ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Церковь Воскресения на Успенском вражке

3.44
Церковь пережила множество пожаров, и все же никогда не закрывалась, даже в советское время.
  • Церковь Воскресения на Успенском вражке
+ -

В советскую эпоху эта церковь считалась самой центральной в Москве: она была ближайшим к Кремлю действующим православным храмом. Здесь не прекращались богослужения, поэтому церковь сохранила свое убранство и многие ценности. А уберечь её от закрытия помогли местные жители.

Воскресенский храм на Успенском вражке известен с 1548 года, а уже в 1560 году сообщается о пожаре в нем. В это время церковь была деревянная, пока после очередного пожара 1629 года местные жители не построили новое здание в камне. Его возведение завершилось в 1634 году. Основа этого каменного храма сохраняется и сегодня. Обозначение «на Успенском вражке» напоминает о том времени, когда по соседству, между Большой Никитской и Тверской, располагался овраг, получивший название по местной церкви Успения Пресвятой Богородицы.

Основная часть храма представляет собой бесстолпный четверик, увенчанный одной главой. Она украшена наличниками окон в русском стиле и завершается рядом кокошников, в полукружиях которых сохранились изображения святых. Первоначальные трапезная и шатровая колокольня не сохранились и в 1816‑1820 годах были заменены новыми. Появилась трапезная с двумя приделами, выдержанная в стилистике классицизма, с закругленными углами, обработкой рустом и портиками с пилястрами и фронтонами. В последний раз облик церкви претерпел изменения в 1897 году: храму был пожертвован новый большой колокол весом 327 пудов и для его размещения перестроили ярус звона у колокольни. Вместо круглого объема со шпилеобразным завершением он стал квадратным с маленькой главкой и более просторным. Нижний же ярус колокольни с главным входом в храм был расширен в обе стороны, получив две небольшие сторожки. Интерьеры сохранились от последней четверти XIX века, когда церковь была заново расписана и получила существующие иконостасы, в которых располагаются старые иконы.

Кроме престола в честь Воскресения Словущего, расположенного в четверике храма, в трапезной находится еще два придела. Один в честь святого Николая Чудотворца, а другой – в честь пророка Елисея. Последний является напоминанием о существовавшей по соседству отдельной церкви в честь этого святого: на день пророка Елисея пришлись возвращение патриарха Филарета из плена в Польше и его встреча с сыном – царем Михаилом Федоровичем. После того как старый храм сгорел в пожаре Москвы 1812 года, его уцелевшие ценности были перенесены в Воскресенскую церковь, а в ней вместо старого Покровского образован Елисеевский придел. Такое же название сохраняет соседний переулок.

В 1930 году власти попытались закрыть храм, но за него заступились местные жители – известные актеры театра и композиторы. Они написали письмо во ВЦИК с просьбой отменить постановление о закрытии церкви. В результате храм остался действующим, но колокола на нем не звонили вплоть до 1990‑х годов. Иконы и мощи из многих закрытых и разрушенных по соседству храмов поступали в Воскресенскую церковь. В 1960‑х и 1970‑х годах в храме проводились реставрационные работы. Сегодня он по-прежнему является одним из наиболее посещаемых храмов в историческом центре Москвы. В 2019 году убранство старинного храма было отреставрировано. Было восстановлено 40 уникальных росписей на стенах и сводах церкви. Также специалисты воссоздали художественные орнаменты на стенах и два медальона в виде херувимов над окнами.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Музеи
Мемориальная квартира Святослава Рихтера

Мемориальная квартира Святослава Рихтера

В начале 1970-х годов Святослав Рихтер и Нина Дорлиак поселились на 16 этаже дома 2/6 по Большой Бронной улице, недалеко от Консерватории. Этот дом − типовая кирпичная башня. Но поднявшись наверх и войдя в квартиру, попадаешь в особый мир. Никакой роскоши, суеты вещей. Во всем ощущается характер и образ жизни хозяина, особая энергетика человека, которого Юрий Башмет называет «охранной грамотой истины в искусстве».В большой комнате, называвшейся по-старинному зала, Рихтер занимался сам или репетировал с другими музыкантами. Здесь стоят два рояля фирмы Steinway&Sons, два старинных итальянских торшера, подаренных мэром Флоренции, гобелен, картины. В зале проходили прослушивания опер или просмотры любимых фильмов.В кабинете, или, как сам Рихтер называл эту комнату, «шкафной», размещены шкафы с книгами, пластинками, кассетами. Самое ценное здесь – шкаф с нотами, на которых сохранились пометки маэстро. Здесь же находится деревянная фигурка Младенца Иоанна Крестителя, это память об организованных Рихтером Музыкальных празднествах в Турени во Франции. На стене гипсовый контррельеф с профилем Бориса Пастернака с памятника в Переделкино − как отпечаток, след, оставленный человеком на земле, замечательно найденный Саррой Лебедевой образ.Рядом висит маленький пейзаж Сарьяна, подаренный Еленой Сергеевной Булгаковой. В секретере находится рукопись Девятой сонаты Сергея Прокофьева, посвященной Рихтеру, фотография Генриха Нейгауза, рисунок Пикассо, «Крохотки» Солженицына. Таков был круг общения Рихтера.«Зеленая комната» − это комната отдыха, в дни концертов она превращалась в артистическую. На стене висит портрет отца, Теофила Даниловича, элегантного сдержанного человека. Он окончил Венскую консерваторию как пианист и композитор. Теофил Данилович и Анна Павловна (мать Святослава) не сумели выехать из Одессы в 1941 году, когда к городу подходили гитлеровские войска. Теофил Данилович был арестован и в ночь с 6 на 7 ноября расстрелян как «немецкий шпион». Анна Павловна ушла в Румынию, а потом в Германию, навсегда оставив Россию и единственного сына, который в это время находился в Москве и тоже ожидал ареста. Они встретились только через 20 лет.Художественные интересы и пристрастия Святослава Рихтера были разнообразны, он не только любил живопись, но и сам был художником. В небольшой комнате выставлены его пастели. В них Роберт Фальк отмечал «удивительное ощущение света». В бывшей кухне Нины Львовны размещены фотографии, рассказывающие о жизни музыканта.

(Нет голосов)
Музеи
Музей археологии Москвы

Музей археологии Москвы

Музей археологии Москвы — музей, посвящённый археологическим раскопкам на территории Москвы. Открытие состоялось в 1997 году, однако из-за плохого технического состояния здания в 2011 году была проведена масштабная реконструкция, продлившаяся до 2015 года. В музее экспонируются находки периода палеолита, мезолита и неолита. Интересны неолитические антропоморфная фигурка и «рыбка», сделанные из кремня, найденные при раскопках стоянки Воймежное. В экспозиции представлены предметы дьяковской археологической культуры эпохи раннего железного века. Значительное внимание уделено средневековой Москве. Определённый интерес для посетителей представляют московские клады. А именно: клад-гигант Старого гостиного двора, вещевой клад с Ипатьевского переулка, а также, так называемый «испанский клад», обнаруженный в 1970 году во время археологических раскопок в Ипатьевском переулке и состоящий из 3397 серебряных монет, относящихся к периоду правления Филиппа II и Филиппа IV. Также в коллекцию музея входят предметы из стекла и фарфора: аптечные пузырьки, вазы, рюмки, столовые приборы и рабочие инструменты, игры XVIII-XIX веков: свистульки, погремушки, мячи, изделия из керамики, печные и фасадные изразцы. В выставочном зале музея проводятся тематические выставки. Музей входит в Музейное объединение «Музей Москвы».

(Нет голосов)
Маршруты
Москва довоенная

Москва довоенная

Какой была Москва довоенная? Радий Федорович Ченцов - ветеран Великой Отечественной войны, родившийся в Москве, в районе Арбата, недалеко от места, которое запечатлено на картине Поленова «Московский дворик», согласился стать гидом и показать "Узнай Москву" места своего детства.

3.46
Музеи
Музей-квартира В. Н. Плучека

Музей-квартира В. Н. Плучека

Музей народного артиста СССР Валентина Плучека был открыт в октябре 2009 года к столетнему юбилею выдающегося режиссёра. В доме на пересечении двух столичных улиц – Большой и Малой Бронных, рядом с площадью Никитских ворот, на 13 этаже, в квартире 47 Валентин Николаевич жил на протяжении 30-ти лет. Его соседями были Святослав Рихтер, Юрий Никулин, Руфина Нифонтова, Борис Андреев, Ростислав Плятт, Борис Равенских, Андрей Гончаров.В квартире Плучека все как при жизни именитого хозяина: старинная мебель, фарфор, хрустальные люстры, массивные бронзовые лампы, бесценные произведения живописи и графики, полученные в дар от авторов: картины Тышлера и Фалька, Шагала и Леже, композиции Пикассо на библейские темы. Мемориальную часть экспозиции дополняют: эскиз В. Левенталя к спектаклю «Вишневый сад», костюм Андрея Миронова из спектакля «Безумный день, или Женитьба Фигаро», мундир Городничего, в котором Анатолий Папанов играл «Ревизора», макеты к спектаклям «Баня» и «Ревизор», эскизы к «Мистерии-Буфф».Фотоальбомы и видеоматериалы, собранные в Музее-квартире, дают возможность познакомиться с постановками Валентина Николаевича Плучека, вошедшими в историю российского театрального искусства.

(Нет голосов)
Дома
Доходный дом К.С.Клингсланда

Доходный дом К.С.Клингсланда

Большой Козихинский пер., д. 10

Оконные проемы здания украшают скульптуры в виде голов лисиц, шипящих кошек с выгнутыми спинами и химер.

(Нет голосов)
Дома
Доходный дом, первая половина XIX в., 1890-1900-е гг.

Доходный дом, первая половина XIX в., 1890-1900-е гг.

ул. Арбат, 6

В этом здании, построенном в первой трети XIX века, до 1866 года собирались члены тайного революционного «Ишутинского кружка», руководителем которого был Николай Ишутин, двоюродный брат Дмитрия Каракозова, казненного за покушение на Александра II. Дом охраняется государством.

5
Музеи
Успенский собор

Успенский собор

Строгий, монументальный силуэт златоглавого белокаменного Успенского собора царит над окружающими его дворцами и храмами на Соборной площади Кремля – древней цитадели Москвы. Собор был возведен в 1479 году по указу великого князя московского Ивана III специально приглашенным итальянским архитектором Аристотелем Фиораванти. Посвящение московского кафедрального храма Успению Богородицы – главному богородичному празднику, отмечаемому по старому стилю 15 августа, имеет древнюю традицию, обусловленную особым почитанием на Руси Богоматери. На протяжении шести столетий храм был государственным и культовым центром России: здесь поставляли великих князей, венчали на царство, короновали императоров. В Успенском соборе возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед. В XIV–XVII веках Успенский собор являлся усыпальницей глав русской церкви – митрополитов и патриархов. Здесь в драгоценных раках покоится прах московских чудотворцев Петра, Ионы, Филиппа II и Гермогена. Первенствующее положение Успенского собора предопределило повышенное внимание государей и владык к устроению и украшению храма. Для росписей стен собора и написания икон привлекались выдающиеся мастера-живописцы из столицы и со всех концов России. Так постепенно в нем сложилось богатейшее и поистине уникальное собрание памятников русского средневекового искусства, которое бережно сохранялось и приумножалось в течение веков. После революции 1917 года Успенский собор был превращен в музей. Создавая экспозицию храма, сотрудники постарались максимально сохранить его интерьер. Благодаря постоянным реставрационным работам практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей. С 1990 года в соборе возобновилось богослужение.

(Нет голосов)
Дома
Доходный дом М.В.Сокол

Доходный дом М.В.Сокол

Кузнецкий Мост ул., д. 3, стр. 2

Построен в 1904 году архитектором  Иваном Павловичем Машковым в стиле модерн, стилистически тяготеющем к австрийскому Сецессиону.

4.06
Дома
Дом кооператива "Жиркость"

Дом кооператива "Жиркость"

Ул. Петровка, д. 22

Граненая башня здания треста «Жиркость» появилась на углу Рахмановского переулка и Петровки в 1928 г.

3.4
Дома
Городская усадьба Щербатовых - Главный дом, 1760-е гг., кон. XVIII - XIX вв., XX в.

Городская усадьба Щербатовых - Главный дом, 1760-е гг., кон. XVIII - XIX вв., XX в.

Копьевский пер., д. 3

Уплотнение исторической застройки Москвы постепенно съело Копьевский переулок. Сейчас его маленький отрезок проходит между двумя театрами – Новой сценой Большого театра и Театром оперетты.

(Нет голосов)
Дома
Успенский собор

Успенский собор

Соборная площадь

Строгий, монументальный силуэт златоглавого белокаменного Успенского собора царит над окружающими его дворцами и храмами на Соборной площади Кремля – древней цитадели Москвы. 

3.44
Дома
Палаты Зиновьевых-Юсуповых

Палаты Зиновьевых-Юсуповых

Большой Афанасьевский переулок, д. 24

На Большом Афанасьевском переулке, д. 24 расположен жилой дом XVII–XVIII века Зиновьевых–Юсуповых. Дом связан также с историей семьи Толстых. В 2012 году полуразрушенный дом был талантливо отреставрирован.

3.58