ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Замоскворецкой старообрядческой общины

(Нет голосов)
Храм имеет очень интересную ограду, характерную для более раннего периода псевдорусского стиля.
+ -

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Замоскворецкой старообрядческой общины была построена в 1908-1910 гг. по проекту архитектора Владимира Павловича Десятова в «ново-византийском» стиле с элементами древнерусской архитектуры.
Среди множества московских храмов, издревле украшающих столицу, встречаются здания несколько необычной архитектуры. Внешне они вроде бы имеют хорошо узнаваемые черты древнерусской архитектуры (шлемовидные или луковичные купола, аркатурные пояса и поребрики), но что-то в их архитектуре непривычно. И хочется подойти поближе и разглядеть незнакомые черты. К таким храмам относится и этот – Покровский Собор Русской древлеправославной  церкви.
В архитектурной истории Москвы с ее разнообразными стилями был период (вторая половина XIX - начало XX века), когда архитекторы вдруг обратились к исторически забытым формам Византии, от которой мы вместе с христианством переняли основной тип крестово-купольного храма, «русского узорочья» с его удивительным каменным узором. Так называемый «историзм» стал проявляться и в храмовой архитектуре. Провозглашенный в 1905 году манифест о веротерпимости положил начало строительству новых старообрядческих церквей. Этот храм возводился для старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию.
Проект был разработан Владимиром Павловичем Десятовым в «ново-византийском» стиле. Его отличительной особенностью является большой ротондообразный низкий барабан, приземистая форма купола, отсутствие трапезной, внешний лаконизм и простота. Благодаря большому объему барабана и купола, внутреннее пространство храма не разделено и имеет единый церковный зал, просторный и вместительный. Храм был расписан фресками, выполненными иконописцами мастерской Я. А. Богатенко. На барабане расположены довольно большие окна, объединенные сверху крупным аркадным поясом. Кубический объем заканчивается треугольными фронтонами, в отличие от традиционных закомар, и отсылает нас к архитектуре храмов новгородского зодчества. Переход от четверика к барабану осуществляется через низкий восьмерик, почти невидимый снаружи. Плоскости северного и южного фасадов имеют невысокое рельефное изображение прясел и закомар в форме трифолия. На прясле по центру расположены «строенные» окна, характерные для архитектуры модерна. И сам прием использования плоскости стены для создания рисунка храмовой архитектуры применялся мастерами храмового модерна. Например, церковь Покрова в Гавриковом переулке.
Колокольня почти примыкает к храму и выглядит одним объемом, квадратным в плане. Но есть интересный переход от «четверика» к «восьмерику» на середине яруса колокольного звона, где углы «срезаются» и накрываются треугольным карнизом. Это дает возможность в завершении колокольни поместить как бы древнерусские кокошники. В филенке колокольни и фризе апсиды расположен крупный «бегунец» - элемент из поставленных зигзагом кирпичей.
На фасадах основного объема и колокольни выложены утопленные восьмиконечные кресты белого цвета.
Храм имеет очень интересную ограду, характерную для более раннего периода псевдорусского стиля. Таких рисунков оград сохранилось два. Одна ограда в Кропоткинском переулке, на месте снесенной церкви Троицы в Зубове, другая здесь. В основе ее рисунка лежит геометрия классицизма, дополненная русскими деталями. Пролет между столбами выполнен в виде двух прямоугольников с пересекающимися диагоналями (классицизм), в которые вставлены изображения «червонки» (сердечка) с завитками из древнерусского стиля. На входной калитке помещен восьмиконечный крест. На одном из столбов имеется флагодержатель того времени. 
В 1930 г. храм был закрыт и передан в ведение Осоавиахима. В 70-е годы находился в ведении ОРС Метростроя. В 1990 г. передан Русской древлеправославной церкви. Реставрация была проведена в 2000-е годы.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Склады Товарищества водочного завода

Склады Товарищества водочного завода

Садовническая ул., д. 57, стр. 1

Здание эксплуатировалось как производственное до конца XIX столетия, затем его арендовали под размещение интендантских складов. В советское время "склады" переоборудовали под нужды разместившегося во владении "Винторга". В начале 1940-х годов здесь располагался административно-производственный корпус завода шампанских вин.

(Нет голосов)
Дома
Церковь иконы Всех скорбящих радости

Церковь иконы Всех скорбящих радости

Большая Ордынка ул., д.. 20

Монументальная церковь жёлтого цвета на Большой Ордынке производит впечатление цельного произведения искусства, созданного одним человеком в одно время. Однако это впечатление обманчиво: на самом деле, она состоит из двух разновременных частей. Открытия на этом не заканчиваются: войдя внутрь, мы можем увидеть её интерьеры практически такими же, как и много лет назад.

3.63
Дома
Жилой дом 1929 года

Жилой дом 1929 года

Ул. Садовническая, д. 77, стр. 1

На острове между рекой Москвой и Водоотводным каналом, у Краснохолмского моста стоит бежевый  пятиэтажный дом в стиле конструктивизма. Этот, с виду рядовой советский дом, целых два раза попал в историю. Первый раз в 1937 году, второй раз ровно через 30 лет, в 1967.

3.64
Дома
Городская усадьба Д.Ф.Новикова - А.Н.Давыдова, XIX в.

Городская усадьба Д.Ф.Новикова - А.Н.Давыдова, XIX в.

Б. Ордынка ул., д. 61, стр. 1,2

Главный деревянный дом усадьбы был сооружен в 1830-е гг. по заказу коллежского асессора Д.Ф.Новикова на основе более старых палат конца XVIII в., свидетельством чего служат сохранившиеся своды каменного подвала, где в XIX в. находился ледник.

(Нет голосов)
Дома
Дом Киреевских-Карповых

Дом Киреевских-Карповых

ул. Большая Ордынка, 41

Рядом с храмом Иверской иконы Божией Матери, что на Большой Ордынке, расположена одна из самых богатых усадеб Замоскворечья, - дом Киреевских-Карповых. Этот дом с выразительным пилястровым портиком стал украшением Замоскворечья.

3.37
Дома
Кригскомиссариат

Кригскомиссариат

Космодамианская наб., 24, стр.1

Вдоль острова на Москве-реке, который часто называют Болотным, располагается длинный ряд больших усадеб. На некоторых из них сохранились старинные палаты, повёрнутые главными фасадами на Москву-реку. Большие двухэтажные палаты начала XVIII века находились и в середине участка, занятого зданием Кригскомиссариата. Кроме палат,  доживших до 1760-х годов, на участке и в окрестностях был большой сад, принадлежавший Строгановым.

3.35
Дома
Дом Московского епархиального училища

Дом Московского епархиального училища

Ул. Большая Ордынка, д. 22

Стены дома номер 22 по улице Большая Ордынка помнят многое...

3.27
Памятники
Памятник Д.Д. Шостаковичу

Памятник Д.Д. Шостаковичу

Космодамианская наб., д. 52, стр. 8

Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906—1975) — русский советский композитор, пианист, музыкальный общественный деятель, доктор искусствоведения, педагог, профессор.

(Нет голосов)
Дома
Военно-хозяйственные склады, конец XVIII в. Склады Старого двора

Военно-хозяйственные склады, конец XVIII в. Склады Старого двора

Садовническая ул., д. 59, стр. 1,2

Вплоть до недавнего времени на территории Военно-хозяйственных складов находился парк воинской части.

(Нет голосов)
Дома
Городская усадьба Н.Н. Мальцевой - В.В. Петрова

Городская усадьба Н.Н. Мальцевой - В.В. Петрова

ул. Большая Ордынка, 63

Усадьба стояла тут еще в  XVIII веке. Но симпатичный дом был построен для Н.Н. Мальцевой в 1820 году после московского пожара.

2.93
Дома
Церковь Иверской иконы Божией Матери

Церковь Иверской иконы Божией Матери

Б. Ордынка ул., д. 39

Клуб авторемонтного завода, кондитерской фабрики и галерея современного искусства – этот храм видел все.

4
Дома
Дом А.А. Бахрушина

Дом А.А. Бахрушина

Ул. Кожевническая, д. 8/4, стр. 1

В семье Бахрушиных бытовала легенда, что когда-то на месте их дома находился загородный охотничий замок Потемкина

3.1