ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Поликлиника Наркомата нефтяной промышленности

3.19
По мнению некоторых, барельефы на фасаде здания метафорически предвещали крах системы.
+ -

В 1912-1913 годах самый богатый предприниматель Российской империи Николай Александрович Второв выстроил по проекту архитектора Ивана Сергеевича Кузнецова на углу Варварской площади и Китайгородского (тогда – Китайского) проезда обширный комплекс конторских, гостиничных и складских помещений «Деловой двор». Кстати, позже, в мае 1918 года Н. А. Второв был застрелен в своём рабочем кабинете в «Деловом дворе». Убийца найден не будет, а преступление так и останется нераскрытым.

В 1919 году в помещении одного из складов «Делового двора» на Китайгородском проезде открылась Объединенная амбулатория Высшего Совета Народного Хозяйства. Позже, в 1935 году, здание бывшего склада было перестроено в стиле постконструктивизма, вероятнее всего по проекту известного впоследствии советского архитектора Дмитрия Николаевича Чечулина, и здесь открылась Поликлиника Наркомтяжпрома им. Ф. Э. Дзержинского. Позже она обслуживала Министерство нефтяной промышленности, а в 1950-е годы была передана в ведение Минздрава РСФСР.

Главным украшением здания стал скульптурный фриз в верхней части строения, решённый в античном стиле. На сайте поликлиники указано: «особую гордость вызывает фасад здания, выполненный выдающимся скульптором ХХ века Верой Игнатьевной Мухиной и украшенный барельефами на медицинскую тематику». Однако по материалам архива РГАЛИ, автором барельефов является не Вера Мухина, а ученик Сергея Конёнкова скульптор Иван Фёдорович Рахманов.

И. Ф. Рахманов родился в известной купеческой старообрядческой семье. Его отец - Фёдор Семёнович Рахманов, хлеботорговец, потомственный почётный гражданин. Ему принадлежал доходный дом у Покровских ворот (современный адрес: Покровка, дом № 19), богатая лепнина фасадов которого – женские и мужские маски, снопы хлеба, перевязанные лентами, листья лавра, плоды в розетках листьев – выполнена Иваном Рахмановым. Иван Фёдорович - автор и целого ряда монументов и барельефов в рамках ленинского плана монументальной пропаганды, не сохранившихся до наших дней.

На барельефах здания Поликлиники Наркомтяжпрома тема медицины раскрыта Рахмановым в достаточном объёме: на одном панно изображена сцена забора крови у пациента и её анализ, на другом – ультрафиолетовая ванна, на третьем – измерение роста пациента и врачебный осмотр. Счастливая мать с дитём. Физкультурники. И даже обнимающиеся обнажённые девушки. К сожалению, на прекрасные работы Рахманова мало кто обращает внимание – здание стоит во дворе, а барельефы расположены в верхней части дома.

В настоящее время здесь находится Центральная поликлиника, которая входит в состав ФГУ «Национальный медико-хирургический Центр им. Н. И. Пирогова Росздрава».

Специалист по психологии творчества Юлия Серебренникова так раскрывает смысл композиции Рахманова: «Сюжет забора крови и лаборантка с пробиркой в руках символизируют кровопролитие - намёк на Гражданскую войну. Советская власть утверждалась через жертвоприношение кровью. Во второй сцене - научные методы измерения человека в эпоху торжества утопических подходов к природе: мичуринцы, лысенковцы, евгеника - «наука» выведения улучшенной породы людей. В третьем сюжете - душ и облучение ультрафиолетом - символы очищения тела. Вода и свет - мужское и женское. Примат тела над душой - основа господствовавшей идеологии. Ключевой для раскрытия всего замысла художника - четвёртый рельеф. Слева красивая пара: женщина с теннисной ракеткой и мужчина в форме футболиста. В центре - легкоатлетка попирает ногой копьё (мужское начало) и диск для метания (женское). Справа - идеальная семья: муж, жена и двое детей. Все персонажи сверху объединены большой цветущей ветвью дерева. Пара спортсменов символизирует гармонию мужского и женского начал (аналог Адама и Евы). Ветвь - символ древа жизни, тянущегося слева направо - из прошлого в будущее. А посередине, в настоящем - метафора отрицания божественного, трансцендентного. Метательница - символ бесплодия: одинокой женщине не создать семьи, не родить детей. Центральная фигура убеждает зрителя в бесплодности идеологии. Вспоминается фраза из «Фауста» Гёте: «Теория, мой друг, суха, но зеленеет жизни древо». Пятая композиция - полное отрицание семьи (мужчины больше не нужны), лесбийский тупик. Это послание из 30-х годов нам, живущим сегодня, с прогнозом краха системы. Художник метафорически предвещал неизбежный развал советской власти».

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Здания
Комплекс Храма Троицы Живоначальной в Серебряниках

Комплекс Храма Троицы Живоначальной в Серебряниках

Серебрянический пер., д. 1а, стр. 10, 11

Издалека отлично видна колокольня этого храма, которая словно попала сюда прямо из Санкт-Петербурга.

3.45
Здания
Особняк Филипповых

Особняк Филипповых

Яузская ул., дом 1/15, строение 8

Современный, несколько затейливый облик особняк Филипповых приобрел в 1906 году, когда его фасад перестроили по проекту архитектора Александра Красильникова в стиле модерн.

3.11
Здания
Храм Троицы Живоначальной, что на Грязях

Храм Троицы Живоначальной, что на Грязях

ул. Покровка, дом 13, стр.1

До середины XX века храм Живоначальной Троицы на Грязях у Покровских ворот в значительной степени определял облик участка Покровки, где она пересекается с Бульварным кольцом.

3.02
Здания
Детский мир

Детский мир

Театральный пр., д. 5, стр.1

"Детский мир" строился как крупнейший в Европе универмаг для детей

3.84
Здания
Доходный дом Дурилина

Доходный дом Дурилина

ул. Большая Ордынка, 13/9

Большой доходный дом А. А. Дурилина был построен в 1906 году по проекту архитектора Владимира Владимировича Шервуда (1867 – 1930). Он построил в Москве много доходных домов, училищных и промышленных зданий, особняков на рубеже XIX – ХХ веков. В. В. Щервуда часто приглашали для перестройки или перепланировки зданий под другое использование.

3.22
Здания
Банк Товарищества П.М.Рябушинского

Банк Товарищества П.М.Рябушинского

Биржевая пл., д.1

Это первый «купеческий амбар», соединяющий в себе банк и торговый дом.

3.48
Здания
Дом с палатами XVII столетия

Дом с палатами XVII столетия

Ордынка Б. ул., д. 7, стр. 2

Прекрасный памятник древнерусской архитектуры скрыт от посторонних взоров во дворе многоэтажки, стоящей на красной линии Большой Ордынки.

(Нет голосов)
Здания
Дом со зверями

Дом со зверями

Чистопрудный бульвар, д.14, стр. 3

Бывший доходный дом церкви Троицы на Грязех.

4.13
Здания
Церковь Николая Чудотворца в Котельниках

Церковь Николая Чудотворца в Котельниках

1-й Котельнический переулок, д. 8

Проект здания храма, принадлежащий архитектору О.И. Бове, при реализации был несколько изменён архитектором Д.И. Жилярди в духе позднего ампира.

3.43
Здания
Особняк Морозовых

Особняк Морозовых

Большой Трёхсвятительский пер., д. 1-3, стр. 1

Это дом с большой интересной историей.

4.19
Здания
Троицкое подворье

Троицкое подворье

Ильинка ул., д. 5

На подворье останавливались монастырские стряпчие, которые улаживали дела монастыря с вотчинами и крепостями.

3.22
Здания
Носовское подворье, 1860-е гг., 1887 г., 1891 гг.

Носовское подворье, 1860-е гг., 1887 г., 1891 гг.

Старопанский пер., д. 3, стр. 1

архитекторы Н.В.Никитин, Б.Г. Залесский, М.И. Никифоров - Торговое здание, 1863-1864 гг., 1891 г., архитекторы Н.В. Никитин, Б.Г. Залесский - Конторское здание, 1866 г., 1887 г., 1891 г. архитекторы Н.В. Никитин, М.И. Никифоров, Б.Г.Залесский

3.3