ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Церковь на Лазаревском кладбище

3.35
Две симметричные колокольни делают церковь похожей на католическую.
+ -

В Москве долгое время сохранялись приходские кладбища: при каждой церкви был свой небольшой погост, на котором хоронили местных жителей. Со времён Петра I предпринимались попытки запретить захоронения в городской черте, но лишь при императрице Елизавете произошли первые реальные изменения. В рамках постепенного упразднения приходских кладбищ (окончательно они перестанут использоваться только после московской эпидемии чумы 1770–1771 года) было создано специальное кладбище для непривилегированных сословий – то есть, попросту говоря, для бедных. В качестве места была выбрана территория возле Марьиной рощи, где и появилось первое общегородское кладбище, открытое в 1750 году. Как и полагается, при некрополе была устроена кладбищенская церковь для отпевания и поминовения усопших – небольшой деревянный храм во имя святого Лазаря Четверодневного. По нему и всё кладбище стало именоваться Лазаревским.

Вскоре деревянная церковь обветшала, требовалось заменить её более капитальным зданием. И в 1782 году появился новый храмоздатель – президент Московского магистрата, титулярный советник Лука Иванович Долгов (его дом сохранился на проспекте Мира, 16), получивший разрешение на свои средства соорудить вместо деревянной церкви каменный трёхпрестольный храм, а также богадельню при нём. После смерти Долгова в 1783 году попечение о возведении кладбищенского храма взяла на себя его вдова Сусанна Филипповна, при которой в 1787 году строительство было завершено. Лука Иванович был торжественно похоронен внутри церкви, его мраморное надгробие в виде ангелов, парящих над облаками, сохранялось в интерьерах до ХХ века. Интересно, что родной брат Луки Долгова, Афанасий Иванович Долгов, тоже стал храмоздателем: на его средства была перестроена церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке.

Главный престол храма был освящён в честь праздника Сошествия Святого Духа, а боковые приделы – во имя святого Лазаря (в память о старой церкви) и во имя святого апостола Луки (святого покровителя строителя храма – Луки Долгова).

Церковь строил архитектор Елизвой Назаров – автор целого ряда шедевров архитектуры классицизма в Москве. Есть, впрочем, версия, согласно которой Назаров лишь надзирал за строительными работами, а сам проект принадлежит Василию Баженову – в пользу этого говорит тот факт, что Баженов был женат на дочери Долгова. Над интерьерами также трудились мастера своей эпохи: росписи выполнил итальянец Антонио Клаудо (он же был автором сохранившихся росписей Большого собора Донского монастыря), иконы для иконостаса создал его соотечественник Джованни Скотти. Главный храм выполнен в виде круглой ротонды с двумя рядами окон (прямоугольными и круглыми), которая увенчана большим круглым фонарём с шарообразной главкой и крестом. Прямоугольная трапезная, изначально бывшая короткой, с запада заканчивается четырёхколонным портиком с двумя колокольнями по бокам. Наличие двух симметричных колоколен более характерно для католических церквей, нежели для православных – это делает Духосошественский храм уникальным в архитектурном аспекте.

В начале ХХ века возникла необходимость существенно расширить храм. По проекту архитектора С.Ф. Воскресенского в 1902–1904 году трапезная была увеличена на запад более чем вдвое, боковые фасады получили пилястровые портики. При этом западная входная композиция, включавшая портик с колоннадой и двумя колокольнями, была обмерена, разобрана и восстановлена на новом месте. В результате общие черты храма остались прежние, но его пропорции сильно изменились.

С 1914 года в храме на Лазаревском кладбище служил протоиерей Николай Алексеевич Скворцов – известный священник, профессор Московской духовной академии, председатель Церковно-археологического отдела Общества любителей духовного просвещения, автор множества трудов по истории Москвы и её памятников. Его перу принадлежит массивный труд «Археология и топография Москвы». В ночь с 14 на 15 июня 1917 года протоиерей Николай Скворцов был убит вместе со своей супругой в собственном доме при церкви: ранее он собирал средства для устройства детского приюта при храме – эти деньги и были целью убийц. Уникальный архив о. Николая сохранился и находится сегодня в Российской Государственной библиотеке.

В 1932 году храм Сошествия Святого Духа на Лазаревском кладбище был закрыт для богослужений, его последний настоятель, протоиерей Иоанн Смирнов, был позднее расстрелян на Бутовском полигоне. В здании разместилось рабочее общежитие, а затем в него въехали мастерские Театра оперетты. В 1934 году началось уничтожение Лазаревского кладбища, закончившееся его полным исчезновением – на его месте был разбит парк «Фестивальный». Здание церкви внешне почти не изменилось, но уникальные интерьеры с лепниной и иконостасами оказались полностью уничтожены, а само пространство храма было разгорожено на два этажа. Лишь в 1991 году начался процесс передачи церкви Сошествия Святого Духа общине верующих, завершившийся через несколько лет. В 2000 году рядом с храмом освящена часовня в память обо всех погребённых на бывшем Лазаревском кладбище.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М. Ф. Владимирского (МОНИКИ)

Московский областной научно-исследовательский клинический институт им. М. Ф. Владимирского (МОНИКИ)

ул. Щепкина, дом 61/2

19 июня 1776 года открылась Екатерининская больница на малонаселённой окраине Москвы, на 3-й Мещанской улице.

(Нет голосов)
Маршруты
Москва в памяти Владимира Высоцкого

Москва в памяти Владимира Высоцкого

25 января 1938 года в городе Москве появился на свет бард, поэт, актер театра и кино - Владимир Семенович Высоцкий.

3.4
Музеи
Центральный музей Вооруженных Сил Российской Федерации

Центральный музей Вооруженных Сил Российской Федерации

Центральный музей Вооруженных Сил – один из крупнейших военно-исторических музеев мира. Он основан в декабре 1919 года. Экспозиция музея размещается в 24 залах и на открытой площадке. Она отражает историю Вооруженных сил Отечества от момента их зарождения на регулярной основе до настоящего времени. Коллекция насчитывает более 800 тысяч музейных предметов, среди которых: реликвии, связанные с жизнью и деятельностью героев отечественной истории как рядовых, так и известных военачальников и государственных деятелей; знамена, награды, вооружение и техника, предметы обмундирования и снаряжения отечественных Вооруженных сил и армий других государств, в том числе трофейные. На открытой смотровой площадке представлено более 150 образцов боевой техники и вооружения Советской армии и Вооруженных Сил Российской Федерации: от артиллерийских орудий времен Гражданской войны 1918–1922 гг. – до современных баллистических ракет.

(Нет голосов)
Музеи
Есенин-центр (отдел Московского государственного музея С. А. Есенина)

Есенин-центр (отдел Московского государственного музея С. А. Есенина)

С Москвой тесно связана жизненная и творческая судьба Сергея Есенина, где известно сотни адресов столицы, «помнящих» поэта. В 2010 году музей оформил в оперативное управление здание по переулку Чернышевского, тоже связанное с первым московским периодом творчества С. А. Есенина. Все близлежащие улицы на пересечении этого дома от Новой Божедомки, где жил Есенин, сотрудничая с Суриковским литературно-музыкальным кружком, до Миусской площади Университета А. Л. Шанявского, где в эти годы учился поэт, находились неподалеку от дома в переулке Чернышевского. Здесь часто проходили творческие вечера и диспуты, которые неоднократно посещал желающий обрести свою аудиторию молодой Есенин. В настоящее время в здании открыт «Есенин-центр», здесь проводятся выставки, перформансы, спектакли, концерты, поэтические акции. В ближайшем будущем планируется создание новой постоянной экспозиции, посвящённой есенинской Москве.

(Нет голосов)
Дома
Дом Д. Вайнтроба

Дом Д. Вайнтроба

ул. Образцова, дом 23

Из-за скромных размеров дома в нем могли квартировать только три семьи, правда, особо не стесняя себя, квартиры имели по 3-4 комнаты, не считая кухни и передней.

3.56
Территории
Екатерининский сад

Екатерининский сад

В XX веке парк сильно пострадал: была сильно уменьшена его территория и разрушена историческая структура.

(Нет голосов)
Памятники
Бюст М.В. Фрунзе

Бюст М.В. Фрунзе

Суворовская пл., д. 2

Михаил Васильевич Фрунзе (1885—1925) — революционер, советский государственный деятель, второй народный комиссар по военным и морским делам СССР.

(Нет голосов)
Дома
Городская усадьба М.К.Геппенера

Городская усадьба М.К.Геппенера

Чернышевского пер., дом 8, стр. 1 и 2

Ансамбль городской усадьбы состоит из особняка и флигеля, построенных архитектором М.Геппенером предположительно в середине 1890-х годов для своей семьи.

(Нет голосов)
Дома
Церковь Трифона в Напрудном

Церковь Трифона в Напрудном

Ул. Трифоновская, д. 38, стр. 1

Маленькая церковь словно потерялась в окружении многоэтажных зданий. Неудивительно, что местные жители называют её «часовней».

3.59
Дома
Ансамбль городской усадьбы К.А. Мейера

Ансамбль городской усадьбы К.А. Мейера

Чернышевского пер., д. 4, стр. 1,2

В этом особняке живет Новосельцев, главный герой «Служебного романа» режиссера Э. Рязанова.

3.28
Маршруты
Марьина Роща: Дом-музей Достоевского-Уилище Ведомства путей сообщения-Бахметевский гараж-Рижский вокзал

Марьина Роща: Дом-музей Достоевского-Уилище Ведомства путей сообщения-Бахметевский гараж-Рижский вокзал

Согласно одной из версий происхождения названия этого района, местность, прилегавшая к слободе Марьино в начале XV в., была названа в честь боярыни Марьи, женщины необычайной красоты, жены сына боярина Фёдора Кошки (предка боярских родов Романовых и Шереметьевых) Фёдора Голтяя, который и владел этими землями.

(Нет голосов)