Церковь Воскресения на Успенском вражке
-
-
Церковь Воскресения на Успенском вражке, 2013 г.
-
Храм Воскресения на вражке, 1881 г.
-
Храм Воскресения Словущего на Успенском вражке, 1950-1960-е гг.
-
В Брюсовом переулке, 1980-е гг.
-
Церковь Воскресения на Успенском вражке, 2013 г.
-
Церковь Воскресения на Успенском вражке, 2013 г.
-
Церковь Воскресения на Успенском вражке, 2013 г.
-
Церковь Воскресения на Успенском вражке, 2013 г.
-
Церковь Воскресения на Успенском вражке, 2013 г.
-
Церковь Воскресения на Успенском вражке, 2013 г.
-
Свод четверика. Восточный склон. Роспись перв. пол. XIX в. Композиция "Новозаветная Троица с ангелами".
-
-
Церковь Воскресения на Успенском вражке
В советскую эпоху эта церковь считалась самой центральной в Москве: она была ближайшим к Кремлю действующим православным храмом. Здесь не прекращались богослужения, поэтому церковь сохранила свое убранство и многие ценности. А уберечь её от закрытия помогли местные жители.
Воскресенский храм на Успенском вражке известен с 1548 года, а уже в 1560 году сообщается о пожаре в нем. В это время церковь была деревянная, пока после очередного пожара 1629 года местные жители не построили новое здание в камне. Его возведение завершилось в 1634 году. Основа этого каменного храма сохраняется и сегодня. Обозначение «на Успенском вражке» напоминает о том времени, когда по соседству, между Большой Никитской и Тверской, располагался овраг, получивший название по местной церкви Успения Пресвятой Богородицы.
Основная часть храма представляет собой бесстолпный четверик, увенчанный одной главой. Она украшена наличниками окон в русском стиле и завершается рядом кокошников, в полукружиях которых сохранились изображения святых. Первоначальные трапезная и шатровая колокольня не сохранились и в 1816‑1820 годах были заменены новыми. Появилась трапезная с двумя приделами, выдержанная в стилистике классицизма, с закругленными углами, обработкой рустом и портиками с пилястрами и фронтонами. В последний раз облик церкви претерпел изменения в 1897 году: храму был пожертвован новый большой колокол весом 327 пудов и для его размещения перестроили ярус звона у колокольни. Вместо круглого объема со шпилеобразным завершением он стал квадратным с маленькой главкой и более просторным. Нижний же ярус колокольни с главным входом в храм был расширен в обе стороны, получив две небольшие сторожки. Интерьеры сохранились от последней четверти XIX века, когда церковь была заново расписана и получила существующие иконостасы, в которых располагаются старые иконы.
Кроме престола в честь Воскресения Словущего, расположенного в четверике храма, в трапезной находится еще два придела. Один в честь святого Николая Чудотворца, а другой – в честь пророка Елисея. Последний является напоминанием о существовавшей по соседству отдельной церкви в честь этого святого: на день пророка Елисея пришлись возвращение патриарха Филарета из плена в Польше и его встреча с сыном – царем Михаилом Федоровичем. После того как старый храм сгорел в пожаре Москвы 1812 года, его уцелевшие ценности были перенесены в Воскресенскую церковь, а в ней вместо старого Покровского образован Елисеевский придел. Такое же название сохраняет соседний переулок.
В 1930 году власти попытались закрыть храм, но за него заступились местные жители – известные актеры театра и композиторы. Они написали письмо во ВЦИК с просьбой отменить постановление о закрытии церкви. В результате храм остался действующим, но колокола на нем не звонили вплоть до 1990‑х годов. Иконы и мощи из многих закрытых и разрушенных по соседству храмов поступали в Воскресенскую церковь. В 1960‑х и 1970‑х годах в храме проводились реставрационные работы. Сегодня он по-прежнему является одним из наиболее посещаемых храмов в историческом центре Москвы. В 2019 году убранство старинного храма было отреставрировано. Было восстановлено 40 уникальных росписей на стенах и сводах церкви. Также специалисты воссоздали художественные орнаменты на стенах и два медальона в виде херувимов над окнами.