ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Преображенское кладбище

Ул. Преображенский Вал
3.3
На ссудах, выделяемых общиной, поднялись знаменитые московские купеческо-промышленные фамилии: Гучковы, Носовы, Морозовы, Рябушинские, Хлудовы

  • Преображенское кладбище
+ -

Преображенское кладбище – дитя московской чумы 1770-1771 годов. Когда в городе умирало по тысяче человек в день, в народе невольно рождалась мысль, что Бог карает москвичей за грехи и отступничество от веры. Москва была окружена войсковыми кордонами, в пытавшихся спастись от чумы бегством стреляли. И тут по городу пронесся слух, что в Преображенском, возле изб старообрядцев на берегу Хапиловского пруда, стоят чаны с чистой водой. И обратившихся за помощью там принимают, моют, переодевают в чистое, кормят. И старообрядцы ухаживают за больными, как за своими детьми. А на деньги, которые пожертвовал купец Илья Ковылин, в Преображенском строится не то лазарет, не то богадельня. Народ бросился в Преображенское. Илья Ковылин исповедует, причащает, перекрещивает новоприбывших в старообрядческую веру федосеевского толка (в тех самых чанах).

В 1771-м в разгар чумы, правительство вынуждено было обратиться к частным лицам с просьбой содействовать устройству чумных карантинов и кладбищ за московскими заставами. Один из таких пунктов открыла ничем не знаменитая, обосновавшаяся здесь еще в начале XVIII века, федосеевская (федосеевцы – одна из разновидностей «беспоповской» ветви старообрядчества, название происходит от имени основателя, дьячка Феодосия Васильева, жившего в XVII – начале XVIII веков) община за Преображенской заставой – на деньги купцов Ильи Ковылина и Ф.Зенкова.

Число новообращенных, жертвовавших старообрядцам все имущество и капиталы, росло. Наконец, чума отступила. Те, кто не выжил, упокоились на Преображенском кладбище, возникшем за городской чертой. А те, кто уцелел, остались жить в старообрядческом поселке на берегу Хапиловского пруда, который федосеевцы называли Иорданом – в нем совершали они крещения. Фактически Илья Ковылин и его сподвижники использовали кризисную ситуацию в Москве 1771 года для легализации федосеевской общины, создав старообрядческий монастырь под видом богадельни. Так началась история старообрядческого Преображенского кладбища, которое очень быстро превратилось из богадельни в духовный центр раскольников – «церковных диссидентов» императорской России. Здесь происходили всероссийские соборы федосеевского согласия, отсюда распространялись письменные обращения «ко всем христианам».

Власти не раз пытались закрыть кладбище, но преображенцы были начеку. Когда в Москве стало известно, что император Павел I готовит указ об уничтожении Преображенского кладбища, Ковылин, скопивший к тому времени не только огромные средства, но и высокие связи, задобрил московских и петербургских чиновников и отвел угрозу. Император Александр I берет Преображенскую обитель под личное покровительство. В 1808 году на имя царя поступает прошение старообрядцев присвоить общине в Преображенском статус Богадельного дома. Появляется «Устав Богаделенного дома на Преображенском кладбище», по которому старообрядцы Преображенского освобождались от опеки Духовной консистории, сами выбирали попечителей и имели полную автономию во внутренней жизни общины. За каменными стенами с башнями стоят уже десятки построек, в которых живет свыше полутора тысяч человек. Официально в течение 37 лет Преображенское кладбище числились личной собственностью Ильи Ковылина, т.к. законодательство Российской империи не признавало старообрядческих общин.

1812 год, с одной стороны, не принес обители разорения, с другой – принес дурную славу. По Москве ходили толки, что старообрядцы встречали французов хлебом-солью, делали им подношения и даже привели Наполеону буквально золотого тельца – быка с вызолоченными рогами. Утверждали даже, что в Преображенское приезжал к старообрядцам сам Наполеон в сопровождении маршала Мюрата, после чего в монастыре разместили французский отряд для охраны и заодно завезли сюда станки для печатания фальшивых русских ассигнаций. Никаких документальных доказательств «измены», тем не менее, не существует.

При Николае I Богаделенному дому запрещают владеть землями, лугами и фабриками, в 1847 году его подчиняют Совету Императорского человеколюбивого общества. «Гражданским попечителем» Богаделенного дома Николай назначил генерал-адъютанта графа Строганова. Однако Преображенское кладбище все богатеет: дети федосеевцев, не признававших брака в официальной церкви, не считаются законными наследниками, и огромные капиталы, жертвуемые прихожанами, являются собственностью всей старообрядческой общины. На ссудах, выделяемых общиной, поднимаются знаменитые московские купеческо-промышленные фамилии: Гучковы, Носовы, Морозовы, Рябушинские, Хлудовы.

В 1866 году власти фактически отбирают у старообрядцев мужскую половину комплекса Преображенского кладбища, с сотнями древних икон и богослужебных предметов: в ней открывается Никольский единоверческий монастырь.

К началу ХХ века Преображенское кладбище представляет собою своеобразный живой историко-культурный заповедник, где поддерживается не только строгий уклад монашеской жизни, но и старинные традиции, давно утраченные в «обмирщенной» России: крюковое пение, знаменный распев, иконописные мастерские, церковные службы по древнему канону и т.п. Именно здесь Василий Суриков нашел типаж для своей боярыни Морозовой, увековечив старообрядческую начетчицу Анастасию Михайловну.

В 1906 году старообрядцы Преображенского официально оформили свое сообщество как «Преображенскую общину христиан древле-поморского кафолического вероисповедания», уравняв таким образом статус старообрядческой общины и единоверческого монастыря.

После Октябрьской революции Преображенский старообрядческий и Никольский единоверческий монастыри недолго просуществовали нетронутыми. Никольский монастырь был закрыт. В 1919 году в богадельни стали вселять посторонних граждан, а старообрядцев выбрасывать на улицу. В 1920 году было осквернено большинство кладбищенских надгробий. Главные храмы продолжали действовать и впоследствии, но монастырские комплексы и их обитатели многое претерпели. Домовые и надвратные храмы и моленные закрыли в 1930-е годы, коллекции древних икон из них частично передали в музеи, частично распродали за границу. Многих насельников обители репрессировали. В 1934 году НКВД арестовал руководителя федосеевской общины, но тот успел тайно благословить преемника, после чего тот девять лет руководил общиной из подполья.

Художественные сокровища Преображенского кладбища в ХХ веке частично утрачены, частично пополнили коллекции крупнейших музеев. В Третьяковской галерее находятся происходящие из Преображенского иконы «Облачный чин» (XV в.), «Феодор Сикеот и св. Георгий» (рубеж XVI-XVII вв.), «Рождество Николы» (1601 г.), «Богоматерь Владимирская» (рубеж XVI-XVII вв.). Хлудовское книжное собрание попало в Российскую государственную библиотеку.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или
  • Василий Прусаков   25 августа 2017 12:34

    Спасибо за интересную статью! Нужно поправить следующее: предложение: "Илья Ковылин исповедует, причащает, перекрещивает новоприбывших в старообрядческую веру". У федосеевцев нет причастия, поэтому "причащать" Илья Ковылин никого не мог.

Интересное рядом

Памятники
Царство мельника Хапило

Царство мельника Хапило

ул.Преображенский вал, д.26

Где еще можно встретить пса, играющего на скрипке?

3.1
Памятники
Гвардейцам Преображенского полка

Гвардейцам Преображенского полка

Преображенская пл. (сквер)

(Нет голосов)
Памятники
Памятник-склеп семьи Гучковых

Памятник-склеп семьи Гучковых

Преображенское кладбище

В 2018 году в ходе реставрации выяснилось, что часовня поставлена не над могилой купца-старообрядца Федора Гучкова.

(Нет голосов)
Памятники
Участникам Великой Отечественной войны

Участникам Великой Отечественной войны

Вельяминовская ул., д. 32

(Нет голосов)
Памятники
Памяти павших под Кронштадтом командиров и курсантов 2-й пехотной московской школы, 4–18 марта 1921 г.

Памяти павших под Кронштадтом командиров и курсантов 2-й пехотной московской школы, 4–18 марта 1921 г.

Преображенский Вал ул.

(Нет голосов)
Памятники
Работникам завода «Вымпел», участникам Великой Отечественной войны

Работникам завода «Вымпел», участникам Великой Отечественной войны

Вельяминовская ул., д. 34

(Нет голосов)
Памятники
Первый русский гвардеец Преображенского полка Бухвостов С. Л.

Первый русский гвардеец Преображенского полка Бухвостов С. Л.

Преображенская пл. (сквер)

(Нет голосов)
Памятники
Русскому гвардейцу Семеновского полка

Русскому гвардейцу Семеновского полка

Семеновская пл. (сквер)

3.3
Дома
Жилой дом Г.В.Сагалаева

Жилой дом Г.В.Сагалаева

Зельев пер., д. 6

Недалеко от метро «Преображенская площадь» в глубине Зельева переулка среди типовых советских многоквартирных домов спрятался одноэтажный кирпичный домик 1900 года постройки.

3.2
Дома
Преображенская больница

Преображенская больница

ул. Преображенский вал, д. 19

Гармония технологичности, красоты и вписанности в городскую среду.

3.74
Дома
Жилой поселок «Преображенское»

Жилой поселок «Преображенское»

Преображенский Вал ул., д. 24, корп. 1, 3, 4, 5, 6

Конструктивистский жилой поселок «Преображенское» представляет собой яркий образец комплекса жилой застройки периода авангарда, и его можно считать одной из достопримечательностей района

3.3
Музеи
Творческое пространство фотоLофт.москва

Творческое пространство фотоLофт.москва

ФотоLофт.москва – это Институт фотографии, выставочная галерея, лекционные залы, фотостудии, фотолаборатория, фотобиблиотека, фотолавка – все это 258 кв.м. творческого пространства для реализации авторских проектов в области фотографии.

Творческое пространство фотоLофт.москва идеально подходит для комплексных занятий и образования в области фотографии. Наличие в одном месте фотобиблиотеки, фотолаборатории, студий, лекционного зала и галереи выгодно нас отличают от других площадок. Широкий спектр мероприятий – от разовой лекции до годовой программы, а регулярные открытые Портфолио-ревю фотографий – фирменная особенность нашей площадки.

(Нет голосов)