ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Рождественский монастырь

3.48
Здесь была насильно пострижена под именем София супруга великого князя Московского Василия III.

  • Рождественский монастырь
+ -

В день Рождества Богородицы в 1380 году произошла битва на Куликовом поле – с тех пор этот праздник приобрел особое значение на Руси. Поэтому логично, что всего через несколько лет после сражения монастырь в честь Рождества Богородицы появился в Москве.

Обитель была заложена в 1386 году княгиней Марией Кестутьевной – супругой князя Андрея Серпуховского и матерью князя Владимира Храброго, участвовавшим в битве на Куликовом поле. Впоследствии основательница монастыря здесь же постриглась в монахини под именем Марфы и была погребена на монастырском кладбище в 1389 году. Из-за близости к Неглинной и ее трубе в стене Белого города монастырь часто именовался «на Трубе». Поначалу деревянный, с начала XVI века он начинает отстраиваться в камне. Переделки продолжаются вплоть до революции – в результате сегодня монастырский ансамбль сочетает в себе очень разновременные постройки, от XVI до ХХ века.

Самым древним зданием является собор Рождества Богородицы, центральная часть которого представляет собой четырехстолпный крестовокупольный храм, увенчанный одной главой на вытянутом барабане с кокошниками. Он выстроен в 1501–1505 годах и в дальнейшем обстроен крытой галереей с двумя приделами, ризницей и усыпальницей князей Лобановых-Ростовских. Западная сторона галереи создана в начале ХХ века архитектором Ф.О.Шехтелем в русском стиле. Ранее над правой апсидой собора существовала шатровая колокольня, но в 1835 году она была разрушена ударом молнии. Вместо нее в 1835–1836 годах на средства С.И.Штерич над западными воротами построена новая четырехъярусная колокольня со шпилеобразным завершением и небольшим храмом во втором ярусе во имя Евгения Херсонского – в память рано умершего сына храмоздательницы. Теплая монастырская церковь во имя Иоанна Златоуста известна с 1626 года, но существующее здание построено в 1676–1687 годах на средства княгини Ф.И.Лобановой-Ростовской: это небольшой пятиглавый храм с кокошниками в основаниях глав. Галерея, окружающая храм, создана в XIX веке. Наконец, в 1904–1906 году у северной стены монастыря, выходящей на Рождественский бульвар, по проекту архитектора П.А.Виноградова построено обширное здание в псевдорусском стиле для трапезной с келиями, церковно-приходской школой и пятиглавой церковью Казанской иконы Божией Матери. Также сохранились монастырские стены XVII века, впоследствии перелицованные.

В 1525 году в Рождественском монастыре была насильно пострижена под именем София супруга великого князя Московского Василия III – Соломония Сабурова. Она прожила в обители несколько лет, после чего была переведена в Суздаль, в Покровский монастырь.

В 1920-х годах монастырь оказался закрыт, богослужения в нем прекратились, а все его здания заняты под жилье и конторы. В 1989 году ансамбль был передан Московскому Архитектурному институту, но уже через три года начался процесс перехода его к православной общине. С 1993 года здесь снова существует монастырь, в течение многих лет проводится реставрация, результатом которой уже стало возрождение не только собора, но и Казанской и Иоанновской церквей.

К концу 2018 г. фасады двух старинных храмов и княжеской усыпальницы были отреставрированы. Работы на улице Рождественке (дом 20/8, строения 14, 15 и 17) велись с 2017 года под контролем специалистов Мосгорнаследия. Храмы имеют статус объектов культурного наследия федерального значения, склеп — регионального значения.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Маршруты
Новогодняя прогулка по Москве

Новогодняя прогулка по Москве

Новогодний маршрут по центру от редакции «Узнай Москву»

3.58
Маршруты
«Тургеневу — 200. Шесть мест столицы, связанных с писателем»

«Тургеневу — 200. Шесть мест столицы, связанных с писателем»

9 ноября исполнилось 200 лет со дня рождения Ивана Сергеевича Тургенева. Мосгортур рассказывает о шести местах, куда стоит заглянуть поклонникам творчества великого русского писателя.

3.35
Дома
Тургеневская библиотека

Тургеневская библиотека

Бобров пер., д. 6, стр. 1

Пространство этого дома удивительно и подобно лабиринту. Убедиться в этом может каждый горожанин.

3.68
Дома
Усадьба Г.А. Кирьякова

Усадьба Г.А. Кирьякова

Ул. Петровка, д. 23/10, стр. 7

В августе 1892 года здесь открылась первая в Москве зубоврачебная школа.

5
Памятники
Первому в России морскому учебному заведению — Сухаревской навигационной школе

Первому в России морскому учебному заведению — Сухаревской навигационной школе

Б. Сухаревская пл., д. 2

Установлен в 1996 г. в ознаменование 300-летия российского флота

(Нет голосов)
Дома
МУЖВЗ 66

МУЖВЗ 66

Мясницкая ул., д. 21, стр. 8

Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) – одно из лучших художественных учебных заведений дореволюционной России, кузница кадров самых известных   московских художников и архитекторов.

(Нет голосов)
Дома
Колокольня Высоко-Петровского монастыря

Колокольня Высоко-Петровского монастыря

Петровка ул., д. 28, стр. 3

Колокольня Высоко-Петровского монастыря – образец нарышкинского барокко.

(Нет голосов)
Музеи
Московский музей народной графики

Московский музей народной графики

Предысторией основания Московского музея народной графики было создание Мастерской народной графики «Советский лубок». Инициатором ее создания в 1982 г., в Москве, и руководителем стал художник-график, монументалист, выпускник Московского полиграфического института, ученик  А. Д. Гончарова, член Союза художников СССР, а затем СХ РФ с 1967г.,  Виктор Петрович Пензин.  Именно Мастерская стала основной базовой платформой, на «фундаменте» которой и переданной Пензиным В.П.  личной коллекции графических произведений, а также работ художников – членов Мастерской, в 1989 г. в Москве, был образован первый и единственный в России Музей народной графики. В.П. Пензин был назначен его директором.  Долгожданное торжественное открытие музея состоялось лишь три года спустя, 22 мая 1992 года, в день Св. Николая, в здании дома № 10 по переулку Малый Головин, что близ Сретенки.    
Му­зей расположен в историческом месте Москвы, и месторасположение музея неслучайно. Музей является хранителем истории названия улиц города, связанных с производством и реализацией этого вида народного искусства.
Это Печатников переулок - Печатная слобода, где жили не только печатники, но и резчики лубочных картинок. Бытование этого ремесла дало название одной из центральных улиц Москвы – Лубянке, а также соседней с ней площади. Церковь «Успения Богородицы в Печатниках», построенная на средства от продажи лубков, сохранила название производства, как и церковь «Св. Живоначальная Троица в Листах», на ограде которой еще в XVIII – XIX вв., вывешивались для продажи народные лубки.
Это и Сухаревская площадь, где располагался знаменитый рынок, куда возами привозили лубки продавать.  
Музей уникален: он специализируется на сборе народных графических произведений, а также предпринимает попытки сохранения и актуализации нематериального культурного наследия; является хранителем более чем четырехвековой истории жанра народного искусства – русского лубка и продолжателем традиций, быта, ремесел русского народа; способствует возрождению народных промыслов -  а потому занимает особое место в музейном мире Москвы.  
Лубок - русская народная картинка – художественный, печатный и полиграфический вид искусства, который появился в середине XVI века одновременно с книгой первопечатника Ивана Федорова «Апостол», 1564 г. Ставший традиционной формой народных гравюр, лубок возник как кар­тинка-азбука, картинка-рассказ. Рассказ в картинках с пояснительным тек­стом характерен для многих стран Востока и Запада. Но именно в славянских странах он завоевал народные симпатии, развился и утвердился как традицион­ный вид искусства и в этом качестве вышел на международную арену.  На протяжении веков лубок, напутствовал, разъяснял, высмеивал людские пороки. Картинки служили народу и своеобразной энциклопедией, и газетой, и сатирическим листком, и книгой, и забавой, неизменно вызывая в зрителях здоровый и добродушный смех. ММНГ ведет активную собирательную, культурно-просветительную, экспозиционную, выставочную деятельность, как в залах музея, так и по регионам страны.  За годы своего существования Музей провел около 600 выставок, среди них 33 – в зарубежных странах: (Австралия, Мексика, Эквадор, Перу, Колумбия, Тунис, Англия, Италия, Болгария, Югославия, Испа­ния, Франция и др.) Лубок является объединяющим видом искусства сла­вянских народов, которых роднит совместная история, быт, обряды, фольклор, обычаи, языковая близость. Музей принимает деятельное участие в славянском движении, способствуя сплочению братских народов России, Беларуси и Украины (Международная выставка, г. Белгород, 2002 г). В Музее народной графики работает детская художественная школа «Яркие краски лубка – XXI век». Проводится регулярно интерактивный мастер-класс «Сударушка» для дошкольного и школьного возраста, где дети рисуют, печатают и раскрашивают луб­ки, играют, поют. Музей по приглашению других городов и стран выезжает со своими экспонатами. В частности, им была организована экспозиция на Международной выставке «Искусство в действии» в Оксфорде (Англия, 1997 г.); на международном фестиваля искусств, в Монпелье (Франция, 2001 г.); выставка религиозного лубка в городах: Веллетри, Сачиле, Феррара (Италия, 1993-1995 гг.); на 10-м Международном фестивале фольклора в Испании, в 1989 г., (12 городов Галисии) и мн. др. Дни культуры Москвы в Югославии (Белград, 1997 г.) и Кабардино-Балкарии (Нальчик, 1996 г). Музей народной графики включен в двухтомное издание «Музеи мира», который опубликован в Лейпциге (Германия), где среди 33-х тысяч музеев мира из 195 стран, он числится за номером 16000797.  16 апреля 2003 г. Музей, распоряжением Правительства Москвы, получил статус Московского государственного музея народной графики.

Русский лубок
 В 1627 г. лубок дебютировал в Киеве как религиозный. Белорусский мастер Василий Корень с 1678 года, поселившись в Мещанской слободе в Москве, создал 36 листов рассказа о сотворении мира, получившего название "Библия для бедных" (1692-1696). "Бедными" именовались те, кто не умел читать и писать. Тематика лубка расширялась, становилась не только религиоз­ной, но и светской. Мастера лубка обратились к героям русского эпоса, к ры­царским романам, истории, повседневной жизни. Доступным языком, живо и остроумно, лубок изображал сцены городской и деревенской жизни, праздники, давал образцы народного фольклора, притчи, сообщал курьезы. Будущий прототип современных СМИ, он обращался и к политике, прибегал к сатирическим аллегориям. При этом высмеивались и некоторые коронованные особы, в том числе сам Петр I, вводивший на Руси западные обычаи ("Как мыши кота хоронили"). Лубок является объединяющим видом искусства сла­вянских народов, которых роднит совместная история, быт, обряды, фольклор, обычаи, языковая близость.  

Краткое описание коллекции музея  
Музей народной графики собирает, хранит, изучает и популяризирует очень важные свидетельства человеческой памяти, обладающие всеми свойствами музейного предмета в превосходной степени. Коллекция Музея народной графики насчитывает 1 144 музейных предмета. Начало фондовой коллекции музея положили предметы музейного значения, подаренные музею его основателем В.П. Пензиным и художниками, членами Мастерской народной графики, все наработки которой под руководством В.П. Пензина и легли в основу создания Музея народной графики.  
Коллекции музея складывались с 80-х гг. XX в. в результате целенаправленной собирательской и творческой деятельности В. П. Пензина, а также творческих усилий многих художников, членов Мастерской народной графики, насчитывающей более 120 имен современных художников со всего бывшего СССР. Были восстановлены канонические печатные формы по 120 различным лубочным сюжетам: 36 листов «Библии для бедных» Василия Кореня, духовный лубок, сатирический лубок, исторический лубок, бытовой, песенный лубок и др., отпечатанные в соответствии с традициями мастеров XVIII века. Воссозданный альбом «Библия для бедных» Василия Кореня, ранние гравюры XVII-XVIII вв., Литографский лубок XIX в, реконструированные лубки XVII-XVIII вв. различной тематики и современные гравюры авторов – членов Мастерской народной графики включены в коллекцию графики музея. Музей посвящен народной графике, что является основой его коллекции, однако в фонде Музея присутствует не только лубок, но  и оригинальная графика (рисунки), и эстампная графика.   Музей обладает коллекцией современного лубка на антиалкогольную тему. В свое время, в 1989 году творческим коллективом «Мастерской народной графики» была создана выставка «Всем миром против пьянства», которая была ответом на указанное постановление ЦК КПСС. Небольшая часть произведений хранится в запасниках и экспонировалась, это коллекция работ, посвященных семье русского царя Николая II – династии Романовых. Генеалогии Рюриковичей посвящен календарь, изданный Музеем на основе лубочного раритета – «Великие князья и цари российские», изд. 1870г.

(Нет голосов)
Дома
Доходный дом в Армянском переулке

Доходный дом в Армянском переулке

Армянский пер., д. 1/8, стр. 1

В 1908-11 годах одну из квартир в доме снимал известный философ Николай Александрович Бердяев.

3.43
Дома
Доходный дом Живаго

Доходный дом Живаго

Ул. Большая Дмитровка, д.12/1

Так бывает нечасто, но дом 12 по улице Большая Дмитровка находился во владении у одной семьи на протяжении ста лет.

3.56
Дома
Сквер Майи Плисецкой

Сквер Майи Плисецкой

ул. Большая Дмитровка, 14

Сквер, названный именем выдающейся балерины Майи Плисецкой, находится на месте старинного особняка, который был снесен в 2005 году.

(Нет голосов)
Дома
Манежная площадь

Манежная площадь

Почти полвека площадь служила парковкой для автобусов.

3.17