ENG

Не забудьте про мобильное приложение — с ним бродить по городу гораздо интереснее.

Жилые дома храма Воздвижения Креста Господня и Московской синодальной конторы

(Нет голосов)
С середины XV в. на этом месте существовал монастырь Воздвижения Честного Креста, что на Острове. Улица, куда он выходил, называвшаяся Арбатской, а с середины XVII в. Смоленской, как начало важной дороги к этому городу получила название Воздвиженка лишь во второй четверти XVIII в.
+ -

Жилые дома храма Воздвижения Креста Господня и Московской синодальной конторы занимают обширный участок у пересечения улицы Воздвиженки с переулком Янышева (бывшим Крестовоздвиженским переулком).
С середины XV в. на этом месте существовал монастырь Воздвижения Честного Креста, что на Острове. Улица, куда он выходил, называвшаяся Арбатской, а с середины XVII в. Смоленской, как начало важной дороги к этому городу получила название Воздвиженка лишь во второй четверти XVIII в.
Деревянная монастырская церковь упоминается впервые при описании пожара 1547 г. Вероятно, вскоре после пожара был построен каменный храм, обветшавший к началу XVIII в. В 1709 г. был заложен новый каменный собор, строительство которого затянулось в связи с запретом на каменные постройки в Москве и было закончено лишь в середине 1720-х гг.
Сначала в 1711 г. была освящена нижняя церковь во имя Успения Богоматери, а после завершения строительства – главная верхняя во имя Воздвижения Святого Животворящего Креста. Здание стало одной из последних построек московского барокко, а в пределах центральной части города это был единственный центрический храм с развитым лепестковым планом. Церковь была поставлена посреди просторного монастырского двора. Ее главный центральный объем, выделяющийся своим декоративным оформлением, был окружен притворами, имевшими своеобразное завершение кровли и увенчанными главками. Ступенчатость форм всех частей храма усиливала его восприятие как цельного единого ансамбля.
Первые сведения о планировке монастыря относятся к середине XVIII в., когда уже сформировались границы участка, дошедшие до наших дней практически без изменений. На фрагменте плана Москвы инженера Горихвостова 1767 г. в центре монастырского двора показан храм, отделенный от улицы почти сплошным фронтом каменных строений.
На плане 1806 г. подробно отражена застройка монастыря, вероятно, полностью сохранившаяся с середины XVIII в. В центре участка расположен храм. По красной линии Воздвиженки сплошной ряд одно-, двухэтажных каменных келий, между которыми поставлена колокольня. В северо-восточной части двора каменный погреб. Вдоль южной границы владения стоящие обособленно каменные кельи, кузница (совр. стр. 7) и деревянный сарай.
Монастырь пострадал при пожаре 1812 г., однако подробных сведений об ущербе, нанесенном его застройке, не обнаружено. Судя по плану Москвы Комиссии для строений 1817 г., на участке сохранились каменный собор и большая часть монастырских построек. Показанные на плане здания, выходившие на красную линию Воздвиженки, вероятно, были разобраны в конце 1810-х гг.
В 1813 г. мужской третьеклассный Крестовоздвиженский монастырь был упразднен в связи с необходимостью разместить в нем семьи священно-церковнослужителей Успенского собора Московского Кремля.
Строительные работы в бывшем монастыре проводились архитектором медицинской конторы И. Н. Лизогубом. Из прежних монастырских построек сохранились лишь церковь, каменная кузница и погреба. В 1816-1818 гг. были возведены и полностью отделаны два двухэтажных каменных корпуса «для соборян Успенского собора» (совр. стр. 1 и 2) и при них сверх плана и сметы устроены погреба, сараи и конюшня длиною в 48 сажень, протянувшиеся вдоль юго-восточной границы участка, а также колодец с шатром на каменных столбах и каменная ограда с воротами и решетками.
Таким образом, композиция застройки домовладения, ядром которой по-прежнему оставался храм, была полностью изменена. Был создан своеобразный классицистический ансамбль, состоящий из двух корпусов, выходящих на красную линию улицы своими идентичными акцентированными четырехпилястровыми портиками фасадов, выполненными в стиле ампир (об их оформлении можно судить по более поздним чертежам), и протянувшейся между ними оградой с воротами, за которыми вырастал объем храма. Однако градостроительная ситуация не способствовала полному раскрытию замысла зодчего. Симметричная фронтальная композиция воспринималась лишь с небольшого отрезка противоположной стороны улицы и была лишена перспективного обзора. Храм же благодаря своей высоте просматривался со значительного расстояния и являлся важной доминантой в городской застройке.
Протяженный фасад западного корпуса (совр. стр. 1), акцентированный слегка выступающим центральным ризалитом, был вытянут вдоль Крестовоздвиженского переулка и благодаря тупому углу участка несколько развернут в сторону Воздвиженки, что включило его в панораму уличной застройки. У южного торца корпуса располагался дополнительный въезд в хозяйственную зону владения, что давало возможность выделить часть его территории и сдавать ее внаем.
В 1849 г. по проекту архитектора П. Буренина была построена колокольня, примкнувшая с запада к основному объему храма.
В период между 1894 и 1900 гг. западный корпус был увеличен до трех этажей и расширен за счет объема, примкнувшего к его южному торцу. Несмотря на то что в фасадах надстройки были учтены стилевые и пластические характеристики здания, она исказила его первоначальное объемно-пространственное решение. С изменением облика одного из двух флигелей, выходивших на красную линию Воздвиженки, была нарушена классическая цельность уличного ансамбля.
В это же время в юго-восточном углу участка было снесено протяженное одноэтажное каменное хозяйственное строение и в этой части владения был возведен трехэтажный корпус с каменной пристройкой для клозетов (совр. стр. 6). В здании разместились квартиры звонарей Ивановской колокольни и певчих Синодального хора.
В начале XX в. трехэтажный угловой корпус (совр. стр. 1) был занят квартирами священно-церковнослужителей. Двухэтажный дом по Воздвиженке (совр. стр. 2) был полностью отдан под квартиру прокурора Святейшего синода.
В 1913 г. ветхие ворота, выходящие на Воздвиженку, были разобраны, а затем восстановлены в прежнем виде.
Церковь была сломана в 1934 г., и на ее месте выстроена шахта Метростроя. До 1979 г. сохранялись еще монастырские ворота, стоявшие по проспекту Калинина. Они были снесены при строительстве перехода.
В 1980-х гг. для расширения проезда во двор была разобрана пристройка у южного торца строения 1.
В 1990 г. была начата реконструкция строения 1. В его части Б была разобрана часть несущих стен и перекрытий. Утрачена часть заполнений оконных проемов. В настоящее время в строении 2 проводится реконструкция. Практически все здание, за исключением трех фасадных стен, разобрано. При проведении строительных работ было снесено находившееся рядом каменное одноэтажное здание, отмеченное еще на плане 1806 г. Строение 6 находится в аварийном состоянии. Строение 7 нуждается в дополнительном исследовании. На дворовой территории, отведенной Метрострою, хаотично расположены хозяйственные постройки и временные заборы.
Строение 1 представляет собой Каменное трехэтажное здание стоящее на углу квартала у пересечения улицы Воздвиженки с переулком Янышева.
История строительства включает в себя два этапа: возведение двухэтажного здания для священнослужителей, указ о строительстве которого датирован 1816 г. Опись законченных и отделанных корпусов относится к 1818 г. Таким образом, датой постройки следует считать 1816-1818 гг. Автор проекта – И. Н. Лизогуб.
Композиционное решение и декоративное оформление фасадов здания были характерны для стиля ампир. Центр главного фасада был выделен четырехпилястровым портиком, поддерживающим треугольный фронтон. Окна центральной части первого этажа были помещены в ниши с полуциркульным завершением, декорированные замковыми камнями. Прямоугольные окна боковых частей фасада также были отмечены замковыми камнями. Вдоль западного уличного фасада проходили цоколь, междуэтажная и подоконная тяга, венчающий карниз значительного выноса.
Центральная часть фасада, вытянутого вдоль переулка, была отмечена слегка выступающим ризалитом, выделенным на уровне первого этажа ленточным рустом. Аналогично центральной части главного фасада окна ризалита были помещены в ниши с полуциркульным завершением. Так же, как и ниши боковых частей здания, они были декорированы камнями. Окна второго этажа ризалита были отмечены прямоугольными сандриками на кронштейнах. Часть деталей декоративного оформления – замковые камни, базы, капители, сандрики, цоколь и карнизы – были выполнены в белом камне. Дворовый фасад имел скромное декоративное убранство. Его горизонтальную протяженность подчеркивали цоколь, междуэтажный и венчающий карнизы. Окна первого этажа восточного торцевого фасада были помещены в ниши с замковыми камнями.
Первоначально входы в здание вели со двора. У торцевого фасада располагалась открытая лестница с галереей. Внутренние лестницы были деревянными, с балясинами. Здание было покрыто двускатной кровлей со слуховыми полуциркульными окнами.
В 1868 г. в северо-восточной части здания был установлен небольшой подвал для духовой печи, выполнен каменный сход в подвал. В конце XIX в. подвальное помещение в северной части здания использовалось под жилье.
В 1894 г. по проекту архитектора С. Родионова были перестроены ретирады, примыкающие к южному торцу корпуса. В центральной части здания была устроена каменная лестница, ведущая на чердак. К 1900 г. здание уже было трехэтажным.
В 1990-х гг. проведена научная реставрация фасадов углового объема и западного фасада, выходящего на красную линию переулка.
В угловом объеме проведена консервация планировки и оформления интерьеров с реставрационным восстановлением утраченных или искаженных элементов.
Строение 2 воссоздано в 90-х гг. Это каменное трехэтажное (3-й этаж антресольный) с подвалом нежилое здание расположено по северной границе владения и главным фасадом выходит на красную линию Воздвиженки. Его компактный квадратный в плане объем усложнен двумя одноэтажными пристройками по восточному и южному фасадам, образовавшимся после реконструкции 1993-1994 гг.
В основе здания сохранился периметр внешних стен, стены кирпичные, деревянные перекрытия были заменены на железобетонные, укреплен несущий каркас, в интерьерах современная отделка.
Реставрацией предусмотрено сохранение традиционного принципа застройки, реконструкция и реставрационный ремонт основных ее элементов (стр. 1, 2, 6, 7). В планах восстановление ограды и ворот по архивным чертежам и аналогам, благоустройство территории, проведение археологических работ, сигнация фундаментов храма.

Чтобы оставить комментарий вам необходимо или

Интересное рядом

Дома
Городская усадьба А. И. Фонвизина ‒ В. А. Еремееева

Городская усадьба А. И. Фонвизина ‒ В. А. Еремееева

Староконюшенный пер., д. 16, стр. 1

Бывшая городская усадьба представляет собой хорошо сохранившийся образец доходного жилого домовладения с плотной малоэтажной застройкой, тип которого характерен для конца XIX в.

(Нет голосов)
Дома
Здание Совета Труда и Обороны

Здание Совета Труда и Обороны

Ул. Охотный ряд, д. 1

«Этот дом по благородству и по простоте форм едва ли не самое удачное в Москве создание современной архитектуры», - писал о нем Юрий Нагибин.

3.44
Памятники
Семиметровый автомобиль

Семиметровый автомобиль

улица Большая Молчановка, дом 10

Воробьевы горы или Патриаршие пруды должны были стать местом "постоянной прописки" этого памятника. Но случилось по-другому.

3.44
Дома
Большой Кремлевский дворец

Большой Кремлевский дворец

Дворцовая и Соборная площади

Новый императорский дворец был построен по инициативе Николая I в 1838-1850 гг. на месте разобранных древнего великокняжеского дворца Ивана III и возведенного на его основании в ХVIIIв. дворца императрицы Елизаветы Петровны.

3.78
Дома
Церковь «Большое Вознесение»

Церковь «Большое Вознесение»

ул. Б. Никитская, д. 36, стр. 1

В одном из приделов недостроенной церкви Вознесения Господня венчался А.С. Пушкин.

3.11
Дома
Дом, в котором зимой 1903-1904 гг. жил поэт А. А. Блок

Дом, в котором зимой 1903-1904 гг. жил поэт А. А. Блок

Спиридоновка ул., д. 6

Этот небольшой двухэтажный доходный дом прославил знаменитый поэт Серебряного века А. Блок. Он прожил тут с молодой женой Л. Менделеевой две недели в январе 1904 г.

3.56
Дома
Теремной дворец

Теремной дворец

Дворцовая площадь

Дворец производит впечатление драгоценного ювелирного произведения.

2.94
Дома
Городская усадьба, XIX в.:  флигель, службы, главный дом

Городская усадьба, XIX в.: флигель, службы, главный дом

Дмитровский пер., д. 3, стр. 1, 3, 4

Объект культурного наследия регионального значения "Городская усадьба, XIX в." Дмитровский (до 1922 года Салтыковский пер.) владение 3. Оно формировалось в 18 и 19 веках. Сначала в середине 18 века участок близкий к Большой Дмитровке принадлежал купцам Алекесеевым.

(Нет голосов)
Дома
Доходный дом Орловых

Доходный дом Орловых

ул. Арбат, дом 12, с1

В 1812 году княгиня Анна Шаховская разделила своё большое владение на Арбате на две части. Одну из них, восточную, княгиня оставила себе, а другую, западную, продала. Современный дом №12 стоит в восточной части владения, оставшейся у Шаховской. Здесь княгиня построила дом в два этажа.

3.28
Дома
Средняя Арсенальная башня

Средняя Арсенальная башня

Кремлевская стена

Свое нынешнее название башня получила при возведении здания Арсенала в начале XVIII века. Раньше она называлась Граненой - от расчлененного на грани фасада.

(Нет голосов)
Дома
Дом Мясоедова

Дом Мясоедова

ул. Большая Дмитровка, д. 8

Когда-то сюда пришел устраиваться сам Федор Шаляпин. Но после томительного ожидания ему сообщили, что управляющему недосуг.

3.44