Станция метро «Театральная»

Станция метро «Театральная»

ЦАО, Дмитровка Б. ул., дом 2
Станция должна была "выражать великую радость освобождённого искусства всех народов нашей страны".
star-icon
3.6
Вы можете воспользоваться QR-кодом, чтобы открыть эту страницу в нашем приложении
выявленный объект культурного наследия
Архитектурный стиль:
Типовой проект
Годы постройки:
1938
Архитекторы:
Л.М. Поляков,И.А. Фомин,И.Е. и М.Ф. Львовы
Назначение постройки
Метро

Информация о здании

Дата открытия станции "Театральная": 11.09.1938.

Открыта в составе второй очереди строительства Московского метрополитена. До 5 ноября 1990 года носила название "Площадь Свердлова".

Конструкция станции — пилонная трёхсводчатая глубокого заложения.
Построена по типовому проекту.

Архитектор: И.А. Фомин, И.Е. и М.Ф. Львовы; завершил работу Л.М. Поляков, ученик И.А. Фомина.
Инженеры-конструкторы: А.Ф. Денищенко, Н.М. Комаров.

Еще проект 1931 года предусматривал, что между станциями «Площадь Дзержинского» и «Охотный ряд» будет находиться станция «Площадь Свердлова». Однако летом 1932 года от строительства данной станции  в составе 1-й очереди метро отказались, хотя, интересно, что станция фигурировала на некоторых схемах 1934 и 1935 годов. Станция стала последним проектом архитектора И.А. Фомина и по его словам должна была " служить как бы аванзалом Театральной площади и выражать великую радость освобождённого искусства всех народов нашей страны". Путевые стены и мощные пилоны станции облицованы светлым прохоро-баландинским мрамором, пол выложен черным и желтым гранитом. Круглые мраморные столбы с каннелюрами на углах пилонов, хрустальные светильники в бронзовой оправе придают центральной части зала весьма торжественный вид. Свод центрального зала украшен кессонами и майоликовыми барельефами на тему театрального искусства народов СССР (скульптор Н.Я. Данько). В северном торцевом зале находился бюст Я.М. Свердлова (скульптор А.П. Шлыков), от которого остался только постамент.

Станция не имеет собственных вестибюлей: северный эскалаторный ход выводит в общий аванзал со станцией "Охотный ряд", а южный – в общий вестибюль со станцией "Площадь Революции". Первоначально выходы со станции использовались и для перехода и уже к началу войны были перегружены.

30 декабря1944 года был открыт новый прямой переход из центра зала на станцию "Охотный ряд" Сокольнической линии, а 9 мая 1946 года - прямой переход из южного торца станции "Театральная" на станцию "Площадь Революции" Арбатско-Покровской линии.

При реконструкции Центрального пересадочного узла в 1974 г. были построены еще два перехода: из центра зала станции "Театральная" на станцию "Площадь Революции" и из северного торца - на станцию "Охотный ряд".

Распечатать статью

Интересное рядом (5)

Грот «Руины»
icon
Памятник возрождения Москвы после пожара в ходе Отечественной войны 1812 года сделан с использованием обломков разрушенных домов.
Лубянская площадь
icon
Лубянская площадь
5
Гостиница «Москва»
icon
Одна из крупнейших гостиниц Москвы, построенная в 1932—1935 годах по проекту архитекторов Л. Савельева, О. Стапрана и А. Щусева (вторая очередь завершена в 1968—1977 годах). Разобрана в 2004 году. На её месте к 2013 году завершено строительство нового здания гостиницы, точно воспроизводящего, по заявлениям проектировщиков, внешние формы прежнего — однако оно превосходит его в объёме. В настоящее время здание занимает отель Four Seasons Hotel Moscow, здесь же находятся различные магазины и рестораны.
Здание Совета Труда и Обороны
icon
«Этот дом по благородству и по простоте форм едва ли не самое удачное в Москве создание современной архитектуры», - писал о нем Юрий Нагибин.
Охотный Ряд ул., дом 1
star-icon
3.3
audioGuideОткрыть аудиогид