ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Рождественский монастырь

3.38
Здесь была насильно пострижена под именем София супруга великого князя Московского Василия III.

  • Рождественский монастырь
+ -

В день Рождества Богородицы в 1380 году произошла битва на Куликовом поле – с тех пор этот праздник приобрел особое значение на Руси. Поэтому логично, что всего через несколько лет после сражения монастырь в честь Рождества Богородицы появился в Москве.

Обитель была заложена в 1386 году княгиней Марией Кестутьевной – супругой князя Андрея Серпуховского и матерью князя Владимира Храброго, участвовавшим в битве на Куликовом поле. Впоследствии основательница монастыря здесь же постриглась в монахини под именем Марфы и была погребена на монастырском кладбище в 1389 году. Из-за близости к Неглинной и ее трубе в стене Белого города монастырь часто именовался «на Трубе». Поначалу деревянный, с начала XVI века он начинает отстраиваться в камне. Переделки продолжаются вплоть до революции – в результате сегодня монастырский ансамбль сочетает в себе очень разновременные постройки, от XVI до ХХ века.

Самым древним зданием является собор Рождества Богородицы, центральная часть которого представляет собой четырехстолпный крестовокупольный храм, увенчанный одной главой на вытянутом барабане с кокошниками. Он выстроен в 1501–1505 годах и в дальнейшем обстроен крытой галереей с двумя приделами, ризницей и усыпальницей князей Лобановых-Ростовских. Западная сторона галереи создана в начале ХХ века архитектором Ф.О. Шехтелем в русском стиле. Ранее над правой апсидой собора существовала шатровая колокольня, но в 1835 году она была разрушена ударом молнии. Вместо нее в 1835–1836 годах на средства С.И. Штерич над западными воротами построена новая четырехъярусная колокольня со шпилеобразным завершением и небольшим храмом во втором ярусе во имя Евгения Херсонского – в память рано умершего сына храмоздательницы. Теплая монастырская церковь во имя Иоанна Златоуста, известна с 1626 года, но существующее здание построено в 1676–1687 годах на средства княгини Ф.И. Лобановой-Ростовской: это небольшой пятиглавый храм с кокошниками в основаниях глав. Галерея, окружающая храм, создана в XIX веке. Наконец, в 1904–1906 году у северной стены монастыря, выходящей на Рождественский бульвар, по проекту архитектора П.А. Виноградова построено обширное здание в псевдорусском стиле для трапезной с келиями, церковно-приходской школой и пятиглавой церковью Казанской иконы Божией Матери. Также сохранились монастырские стены XVII века, впоследствии перелицованные.

В 1525 году в Рождественском монастыре была насильно пострижена под именем София супруга великого князя Московского Василия III – Соломония Сабурова. Она прожила в обители несколько лет, после чего была переведена в Суздаль, в Покровский монастырь.

В 1920-х годах монастырь оказался закрыт, богослужения в нем прекратились, а все его здания заняты под жилье и конторы. В 1989 году ансамбль был передан Московскому Архитектурному институту, но уже через три года начался процесс перехода его к православной общине. С 1993 года здесь снова существует монастырь, в течение многих лет проводится реставрация, результатом которой уже стало возрождение не только собора, но и Казанской и Иоанновской церквей.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Территории
Улица Петровка

Улица Петровка

В 1920-1940-е годы улица лишилась целого ряда выдающихся построек.

(Нет голосов)
Дома
Доходный дом в Армянском переулке

Доходный дом в Армянском переулке

Армянский пер., д. 1/8, стр. 1

В 1908-11 годах одну из квартир в доме снимал известный философ Николай Александрович Бердяев.

3.22
Дома
Усадьба Г.А. Кирьякова

Усадьба Г.А. Кирьякова

Ул. Петровка, д. 23/10, стр. 7

В августе 1892 года здесь открылась первая в Москве зубоврачебная школа.

5
Маршруты
«Тургеневу — 200. Шесть мест столицы, связанных с писателем»

«Тургеневу — 200. Шесть мест столицы, связанных с писателем»

9 ноября исполнилось 200 лет со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева. Мосгортур рассказывает о шести местах, куда стоит заглянуть поклонникам творчества великого русского писателя.

3.35
Дома
Колокольня Высоко-Петровского монастыря

Колокольня Высоко-Петровского монастыря

Петровка ул., д. 28, стр. 3

Колокольня Высоко-Петровского монастыря – образец нарышкинского барокко.

(Нет голосов)
Памятники
Первому в России морскому учебному заведению — Сухаревской навигационной школе

Первому в России морскому учебному заведению — Сухаревской навигационной школе

Б. Сухаревская пл., д. 2

Установлен в 1996 г. в ознаменование 300-летия российского флота

(Нет голосов)
Дома
Тургеневская библиотека

Тургеневская библиотека

Бобров пер., д. 6, стр. 1

Пространство этого дома удивительно и подобно лабиринту. Убедиться в этом может каждый горожанин.

3.61
Дома
Манежная площадь

Манежная площадь

Почти полвека площадь служила парковкой для автобусов.

3.17
Дома
Доходный дом Живаго

Доходный дом Живаго

Ул. Большая Дмитровка, д.12/1

Так бывает нечасто, но дом 12 по улице Большая Дмитровка находился во владении у одной семьи на протяжении ста лет.

3.56
Дома
МУЖВЗ 66

МУЖВЗ 66

Мясницкая ул., д. 21, стр. 8

Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) – одно из лучших художественных учебных заведений дореволюционной России, кузница кадров самых известных   московских художников и архитекторов.

(Нет голосов)
Музеи
Московский музей народной графики

Московский музей народной графики

Предысторией основания Московского музея народной графики было создание Мастерской народной графики «Советский лубок». Инициатором ее создания в 1982 г., в Москве, и руководителем стал художник-график, монументалист, выпускник Московского полиграфического института, ученик  А. Д. Гончарова, член Союза художников СССР, а затем СХ РФ с 1967г.,  Виктор Петрович Пензин.  Именно Мастерская стала основной базовой платформой, на «фундаменте» которой и переданной Пензиным В.П.  личной коллекции графических произведений, а также работ художников – членов Мастерской, в 1989 г. в Москве, был образован первый и единственный в России Музей народной графики. В.П. Пензин был назначен его директором.  Долгожданное торжественное открытие музея состоялось лишь три года спустя, 22 мая 1992 года, в день Св. Николая, в здании дома № 10 по переулку Малый Головин, что близ Сретенки.    
Му­зей расположен в историческом месте Москвы, и месторасположение музея неслучайно. Музей является хранителем истории названия улиц города, связанных с производством и реализацией этого вида народного искусства.
Это Печатников переулок - Печатная слобода, где жили не только печатники, но и резчики лубочных картинок. Бытование этого ремесла дало название одной из центральных улиц Москвы – Лубянке, а также соседней с ней площади. Церковь «Успения Богородицы в Печатниках», построенная на средства от продажи лубков, сохранила название производства, как и церковь «Св. Живоначальная Троица в Листах», на ограде которой еще в XVIII – XIX вв., вывешивались для продажи народные лубки.
Это и Сухаревская площадь, где располагался знаменитый рынок, куда возами привозили лубки продавать.  
Музей уникален: он специализируется на сборе народных графических произведений, а также предпринимает попытки сохранения и актуализации нематериального культурного наследия; является хранителем более чем четырехвековой истории жанра народного искусства – русского лубка и продолжателем традиций, быта, ремесел русского народа; способствует возрождению народных промыслов -  а потому занимает особое место в музейном мире Москвы.  
Лубок - русская народная картинка – художественный, печатный и полиграфический вид искусства, который появился в середине XVI века одновременно с книгой первопечатника Ивана Федорова «Апостол», 1564 г. Ставший традиционной формой народных гравюр, лубок возник как кар­тинка-азбука, картинка-рассказ. Рассказ в картинках с пояснительным тек­стом характерен для многих стран Востока и Запада. Но именно в славянских странах он завоевал народные симпатии, развился и утвердился как традицион­ный вид искусства и в этом качестве вышел на международную арену.  На протяжении веков лубок, напутствовал, разъяснял, высмеивал людские пороки. Картинки служили народу и своеобразной энциклопедией, и газетой, и сатирическим листком, и книгой, и забавой, неизменно вызывая в зрителях здоровый и добродушный смех. ММНГ ведет активную собирательную, культурно-просветительную, экспозиционную, выставочную деятельность, как в залах музея, так и по регионам страны.  За годы своего существования Музей провел около 600 выставок, среди них 33 – в зарубежных странах: (Австралия, Мексика, Эквадор, Перу, Колумбия, Тунис, Англия, Италия, Болгария, Югославия, Испа­ния, Франция и др.) Лубок является объединяющим видом искусства сла­вянских народов, которых роднит совместная история, быт, обряды, фольклор, обычаи, языковая близость. Музей принимает деятельное участие в славянском движении, способствуя сплочению братских народов России, Беларуси и Украины (Международная выставка, г. Белгород, 2002 г). В Музее народной графики работает детская художественная школа «Яркие краски лубка – XXI век». Проводится регулярно интерактивный мастер-класс «Сударушка» для дошкольного и школьного возраста, где дети рисуют, печатают и раскрашивают луб­ки, играют, поют. Музей по приглашению других городов и стран выезжает со своими экспонатами. В частности, им была организована экспозиция на Международной выставке «Искусство в действии» в Оксфорде (Англия, 1997 г.); на международном фестиваля искусств, в Монпелье (Франция, 2001 г.); выставка религиозного лубка в городах: Веллетри, Сачиле, Феррара (Италия, 1993-1995 гг.); на 10-м Международном фестивале фольклора в Испании, в 1989 г., (12 городов Галисии) и мн. др. Дни культуры Москвы в Югославии (Белград, 1997 г.) и Кабардино-Балкарии (Нальчик, 1996 г). Музей народной графики включен в двухтомное издание «Музеи мира», который опубликован в Лейпциге (Германия), где среди 33-х тысяч музеев мира из 195 стран, он числится за номером 16000797.  16 апреля 2003 г. Музей, распоряжением Правительства Москвы, получил статус Московского государственного музея народной графики.

Русский лубок
 В 1627 г. лубок дебютировал в Киеве как религиозный. Белорусский мастер Василий Корень с 1678 года, поселившись в Мещанской слободе в Москве, создал 36 листов рассказа о сотворении мира, получившего название "Библия для бедных" (1692-1696). "Бедными" именовались те, кто не умел читать и писать. Тематика лубка расширялась, становилась не только религиоз­ной, но и светской. Мастера лубка обратились к героям русского эпоса, к ры­царским романам, истории, повседневной жизни. Доступным языком, живо и остроумно, лубок изображал сцены городской и деревенской жизни, праздники, давал образцы народного фольклора, притчи, сообщал курьезы. Будущий прототип современных СМИ, он обращался и к политике, прибегал к сатирическим аллегориям. При этом высмеивались и некоторые коронованные особы, в том числе сам Петр I, вводивший на Руси западные обычаи ("Как мыши кота хоронили"). Лубок является объединяющим видом искусства сла­вянских народов, которых роднит совместная история, быт, обряды, фольклор, обычаи, языковая близость.  

Краткое описание коллекции музея  
Музей народной графики собирает, хранит, изучает и популяризирует очень важные свидетельства человеческой памяти, обладающие всеми свойствами музейного предмета в превосходной степени. Коллекция Музея народной графики насчитывает 1 144 музейных предмета. Начало фондовой коллекции музея положили предметы музейного значения, подаренные музею его основателем В.П. Пензиным и художниками, членами Мастерской народной графики, все наработки которой под руководством В.П. Пензина и легли в основу создания Музея народной графики.  
Коллекции музея складывались с 80-х гг. XX в. в результате целенаправленной собирательской и творческой деятельности В. П. Пензина, а также творческих усилий многих художников, членов Мастерской народной графики, насчитывающей более 120 имен современных художников со всего бывшего СССР. Были восстановлены канонические печатные формы по 120 различным лубочным сюжетам: 36 листов «Библии для бедных» Василия Кореня, духовный лубок, сатирический лубок, исторический лубок, бытовой, песенный лубок и др., отпечатанные в соответствии с традициями мастеров XVIII века. Воссозданный альбом «Библия для бедных» Василия Кореня, ранние гравюры XVII-XVIII вв., Литографский лубок XIX в, реконструированные лубки XVII-XVIII вв. различной тематики и современные гравюры авторов – членов Мастерской народной графики включены в коллекцию графики музея. Музей посвящен народной графике, что является основой его коллекции, однако в фонде Музея присутствует не только лубок, но  и оригинальная графика (рисунки), и эстампная графика.   Музей обладает коллекцией современного лубка на антиалкогольную тему. В свое время, в 1989 году творческим коллективом «Мастерской народной графики» была создана выставка «Всем миром против пьянства», которая была ответом на указанное постановление ЦК КПСС. Небольшая часть произведений хранится в запасниках и экспонировалась, это коллекция работ, посвященных семье русского царя Николая II – династии Романовых. Генеалогии Рюриковичей посвящен календарь, изданный Музеем на основе лубочного раритета – «Великие князья и цари российские», изд. 1870г.

(Нет голосов)
Маршруты
Новогодняя прогулка по Москве

Новогодняя прогулка по Москве

Новогодний маршрут по центру от редакции «Узнай Москву»

3.58