ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Станция метро «Лубянка»

3.66
Дата открытия: 15.05.1935
Открыта в составе первого пускового участка Московского метрополитена.
Проектное название: Площадь Дзержинского
Прежнее название: Дзержинская (до 05.11.1990)
  • Станция метро «Лубянка»
+ -

Станция метро «Лубянка» построена в первую очередь строительства московского метро в стиле авангард. Свои двери для пассажиров она распахнула 15 мая 1935 г. Станция была названа в честь видного советского деятеля Феликса Эдмундовича Дзержинского.

При строительстве рабочие столкнулись со сложными гидрогеологическими условиями, из-за чего пришлось менять внутреннюю конструкцию станции — она стала двухсводчатой, т.е. без среднего зала.

Проект интерьера перронного зала был разработан самобытным архитектором эпохи авангарда Николаем Ладовским, идейным лидером рационализма в архитектуре. В проекте этой станции Ладовский, единственный из всех авторов станций первой очереди, сохранил тоннельную форму перронного зала. Перед ним стояла непростая задача — оформить станцию со сложной внутренней структурой: некоторой кривизной станционных путей, криволинейностью всего сечения тоннеля, грузности и массивности опор. Ладовский не стал выпрямлять кривизну стен архитектурной декорацией. Он подчеркнул эту кривизну, продлив ритмически расположенные вдоль перрона упрощенные пилястры по всему своду, тем самым создав особую, несвойственную другим станциям динамику.

Нестандартное решение было предложено архитектором в первоначальном проекте. Он предлагал использовать цвет как средство визуальной коммуникации. Например, чтобы облегчить человеку ориентацию от входа в метро до станционного зала, Ладовский предложил метод цветовых путеводов: красных — для обозначения входа, голубых — выхода (цветовые панели выше роста человека). Но этот проект так и не был реализован.

Также автором был разработан интересный принцип освещения платформ: ярко освещалась перронная часть станции, тогда как путевой тоннель более слабо, что по задумке Н. Ладовского должно было усилить восприятие пространства.

К сожалению, в 1970-е гг. «Лубянка» была реконструирована, архитектура перронного зала кардинально изменена. Она обрела средний зал, т.е. стала трехсводчатой и превратилась в типовую станцию 1970-х гг. От проекта Ладовского остались лишь небольшие фрагменты.

Изначально у станции был только один вестибюль — западный, открытый вместе со станцией в 1935 г. Впоследствии она обрела разветвленную систему входов и выходов по периметру всей Лубянской площади. Авторы наземного павильона — архитекторы Д.Ф. Фридман и И.И. Ловейко — сильно перестроили фасад старого здания, в которое были встроены вход и выход. Они представляют собой два огромных арочных портала, а специфическая форма предполагала подсвечивание арок отраженным светом.

Свое современное название станция получила в 1990 г. по Лубянской площади, под которой она расположена.

Теги:
Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Музеи
Музей археологии Москвы

Музей археологии Москвы

Музей археологии Москвы, расположенный в подземном павильоне на глубине 7 метров в историческом центре города, непосредственно на месте крупномасштабных археологических раскопок 1993–1996 года, даёт представление о средневековой столице, истории развития территории современной Манежной площади, содержит общие сведения о методике археологических исследований. Музей знакомит с материальной культурой Москвы и Московского края от палеолита до XIX века. Основу экспозиции составляют обнаруженные в ходе раскопок устои Воскресенского моста ХVII—ХVIII вв., который в прошлом соединял два берега реки Неглинной.

Музей археологии Москвы входит в Музейное объединение "Музей Москвы"

(Нет голосов)
Дома
Городская усадьба Щербатовых - Главный дом, 1760-е гг., кон. XVIII - XIX вв., XX в.

Городская усадьба Щербатовых - Главный дом, 1760-е гг., кон. XVIII - XIX вв., XX в.

Копьевский пер., д. 3

Уплотнение исторической застройки Москвы постепенно съело
Копьевский переулок. Сейчас его маленький отрезок проходит между двумя
театрами – Новой сценой Большого театра и Театром оперетты.

(Нет голосов)
Дома
Успенский собор

Успенский собор

Соборная площадь

Строгий, монументальный силуэт златоглавого белокаменного Успенского собора царит над окружающими его дворцами и храмами на Соборной площади Кремля – древней цитадели Москвы. 

3.44
Дома
Дом Юшкова

Дом Юшкова

Ул. Мясницкая, д. 21, стр. 1

Предание о связи этого дома с масонами нашло отражение в романе в стихах Пастернака «Спекторский»: «Когда-то дом был ложею масонской/ Лет сто назад он отошел в казну».

3.51
Музеи
Музей военной формы одежды

Музей военной формы одежды

В феврале 2017 года в здании усадьбы Тургеневых-Боткиных открылся новый музей Российского военно-исторического общества – Музей военной формы одежды. Первая выставка «Спасённые реликвии» знакомит посетителей с отдельными образцами русской военной формы XVIII–XIX столетий.

Выставка стала мемориальной – это память о погибших в районе Сочи 25 декабря 2016 года, об Антоне Николаевиче Губанкове – директоре Департамента культуры Министерства обороны Российской Федерации. Он поддержал идею передачи предметов из запасников музея Минобороны Российскому военно-историческому обществу для их реставрации и экспонирования в стенах Музея военной формы одежды РВИО. Среди них настоящие реликвии – бесценные предметы военного обмундирования из Императорского интендантского музея. В него поступали предметы военной форменной одежды не только российской армии, но и иностранных.

Жизнь музея прекратилась после событий 1917 года: экспонаты уложили в ящики и отправили на хранение в Петропавловскую крепость. В 1932 году начались скитания бесценной коллекции: часть была передана артиллерийскому историческому музею, часть отправилась в костюмерные театров.

Реставрация бесценной коллекции началась в 2016 году, при непосредственном участии РВИО. Спустя год после начала реставрационных работ, через сто лет забвения посетители могут увидеть удивительные экспонаты. Все предметы рассказывают о подвиге воинов, которые носили эту форму и гордились ею.

Музей военной формы одежды закрыт на реэкспозицию.

(Нет голосов)
Дома
Городская усадьба Боткиных

Городская усадьба Боткиных

Петроверигский пер., д. 4, стр. 1, 2, 4

Старинная усадьба-салон, с историей которой причудливо переплелись имена Карамзина, Хераскова, Жуковского, Герцена, Огарева, Белинского, Панаева, Гоголя, Л. Толстого, Щепкина, Мочалова, Фета, П. Лебедева.

3.76
Музеи
Успенский собор

Успенский собор

Строгий, монументальный силуэт златоглавого белокаменного Успенского собора царит над окружающими его дворцами и храмами на Соборной площади Кремля – древней цитадели Москвы.

Собор был возведен в 1479 году по указу великого князя московского Ивана III специально приглашенным итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти. Посвящение московского кафедрального храма Успению Богородицы – главному богородичному празднику, отмечаемому по старому стилю 15 августа, имеет древнюю традицию, обусловленную особым почитанием на Руси Богоматери.

На протяжении шести столетий храм был государственным и культовым центром России: здесь поставляли великих князей, венчали на царство, короновали императоров. В Успенском соборе возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед. В XIV–XVII веках Успенский собор являлся усыпальницей глав русской церкви – митрополитов и патриархов. Здесь в драгоценных раках покоится прах московских чудотворцев Петра, Ионы, Филиппа II и Гермогена.

Первенствующее положение Успенского собора предопределило повышенное внимание государей и владык к устроению и украшению храма. Для росписей стен собора и написания икон привлекались выдающиеся мастера-живописцы из столицы и со всех концов России. Так постепенно в нем сложилось богатейшее и поистине уникальное собрание памятников русского средневекового искусства, которое бережно сохранялось и приумножалось в течение веков.

После революции 1917 года Успенский собор был превращен в музей. Создавая экспозицию храма, сотрудники постарались максимально сохранить его интерьер. Благодаря постоянным реставрационным работам практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей. С 1990 года в соборе возобновилось богослужение.

(Нет голосов)
Дома
Доходный дом Колчиной

Доходный дом Колчиной

Славянская пл., д. 4, стр. 2

Дом строил невероятно востребованный в начале ХХ века архитектор Н.И. Жерихов.

3.25
Территории
Мясницкая улица

Мясницкая улица

Современная Мясницкая начинается от Лубянской площади и заканчивается, упираясь в Садовое кольцо. До 1780-х гг. в районе бульварного кольца улица делилась надвое Мясницкими воротами стен Белого города. За воротами с внешней стороны кольца находились мясные лавки, здесь же мясники забивали скот и разделывали туши.

(Нет голосов)
Территории
Улица Солянка

Улица Солянка

Солянка – часть древнего тракта на Коломну и Рязань.

(Нет голосов)
Дома
Городская усадьба Ф. Я. Гасса - И. Н. Иванова – Катуаров

Городская усадьба Ф. Я. Гасса - И. Н. Иванова – Катуаров

Крапивенский пер., д. 3, стр. 1, 2

XIX в.: - главный дом - флигель

(Нет голосов)
Дома
Доходный дом М.В.Сокол

Доходный дом М.В.Сокол

Кузнецкий мост ул., д. 3, стр. 2

Построен в 1904 году архитектором  Иваном Павловичем Машковым в стиле модерн, стилистически тяготеющий к австрийскому Сецессиону.

4.06