Его работы украшают многие замечательные здания столицы: дом Благородного собрания на Охотном Ряду (в советские годы — Дом Союзов), дом графа Разумовского на Гороховом поле, Голицынскую (ныне — Первую Градскую) больницу, дворцы Останкина и Архангельского.

Уже в наши дни, в 1996 г., большая часть строений Тверского подворья, в том числе, и выходящих на улицу Кузнецкий мост, была снесена, и на их месте был возведен офисно-торговый комплекс.

Из всего ансамбля сохранились только палаты XVII в. Тогда же была проведена их научная реставрация с воссозданием декоративного убранства фасадов. Здание находится на государственной охране и включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Маршруты
Новогодняя прогулка по Москве

Новогодняя прогулка по Москве

Новогодний маршрут по центру от редакции «Узнай Москву»

3.58
Дома
Доходный дом в Армянском переулке

Доходный дом в Армянском переулке

Армянский пер., д. 1/8, стр. 1

В 1908-11 годах одну из квартир в доме снимал известный философ Николай Александрович Бердяев.

3.43
Музеи
Московский государственный выставочный зал «Новый Манеж»

Московский государственный выставочный зал «Новый Манеж»

Новый Манеж знаменовал собой начало новой эпохи в жизни столицы – эпохи электричества. Многие помнят фразу Ленина о том, что «коммунизм есть Советская власть плюс электрификация всей страны». Однако на деле об электрификации как основе всеобщего благоденствия стали думать задолго до вождя пролетариата. В 1888 году по заказу Городской думы архитектор Владимир Шер выстроил 1-ю городскую электрическую станцию. Постройка была выдержана в стиле историзма, с вариациями на тему древнерусского зодчества. Так нарочитая архаика стала сосуществовать с достижениями хай-тек.

Сергей Хачатуров

(Нет голосов)
Музеи
Московский музей народной графики

Московский музей народной графики

Предысторией основания Московского музея народной графики было создание Мастерской народной графики «Советский лубок». Инициатором ее создания в 1982 г., в Москве, и руководителем стал художник-график, монументалист, выпускник Московского полиграфического института, ученик  А. Д. Гончарова, член Союза художников СССР, а затем СХ РФ с 1967г.,  Виктор Петрович Пензин.  Именно Мастерская стала основной базовой платформой, на «фундаменте» которой и переданной Пензиным В.П.  личной коллекции графических произведений, а также работ художников – членов Мастерской, в 1989 г. в Москве, был образован первый и единственный в России Музей народной графики. В.П. Пензин был назначен его директором.  Долгожданное торжественное открытие музея состоялось лишь три года спустя, 22 мая 1992 года, в день Св. Николая, в здании дома № 10 по переулку Малый Головин, что близ Сретенки.    
Му­зей расположен в историческом месте Москвы, и месторасположение музея неслучайно. Музей является хранителем истории названия улиц города, связанных с производством и реализацией этого вида народного искусства.
Это Печатников переулок - Печатная слобода, где жили не только печатники, но и резчики лубочных картинок. Бытование этого ремесла дало название одной из центральных улиц Москвы – Лубянке, а также соседней с ней площади. Церковь «Успения Богородицы в Печатниках», построенная на средства от продажи лубков, сохранила название производства, как и церковь «Св. Живоначальная Троица в Листах», на ограде которой еще в XVIII – XIX вв., вывешивались для продажи народные лубки.
Это и Сухаревская площадь, где располагался знаменитый рынок, куда возами привозили лубки продавать.  
Музей уникален: он специализируется на сборе народных графических произведений, а также предпринимает попытки сохранения и актуализации нематериального культурного наследия; является хранителем более чем четырехвековой истории жанра народного искусства – русского лубка и продолжателем традиций, быта, ремесел русского народа; способствует возрождению народных промыслов -  а потому занимает особое место в музейном мире Москвы.  
Лубок - русская народная картинка – художественный, печатный и полиграфический вид искусства, который появился в середине XVI века одновременно с книгой первопечатника Ивана Федорова «Апостол», 1564 г. Ставший традиционной формой народных гравюр, лубок возник как кар­тинка-азбука, картинка-рассказ. Рассказ в картинках с пояснительным тек­стом характерен для многих стран Востока и Запада. Но именно в славянских странах он завоевал народные симпатии, развился и утвердился как традицион­ный вид искусства и в этом качестве вышел на международную арену.  На протяжении веков лубок, напутствовал, разъяснял, высмеивал людские пороки. Картинки служили народу и своеобразной энциклопедией, и газетой, и сатирическим листком, и книгой, и забавой, неизменно вызывая в зрителях здоровый и добродушный смех. ММНГ ведет активную собирательную, культурно-просветительную, экспозиционную, выставочную деятельность, как в залах музея, так и по регионам страны.  За годы своего существования Музей провел около 600 выставок, среди них 33 – в зарубежных странах: (Австралия, Мексика, Эквадор, Перу, Колумбия, Тунис, Англия, Италия, Болгария, Югославия, Испа­ния, Франция и др.) Лубок является объединяющим видом искусства сла­вянских народов, которых роднит совместная история, быт, обряды, фольклор, обычаи, языковая близость. Музей принимает деятельное участие в славянском движении, способствуя сплочению братских народов России, Беларуси и Украины (Международная выставка, г. Белгород, 2002 г). В Музее народной графики работает детская художественная школа «Яркие краски лубка – XXI век». Проводится регулярно интерактивный мастер-класс «Сударушка» для дошкольного и школьного возраста, где дети рисуют, печатают и раскрашивают луб­ки, играют, поют. Музей по приглашению других городов и стран выезжает со своими экспонатами. В частности, им была организована экспозиция на Международной выставке «Искусство в действии» в Оксфорде (Англия, 1997 г.); на международном фестиваля искусств, в Монпелье (Франция, 2001 г.); выставка религиозного лубка в городах: Веллетри, Сачиле, Феррара (Италия, 1993-1995 гг.); на 10-м Международном фестивале фольклора в Испании, в 1989 г., (12 городов Галисии) и мн. др. Дни культуры Москвы в Югославии (Белград, 1997 г.) и Кабардино-Балкарии (Нальчик, 1996 г). Музей народной графики включен в двухтомное издание «Музеи мира», который опубликован в Лейпциге (Германия), где среди 33-х тысяч музеев мира из 195 стран, он числится за номером 16000797.  16 апреля 2003 г. Музей, распоряжением Правительства Москвы, получил статус Московского государственного музея народной графики.

Русский лубок
 В 1627 г. лубок дебютировал в Киеве как религиозный. Белорусский мастер Василий Корень с 1678 года, поселившись в Мещанской слободе в Москве, создал 36 листов рассказа о сотворении мира, получившего название "Библия для бедных" (1692-1696). "Бедными" именовались те, кто не умел читать и писать. Тематика лубка расширялась, становилась не только религиоз­ной, но и светской. Мастера лубка обратились к героям русского эпоса, к ры­царским романам, истории, повседневной жизни. Доступным языком, живо и остроумно, лубок изображал сцены городской и деревенской жизни, праздники, давал образцы народного фольклора, притчи, сообщал курьезы. Будущий прототип современных СМИ, он обращался и к политике, прибегал к сатирическим аллегориям. При этом высмеивались и некоторые коронованные особы, в том числе сам Петр I, вводивший на Руси западные обычаи ("Как мыши кота хоронили"). Лубок является объединяющим видом искусства сла­вянских народов, которых роднит совместная история, быт, обряды, фольклор, обычаи, языковая близость.  

Краткое описание коллекции музея  
Музей народной графики собирает, хранит, изучает и популяризирует очень важные свидетельства человеческой памяти, обладающие всеми свойствами музейного предмета в превосходной степени. Коллекция Музея народной графики насчитывает 1 144 музейных предмета. Начало фондовой коллекции музея положили предметы музейного значения, подаренные музею его основателем В.П. Пензиным и художниками, членами Мастерской народной графики, все наработки которой под руководством В.П. Пензина и легли в основу создания Музея народной графики.  
Коллекции музея складывались с 80-х гг. XX в. в результате целенаправленной собирательской и творческой деятельности В. П. Пензина, а также творческих усилий многих художников, членов Мастерской народной графики, насчитывающей более 120 имен современных художников со всего бывшего СССР. Были восстановлены канонические печатные формы по 120 различным лубочным сюжетам: 36 листов «Библии для бедных» Василия Кореня, духовный лубок, сатирический лубок, исторический лубок, бытовой, песенный лубок и др., отпечатанные в соответствии с традициями мастеров XVIII века. Воссозданный альбом «Библия для бедных» Василия Кореня, ранние гравюры XVII-XVIII вв., Литографский лубок XIX в, реконструированные лубки XVII-XVIII вв. различной тематики и современные гравюры авторов – членов Мастерской народной графики включены в коллекцию графики музея. Музей посвящен народной графике, что является основой его коллекции, однако в фонде Музея присутствует не только лубок, но  и оригинальная графика (рисунки), и эстампная графика.   Музей обладает коллекцией современного лубка на антиалкогольную тему. В свое время, в 1989 году творческим коллективом «Мастерской народной графики» была создана выставка «Всем миром против пьянства», которая была ответом на указанное постановление ЦК КПСС. Небольшая часть произведений хранится в запасниках и экспонировалась, это коллекция работ, посвященных семье русского царя Николая II – династии Романовых. Генеалогии Рюриковичей посвящен календарь, изданный Музеем на основе лубочного раритета – «Великие князья и цари российские», изд. 1870г.

(Нет голосов)
Территории
Улица Маросейка

Улица Маросейка

С 1954 по 1990 год улица носила имя гетмана Богдана Хмельницкого.

(Нет голосов)
Территории
Славянская площадь

Славянская площадь

Входит в непрерывную цепочку площадей, окружающих Китай-город.

(Нет голосов)
Территории
Улица Петровка

Улица Петровка

В 1920-1940-е годы улица лишилась целого ряда выдающихся построек.

(Нет голосов)
Личности
Яшин

Яшин

3.66
Дома
МУЖВЗ 66

МУЖВЗ 66

Мясницкая ул., д. 21, стр. 8

Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) – одно из лучших художественных учебных заведений дореволюционной России, кузница кадров самых известных   московских художников и архитекторов.

(Нет голосов)
Дома
Манежная площадь

Манежная площадь

Почти полвека площадь служила парковкой для автобусов.

3.17
Дома
Усадьба Лазаревых

Усадьба Лазаревых

Армянский пер., 2 с2

Армянский переулок не просто так носит свое название. Есть сведения, что армяне селились в этом районе уже с XVI века

3.69
Дома
Усадьба Г.А. Кирьякова

Усадьба Г.А. Кирьякова

Ул. Петровка, д. 23/10, стр. 7

В августе 1892 года здесь открылась первая в Москве зубоврачебная школа.

5