ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Церковь Московской общины старообрядцев-поморцев

Токмаков пер., 17, стр. 4
3.64
«Появилась возможность дать новое, исходя из хорошего старого русского народного искусства»…
+ -

В Токмаковом переулке находится один из самых оригинальных по своей архитектуре старообрядческих храмов Москвы – храм Воскресения Христова и Покрова Пресвятой Богородицы. Он был построен в 1907-1908 годах для Второй московской общины поморского законобрачного согласия.

На протяжении долгих веков старообрядцы подвергались преследованиям, им нельзя было строить свои церковные здания, открывать школы; государство и официальная православная церковь относилась к ним с недоверием. Ситуация стала меняться в лучшую сторону лишь после революционных событий 1905-1906 годов и появления Высочайшего указа императора Николая II «Об укреплении начал веротерпимости». В частности, старообрядцам было разрешено строить свои церкви – в результате за десять с небольшим лет (до 1917 года) в Москве и по всей России было построено огромное количество новых старообрядческих храмов.

Церковь в Токмаковом переулке построена по проекту известного архитектора Ильи Евграфовича Бондаренко, который много работал по заказу старообрядческих общин. Бондаренко был одним из провозвестников неорусского стиля, ставшего столь популярным в начале ХХ века, и в своих работах обращался в первую очередь к наследию древнерусского искусства. Не стала исключением и церковь в Токмаковом переулке. Архитектор так писал об этом: «Предо мною развернулось широкое поле деятельности, на котором я мог проверить свои силы. Появилась возможность дать новое, исходя из хорошего старого русского народного искусства. Я вспомнил наш Север… Погруженный в мир национального старого народного творчества, выискивая из музейных коллекций и из своих впечатлений образы, я спешил с работой.».

Воскресенско-Покровский храм, освященный летом 1908 года, был построен по типу древних новгородских и псковских церквей XVI века с элементами поморской архитектуры. Но те приемы, что характерны для древнерусского зодчества, были переосмыслены архитектором по-новому, это была не стилизация, не копирование памятников прошлого, а новое направление в архитектуре, воплотившее все, что было накоплено искусством к началу ХХ века. Спроектированный Бондаренко храм был двухэтажным, с большой моленной и комнатами для собраний общины. Одной из достопримечательностей храма была звонница, покрытая изразцовой черепицей, ее фасад был украшен майоликовым панно с изображением ангелов, держащих икону Воскресения (эта икона – копия с чудотворного образа, располагавшегося над Спасскими воротами Кремля). Майоликовой плиткой были оформлены и боковые фасады церкви, а окна были украшены разноцветными витражами. Внутри храма помещалось множество старинных икон, некоторые из которых относились к XVI-XVII векам.

Храм в Токмаковом переулке стал общероссийским центром поморцев, приемлющих брак. Это были приверженцы одного из течений старообрядчества, которые «священства не приемли», поскольку считали, что истинное священство прекратилось со смертью тех, кто был рукоположен еще в старые, дониконовские времена (т.е. до церковного раскола). Такие старообрядцы стали жить вообще без священников, отчего и получили название «беспоповцы». Из церковных таинств приверженцы этого учения сохранили крещение и исповедь. Отдельные функции священников у беспоповцев выполняли миряне. Поморским согласием называется одно из самых многочисленных беспоповских обществ, возникшее в конце XVII века – это те старообрядцы, кто считает, что таинство брака также могут совершать миряне (потому их еще зовут беспоповцами-брачниками).

После прихода к власти большевиков храм продолжал действовать вплоть до 1930 года, когда был закрыт. Ценные иконы и утварь были переданы в музеи, а в самом церковном здании размещался сначала театр, потом швейный цех и штемпельная фабрика. Храм был возвращен верующим только в начале 1990-х годов. Сейчас здесь ведутся реставрационные работы.


Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Фанагорийские казармы (Почтовый двор)

Фанагорийские казармы (Почтовый двор)

Бригадирский пер., д. 13,

Щиты, доспехи и боевые топоры - как элементы украшения.

3.52
Дома
Городская усадьба XVIII-XIX вв с флигелем ХХ в

Городская усадьба XVIII-XIX вв с флигелем ХХ в

Старая Басманная, д. 19

Усадьба под номером 19 относится к XVIII веку, она вытянута вглубь владения, на улицу выходит только небольшой кусок фасада и флигель, пристроенный справа.

3.4
Дома
Усадьба Карабановых

Усадьба Карабановых

ул. Бауманская, д. 38

Этот дом вошел в список лучших частных домов Москвы.

3
Дома
Станция метро «Бауманская»

Станция метро «Бауманская»

Бауманская ул.

Дата открытия: 18.01.1944
Открыта в составе третьей очереди строительства Московского метрополитена.
Проектное название: Разгуляй, Спартаковская
Проект переименования: Елохово (1992)

3.27
Дома
Церковь Никиты Мученика

Церковь Никиты Мученика

Старая Басманная ул., д. 16/1

Храм построен в середине XVIII века в стиле "елизаветинского барокко", его приход считается местом рождения св. Василия Блаженного.

3.48
Дома
Городская усадьба Ф.Е.Сычева - Калининых 2-я пол. XIX в. - нач. XX в., архитектор П.В.Харко - Главный дом

Городская усадьба Ф.Е.Сычева - Калининых 2-я пол. XIX в. - нач. XX в., архитектор П.В.Харко - Главный дом

Бакунинская ул., дом 6

Дом богатых купцов Калининых – прекрасный образец городской усадьбы, выполненный в стиле модерн. В начале XX века был объединен в единый ансамбль с  особняком Рахмановых  (Бакунинская ул. дом 2-4). В настоящее время используется в качестве гостиницы.

3.3
Дома
Городская усадьба Е.Г. Левашевой

Городская усадьба Е.Г. Левашевой

Басманная Новая ул., д.20 стр. 3

Именно в этом доме в 1836 году писатель Петр Чаадаев узнал о том, что он официально объявлен сумасшедшим.

3.44
Музеи
Арт-галерея VSunio

Арт-галерея VSunio

Галерея VSunio основана в 2014 году. В начале своего пути, имея лишь офис в Париже, галерея создавала художественные проекты на чужих площадках (выставка «Эмоции» в Музее современной истории России в 2014 году) и участвовала в международных арт-ярмарках (ArtParisArtFair 2014–2015, ArtStageSingapore 2016). Галерея сотрудничает с художниками, скульпторами и дизайнерами из разных стран, работающими в совершенно различных и порой абсолютно непохожих друг на друга стилях.

Коллектив галереи состоит только из профессиональных искусствоведов, архитекторов, дизайнеров, художников и менеджеров. Эта сплоченная команда придумала и воплотила в реальность новую площадку в московском бизнес-квартале «Арма» для создания самых смелых и неординарных творческих проектов.

(Нет голосов)
Дома
Демидовский дворец

Демидовский дворец

Гороховский пер., д.4

Близ улицы, названной именем Матвея Казакова, стоит дом его постройки, шедевр русского классицизма

3.28
Дома
Мемориальный музей Н.Е. Жуковского

Мемориальный музей Н.Е. Жуковского

Ул. Радио, д. 17, стр. 5

Этот особняк стал первым зданием Центрального аэрогидродинамического института.

3.44
Дома
Усадьба Шибаевых

Усадьба Шибаевых

Новая Басманная д., 23ас1

Дом известен с XVIII века, в XIX принадлежал Марфе Кротковой, владелице села Молоди, известного места ратной славы Древней Руси, потом перешел к купцам Шибаевым, старообрядцам.

3.7
Памятники
Памятник Н. Е. Жуковскому

Памятник Н. Е. Жуковскому

Радио ул., д. 17 (у музея им. Н. Е. Жуковского)

Николай Егорович Жуковский (1847—1921) — русский механик, создатель аэродинамики как науки.

(Нет голосов)