ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Поликлиника Наркомата нефтяной промышленности

3.19
По мнению некоторых, барельефы на фасаде здания метафорически предвещали крах системы.
+ -

В 1912-1913 годах самый богатый предприниматель Российской империи Николай Александрович Второв выстроил по проекту архитектора Ивана Сергеевича Кузнецова на углу Варварской площади и Китайгородского (тогда – Китайского) проезда обширный комплекс конторских, гостиничных и складских помещений «Деловой двор». Кстати, позже, в мае 1918 года Н. А. Второв был застрелен в своём рабочем кабинете в «Деловом дворе». Убийца найден не будет, а преступление так и останется нераскрытым.

В 1919 году в помещении одного из складов «Делового двора» на Китайгородском проезде открылась Объединенная амбулатория Высшего Совета Народного Хозяйства. Позже, в 1935 году, здание бывшего склада было перестроено в стиле постконструктивизма, вероятнее всего по проекту известного впоследствии советского архитектора Дмитрия Николаевича Чечулина, и здесь открылась Поликлиника Наркомтяжпрома им. Ф. Э. Дзержинского. Позже она обслуживала Министерство нефтяной промышленности, а в 1950-е годы была передана в ведение Минздрава РСФСР.

Главным украшением здания стал скульптурный фриз в верхней части строения, решённый в античном стиле. На сайте поликлиники указано: «особую гордость вызывает фасад здания, выполненный выдающимся скульптором ХХ века Верой Игнатьевной Мухиной и украшенный барельефами на медицинскую тематику». Однако по материалам архива РГАЛИ, автором барельефов является не Вера Мухина, а ученик Сергея Конёнкова скульптор Иван Фёдорович Рахманов.

И. Ф. Рахманов родился в известной купеческой старообрядческой семье. Его отец - Фёдор Семёнович Рахманов, хлеботорговец, потомственный почётный гражданин. Ему принадлежал доходный дом у Покровских ворот (современный адрес: Покровка, дом № 19), богатая лепнина фасадов которого – женские и мужские маски, снопы хлеба, перевязанные лентами, листья лавра, плоды в розетках листьев – выполнена Иваном Рахмановым. Иван Фёдорович - автор и целого ряда монументов и барельефов в рамках ленинского плана монументальной пропаганды, не сохранившихся до наших дней.

На барельефах здания Поликлиники Наркомтяжпрома тема медицины раскрыта Рахмановым в достаточном объёме: на одном панно изображена сцена забора крови у пациента и её анализ, на другом – ультрафиолетовая ванна, на третьем – измерение роста пациента и врачебный осмотр. Счастливая мать с дитём. Физкультурники. И даже обнимающиеся обнажённые девушки. К сожалению, на прекрасные работы Рахманова мало кто обращает внимание – здание стоит во дворе, а барельефы расположены в верхней части дома.

В настоящее время здесь находится Центральная поликлиника, которая входит в состав ФГУ «Национальный медико-хирургический Центр им. Н. И. Пирогова Росздрава».

Специалист по психологии творчества Юлия Серебренникова так раскрывает смысл композиции Рахманова: «Сюжет забора крови и лаборантка с пробиркой в руках символизируют кровопролитие - намёк на Гражданскую войну. Советская власть утверждалась через жертвоприношение кровью. Во второй сцене - научные методы измерения человека в эпоху торжества утопических подходов к природе: мичуринцы, лысенковцы, евгеника - «наука» выведения улучшенной породы людей. В третьем сюжете - душ и облучение ультрафиолетом - символы очищения тела. Вода и свет - мужское и женское. Примат тела над душой - основа господствовавшей идеологии. Ключевой для раскрытия всего замысла художника - четвёртый рельеф. Слева красивая пара: женщина с теннисной ракеткой и мужчина в форме футболиста. В центре - легкоатлетка попирает ногой копьё (мужское начало) и диск для метания (женское). Справа - идеальная семья: муж, жена и двое детей. Все персонажи сверху объединены большой цветущей ветвью дерева. Пара спортсменов символизирует гармонию мужского и женского начал (аналог Адама и Евы). Ветвь - символ древа жизни, тянущегося слева направо - из прошлого в будущее. А посередине, в настоящем - метафора отрицания божественного, трансцендентного. Метательница - символ бесплодия: одинокой женщине не создать семьи, не родить детей. Центральная фигура убеждает зрителя в бесплодности идеологии. Вспоминается фраза из «Фауста» Гёте: «Теория, мой друг, суха, но зеленеет жизни древо». Пятая композиция - полное отрицание семьи (мужчины больше не нужны), лесбийский тупик. Это послание из 30-х годов нам, живущим сегодня, с прогнозом краха системы. Художник метафорически предвещал неизбежный развал советской власти».

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или
Интересное рядом
Дома
Особняк Морозовых

Особняк Морозовых

Большой Трёхсвятительский пер., д. 1-3, стр. 1

Это дом с большой интересной историей.

4.21
Дома
Банк Товарищества П.М.Рябушинского

Банк Товарищества П.М.Рябушинского

Биржевая пл., д.1

Это первый «купеческий амбар», соединяющий в себе банк и торговый дом.

3.48
Дома
Дом со зверями

Дом со зверями

Чистопрудный бульвар, д.14, стр. 3

Бывший доходный дом церкви Троицы на Грязех.

4.15
Дома
Дом с палатами XVII столетия

Дом с палатами XVII столетия

Ордынка Б. ул., д. 7, стр. 2

Прекрасный памятник древнерусской архитектуры скрыт от посторонних взоров во дворе многоэтажки, стоящей на красной линии Большой Ордынки.

(Нет голосов)
Дома
Церковь Николая Чудотворца в Котельниках

Церковь Николая Чудотворца в Котельниках

1-й Котельнический переулок, д. 8

Проект здания храма, принадлежащий архитектору О.И. Бове, при реализации был несколько изменён архитектором Д.И. Жилярди в духе позднего ампира.

3.43
Дома
Носовское подворье, 1860-е гг., 1887 г., 1891 гг.

Носовское подворье, 1860-е гг., 1887 г., 1891 гг.

Старопанский пер., д. 3, стр. 1

архитекторы Н.В.Никитин, Б.Г. Залесский, М.И.
Никифоров
- Торговое здание, 1863-1864 гг.,
1891 г., архитекторы Н.В. Никитин, Б.Г. Залесский
- Конторское здание, 1866 г., 1887 г., 1891 г. архитекторы Н.В. Никитин,
М.И. Никифоров, Б.Г.Залесский

(Нет голосов)
Дома
Храм Троицы Живоначальной, что на Грязех

Храм Троицы Живоначальной, что на Грязех

ул. Покровка, д. 13

Пока в этом здании опознать храм довольно сложно.

3.1
Дома
Дом Кожсиндиката

Дом Кожсиндиката

Чистопрудный бульвар, д. 12а, с. 1

Архитектором этого здания стал студент школы советского авангарда.

3.75
Дома
Комплекс Храма Троицы Живоначальной в Серебряниках

Комплекс Храма Троицы Живоначальной в Серебряниках

Серебрянический пер., д. 1а, стр. 10

Издалека отлично видна колокольня этого храма, которая словно попала сюда прямо из Санкт-Петербурга.

3.45
Дома
Троицкое подворье

Троицкое подворье

Ильинка ул., д. 5

На подворье останавливались монастырские стряпчие, которые улаживали дела монастыря с вотчинами и крепостями.

3.09
Дома
Доходный дом Дурилина

Доходный дом Дурилина

ул. Большая Ордынка, 13/9

Большой доходный дом А. А. Дурилина был построен в 1906 году по проекту архитектора Владимира Владимировича Шервуда (1867 – 1930). Он построил в Москве много доходных домов, училищных и промышленных зданий, особняков на рубеже XIX – ХХ веков. В. В. Щервуда часто приглашали для перестройки или перепланировки зданий под другое использование.

3.25
Дома
Детский мир

Детский мир

Театральный пр., д. 5, стр.1

"Детский мир" строился как крупнейший в Европе универмаг для детей

3.77