ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Поликлиника Наркомата нефтяной промышленности

5
По мнению некоторых, барельефы на фасаде здания метафорически предвещали крах системы.
+ -

В 1912-1913 годах самый богатый предприниматель Российской империи Николай Александрович Второв выстроил по проекту архитектора Ивана Сергеевича Кузнецова на углу Варварской площади и Китайгородского (тогда – Китайского) проезда обширный комплекс конторских, гостиничных и складских помещений «Деловой двор». Кстати, позже, в мае 1918 года Н. А. Второв был застрелен в своём рабочем кабинете в «Деловом дворе». Убийца найден не будет, а преступление так и останется нераскрытым.

В 1919 году в помещении одного из складов «Делового двора» на Китайгородском проезде открылась Объединенная амбулатория Высшего Совета Народного Хозяйства. Позже, в 1935 году, здание бывшего склада было перестроено в стиле постконструктивизма, вероятнее всего по проекту известного впоследствии советского архитектора Дмитрия Николаевича Чечулина, и здесь открылась Поликлиника Наркомтяжпрома им. Ф. Э. Дзержинского. Позже она обслуживала Министерство нефтяной промышленности, а в 1950-е годы была передана в ведение Минздрава РСФСР.

Главным украшением здания стал скульптурный фриз в верхней части строения, решённый в античном стиле. На сайте поликлиники указано: «особую гордость вызывает фасад здания, выполненный выдающимся скульптором ХХ века Верой Игнатьевной Мухиной и украшенный барельефами на медицинскую тематику». Однако по материалам архива РГАЛИ, автором барельефов является не Вера Мухина, а ученик Сергея Конёнкова скульптор Иван Фёдорович Рахманов.

И. Ф. Рахманов родился в известной купеческой старообрядческой семье. Его отец - Фёдор Семёнович Рахманов, хлеботорговец, потомственный почётный гражданин. Ему принадлежал доходный дом у Покровских ворот (современный адрес: Покровка, дом № 19), богатая лепнина фасадов которого – женские и мужские маски, снопы хлеба, перевязанные лентами, листья лавра, плоды в розетках листьев – выполнена Иваном Рахмановым. Иван Фёдорович - автор и целого ряда монументов и барельефов в рамках ленинского плана монументальной пропаганды, не сохранившихся до наших дней.

На барельефах здания Поликлиники Наркомтяжпрома тема медицины раскрыта Рахмановым в достаточном объёме: на одном панно изображена сцена забора крови у пациента и её анализ, на другом – ультрафиолетовая ванна, на третьем – измерение роста пациента и врачебный осмотр. Счастливая мать с дитём. Физкультурники. И даже обнимающиеся обнажённые девушки. К сожалению, на прекрасные работы Рахманова мало кто обращает внимание – здание стоит во дворе, а барельефы расположены в верхней части дома.

В настоящее время здесь находится Центральная поликлиника, которая входит в состав ФГУ «Национальный медико-хирургический Центр им. Н. И. Пирогова Росздрава».

Специалист по психологии творчества Юлия Серебренникова так раскрывает смысл композиции Рахманова: «Сюжет забора крови и лаборантка с пробиркой в руках символизируют кровопролитие - намёк на Гражданскую войну. Советская власть утверждалась через жертвоприношение кровью. Во второй сцене - научные методы измерения человека в эпоху торжества утопических подходов к природе: мичуринцы, лысенковцы, евгеника - «наука» выведения улучшенной породы людей. В третьем сюжете - душ и облучение ультрафиолетом - символы очищения тела. Вода и свет - мужское и женское. Примат тела над душой - основа господствовавшей идеологии. Ключевой для раскрытия всего замысла художника - четвёртый рельеф. Слева красивая пара: женщина с теннисной ракеткой и мужчина в форме футболиста. В центре - легкоатлетка попирает ногой копьё (мужское начало) и диск для метания (женское). Справа - идеальная семья: муж, жена и двое детей. Все персонажи сверху объединены большой цветущей ветвью дерева. Пара спортсменов символизирует гармонию мужского и женского начал (аналог Адама и Евы). Ветвь - символ древа жизни, тянущегося слева направо - из прошлого в будущее. А посередине, в настоящем - метафора отрицания божественного, трансцендентного. Метательница - символ бесплодия: одинокой женщине не создать семьи, не родить детей. Центральная фигура убеждает зрителя в бесплодности идеологии. Вспоминается фраза из «Фауста» Гёте: «Теория, мой друг, суха, но зеленеет жизни древо». Пятая композиция - полное отрицание семьи (мужчины больше не нужны), лесбийский тупик. Это послание из 30-х годов нам, живущим сегодня, с прогнозом краха системы. Художник метафорически предвещал неизбежный развал советской власти».

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или
Интересное рядом
Дома
Комплекс Храма Троицы Живоначальной в Серебряниках

Комплекс Храма Троицы Живоначальной в Серебряниках

Серебрянический пер., д. 1а, стр. 10

Издалека отлично видна колокольня этого храма, которая словно попала сюда прямо из Санкт-Петербурга.

3.45
Дома
Церковь Софии Премудрости Божией

Церковь Софии Премудрости Божией

Пушечная ул., д. 15

После присоединения Новгородской республики к Московскому великому княжеству в столицу оказались перевезены многие именитые горожане.

3.02
Дома
Особняк Морозовых

Особняк Морозовых

Большой Трёхсвятительский пер., д. 1-3, стр. 1

Это дом с большой интересной историей.

4.25
Музеи
Музей Моды

Музей Моды

Музейно-выставочный центр "Музей Моды" создан в Москве в качестве нового социально значимого учреждения культуры, которое является первым в нашей стране изучающим и популяризирующим данное явление культуры. "Музей Моды" сочетает в своей структуре традиционные виды музейной деятельности, такие как комплектование коллекции, создание экспозиции по истории костюма, выставок с современной творческой деятельностью в области моды - разработка и изготовление новых моделей одежды, презентация коллекций ведущих дизайнеров страны и мира, организация и проведение масштабных совместных общественных акций в области моды. В настоящий момент "Музей Моды" не обладает собственным зданием, вся музейно-выставочная деятельность и культурно-массовые мероприятия осуществляются на арендуемых площадях и на выставочных площадках музеев России.

(Нет голосов)
Дома
Троицкое подворье

Троицкое подворье

Ильинка ул., д. 5

На подворье останавливались монастырские стряпчие, которые улаживали дела монастыря с вотчинами и крепостями.

2.94
Дома
Храм Троицы Живоначальной, что на Грязех

Храм Троицы Живоначальной, что на Грязех

ул. Покровка, д. 13

Пока в этом здании опознать храм довольно сложно.

3.1
Дома
Дом Кожсиндиката

Дом Кожсиндиката

Чистопрудный бульвар, д. 12а, с. 1

Архитектором этого здания стал студент школы советского авангарда.

3.66
Дома
Детский мир

Детский мир

Театральный пр., д. 5, стр.1

"Детский мир" строился как крупнейший в Европе универмаг для детей

3.48
Дома
Дом со зверями

Дом со зверями

Чистопрудный бульвар, д.14, стр. 3

Бывший доходный дом церкви Троицы на Грязех.

4.11
Дома
Банк Товарищества П.М.Рябушинского

Банк Товарищества П.М.Рябушинского

Биржевая пл., д.1

Это первый «купеческий амбар», соединяющий в себе банк и торговый дом.

3.25
Дома
Доходный дом Дурилина

Доходный дом Дурилина

ул. Большая Ордынка, 13/9

Большой доходный дом А. А. Дурилина был построен в 1906 году по проекту архитектора Владимира Владимировича Шервуда (1867 – 1930). Он построил в Москве много доходных домов, училищных и промышленных зданий, особняков на рубеже XIX – ХХ веков. В. В. Щервуда часто приглашали для перестройки или перепланировки зданий под другое использование.

3.25
Дома
Церковь Николая Чудотворца в Котельниках

Церковь Николая Чудотворца в Котельниках

1-й Котельнический переулок, д. 8

Проект здания храма, принадлежащий архитектору О.И. Бове, при реализации был несколько изменён архитектором Д.И. Жилярди в духе позднего ампира.

3.39