ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Церковь на Лазаревском кладбище

3.52
Две симметричные колокольни делают церковь похожей на католическую.
+ -

В Москве долгое время сохранялись приходские кладбища: при каждой церкви был свой небольшой погост, на котором хоронили местных жителей. Со времён Петра I предпринимались попытки запретить захоронения в городской черте, но лишь при императрице Елизавете произошли первые реальные изменения. В рамках постепенного упразднения приходских кладбищ (окончательно они перестанут использоваться только после московской эпидемии чумы 1770–1771 года) было создано специальное кладбище для непривилегированных сословий – то есть, попросту говоря, для бедных. В качестве места была выбрана территория возле Марьиной рощи, где и появилось первое общегородское кладбище, открытое в 1750 году. Как и полагается, при некрополе была устроена кладбищенская церковь для отпевания и поминовения усопших – небольшой деревянный храм во имя святого Лазаря Четверодневного. По нему и всё кладбище стало именоваться Лазаревским.

Вскоре деревянная церковь обветшала, требовалось заменить её более капитальным зданием. И в 1782 году появился новый храмоздатель – президент Московского магистрата, титулярный советник Лука Иванович Долгов (его дом сохранился на проспекте Мира, 16), получивший разрешение на свои средства соорудить вместо деревянной церкви каменный трёхпрестольный храм, а также богадельню при нём. После смерти Долгова в 1783 году попечение о возведении кладбищенского храма взяла на себя его вдова Сусанна Филипповна, при которой в 1787 году строительство было завершено. Лука Иванович был торжественно похоронен внутри церкви, его мраморное надгробие в виде ангелов, парящих над облаками, сохранялось в интерьерах до ХХ века. Интересно, что родной брат Луки Долгова, Афанасий Иванович Долгов, тоже стал храмоздателем: на его средства была перестроена церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке.

Главный престол храма был освящён в честь праздника Сошествия Святого Духа, а боковые приделы – во имя святого Лазаря (в память о старой церкви) и во имя святого апостола Луки (святого покровителя строителя храма – Луки Долгова).

Церковь строил архитектор Елизвой Назаров – автор целого ряда шедевров архитектуры классицизма в Москве. Есть, впрочем, версия, согласно которой Назаров лишь надзирал за строительными работами, а сам проект принадлежит Василию Баженову – в пользу этого говорит тот факт, что Баженов был женат на дочери Долгова. Над интерьерами также трудились мастера своей эпохи: росписи выполнил итальянец Антонио Клаудо (он же был автором сохранившихся росписей Большого собора Донского монастыря), иконы для иконостаса создал его соотечественник Джованни Скотти. Главный храм выполнен в виде круглой ротонды с двумя рядами окон (прямоугольными и круглыми), которая увенчана большим круглым фонарём с шарообразной главкой и крестом. Прямоугольная трапезная, изначально бывшая короткой, с запада заканчивается четырёхколонным портиком с двумя колокольнями по бокам. Наличие двух симметричных колоколен более характерно для католических церквей, нежели для православных – это делает Духосошественский храм уникальным в архитектурном аспекте.

В начале ХХ века возникла необходимость существенно расширить храм. По проекту архитектора С.Ф. Воскресенского в 1902–1904 году трапезная была увеличена на запад более чем вдвое, боковые фасады получили пилястровые портики. При этом западная входная композиция, включавшая портик с колоннадой и двумя колокольнями, была обмерена, разобрана и восстановлена на новом месте. В результате общие черты храма остались прежние, но его пропорции сильно изменились.

С 1914 года в храме на Лазаревском кладбище служил протоиерей Николай Алексеевич Скворцов – известный священник, профессор Московской духовной академии, председатель Церковно-археологического отдела Общества любителей духовного просвещения, автор множества трудов по истории Москвы и её памятников. Его перу принадлежит массивный труд «Археология и топография Москвы». В ночь с 14 на 15 июня 1917 года протоиерей Николай Скворцов был убит вместе со своей супругой в собственном доме при церкви: ранее он собирал средства для устройства детского приюта при храме – эти деньги и были целью убийц. Уникальный архив о. Николая сохранился и находится сегодня в Российской Государственной библиотеке.

В 1932 году храм Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище был закрыт для богослужений, его последний настоятель, протоиерей Иоанн Смирнов, был позднее расстрелян на Бутовском полигоне. В здании разместилось рабочее общежитие, а затем в него въехали мастерские Театра оперетты. В 1934 году началось уничтожение Лазаревского кладбища, закончившееся его полным исчезновением – на его месте был разбит парк «Фестивальный». Здание церкви внешне почти не изменилось, но уникальные интерьеры с лепниной и иконостасами оказались полностью уничтожены, а само пространство храма было разгорожено на два этажа. Лишь в 1991 году начался процесс передачи церкви Сошествия Святого Духа общине верующих, завершившийся через несколько лет. В 2000 году рядом с храмом освящена часовня в память обо всех погребённых на бывшем Лазаревском кладбище.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или
Интересное рядом
Музеи
Музей-квартира Ф.М. Достоевского

Музей-квартира Ф.М. Достоевского

Музей расположен в северном флигеле бывшей Мариинской больницы для бедных, построенной в 1806 году И. Жилярди и А.Михайловым по проекту Д.Кваренги в стиле позднего русского классицизма. Именно здесь занимала небольшую квартиру семья лекаря М. А. Достоевского, отца будущего писателя.

В квартире на Новой Божедомке, которая с 1954 года носит его имя, Федор Достоевский прожил с 1823 по 1837 год. Интересно, что помещение никогда не перестраивалось, стены, печи и перекрытия сохранились такими, какими они были при жизни писателя.

Исторический интерьер квартиры воссоздан в 1980 году на основе мемуаров младшего брата Ф. М. Достоевского — А. М. Достоевского, оставившего подробное описание квартиры детства, включая чертежи и схемы. Среди мемориальных предметов экспозиции — преддиванный овальный стол, книжный шкаф, портреты родителей и предков, бронзовые канделябры из коллекции А. М. Достоевского.

В экспозиции «Мир Достоевского» можно увидеть диван, приобретённый Федором Михайловичем в 1866 году во время пребывания в Москве, письменный стол из последней квартиры писателя, чернильный прибор, очки, Евангелие, подаренное жёнами декабристов в 1850 году, визитные карточки писателя, коробку с гильзами для папирос, копию книжного шкафа, изготовленную по заказу А. Г. Достоевской для «Музея памяти Ф. М. Достоевского» в 1913 году.

Музей-квартира Ф.М. Достоевского является отделом Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля.

(Нет голосов)
Памятники
Памятник Ф.М. Достоевскому

Памятник Ф.М. Достоевскому

Ул. Достоевского, д. 2

Уникальный этот памятник, достойный внимательного изучения и рассмотрения, стоит во дворе больницы, где писатель родился.

3.56
Музеи
Есенин-центр (отдел Московского государственного музея С. А. Есенина)

Есенин-центр (отдел Московского государственного музея С. А. Есенина)

С Москвой тесно связана жизненная и творческая судьба Сергея Есенина, где известно сотни адресов столицы, «помнящих» поэта. В 2010 году музей оформил в оперативное управление здание по переулку Чернышевского, тоже связанное с первым московским периодом творчества С. А. Есенина. Все близлежащие улицы на пересечении этого дома от Новой Божедомки, где жил Есенин, сотрудничая с Суриковским литературно-музыкальным кружком, до Миусской площади Университета А. Л. Шанявского, где в эти годы учился поэт, находились неподалеку от дома в переулке Чернышевского. Здесь часто проходили творческие вечера и диспуты, которые неоднократно посещал желающий обрести свою аудиторию молодой Есенин.

В настоящее время в здании открыт «Есенин-центр», здесь проводятся выставки, перформансы, спектакли, концерты, поэтические акции. В ближайшем будущем планируется создание новой постоянной экспозиции, посвящённой есенинской Москве.

(Нет голосов)
Территории
Екатерининский сад

Екатерининский сад

В XX веке парк сильно пострадал: была сильно уменьшена его территория и разрушена историческая структура.

(Нет голосов)
Дома
Дом Д. Вайнтроба

Дом Д. Вайнтроба

ул. Образцова, дом 23

Из-за скромных размеров дома в нем могли квартировать только три семьи, правда, особо не стесняя себя, квартиры имели по 3-4 комнаты, не считая кухни и передней.

3.44
Дома
Церковь Трифона в Напрудном

Церковь Трифона в Напрудном

Ул. Трифоновская, д. 38, стр. 1

Маленькая церковь словно потерялась в окружении многоэтажных зданий. Неудивительно, что местные жители называют её «часовней».

3.59
Личности
Достоевский

Достоевский

3.27
Дома
Ансамбль городской усадьбы К.А. Мейера

Ансамбль городской усадьбы К.А. Мейера

Чернышевского пер., д. 4, стр. 1,2

В этом особняке живет Новосельцев, главный герой «Служебного романа» режиссера Э. Рязанова.

3.1
Памятники
Памятный знак в честь военнослужащих, погибших в мирное время при защите интересов России

Памятный знак в честь военнослужащих, погибших в мирное время при защите интересов России

ул. Советской Армии, д. 2 (у Центрального музея Вооруженных Сил Российской Федерации)

Памятник погибшим воинам-десантникам 6-й роты.

(Нет голосов)
Памятники
Памятник А.В. Суворову

Памятник А.В. Суворову

Суворовская пл.

Александр Васильевич Суворов (1730—1800) — великий русский полководец, военный теоретик, национальный герой России.

(Нет голосов)
Памятники
Памятник экипажу подводной лодки Курск

Памятник экипажу подводной лодки Курск

Ул. Советской армии, д.2

Памяти экипажа атомного подводного крейсера "Курск"

3.72
Памятники
Бюст М.В. Фрунзе

Бюст М.В. Фрунзе

Суворовская пл., д. 2

Михаил Васильевич Фрунзе (1885—1925) — революционер, советский государственный деятель, второй народный комиссар по военным и морским делам СССР.

(Нет голосов)