От села Воробьёво до природного заказника
На месте современной смотровой площадки с середины XV века существовало село Воробьёво. Считается, что своё название Воробьёвы горы получили по фамилии владельцев этих земель — боярского рода Воробьёвых. Позднее, в начале XX века, вдоль склонов были устроены набережные: Андреевская (1901–1902 гг.) и Воробьёвская (1911 г.). С открытием навигации по Москве-реке горожане получили возможность совершать прогулки на речных трамвайчиках, любуясь живописными видами.
В 1998 году Воробьёвы горы получили статус природного заказника, а в 2013-м вошли в состав Парка Горького.
Главная смотровая площадка Москвы
Воробьёвы горы — это самый высокий из семи холмов, на которых стоит Москва. Их высота достигает 220 метров над уровнем моря, а смотровая площадка, расположенная на отметке 80 метров над Москвой-рекой, предлагает один из самых впечатляющих панорамных видов на столицу.
Современная смотровая площадка была обустроена в 1953 году одновременно со строительством Московского государственного университета (МГУ). Проектом руководил архитектор Виталий Иванович Долганов, известный своей работой над озеленением Москвы. Высота в 80 метров над рекой позволяет увидеть город как на ладони: в ясную погоду с помощью установленных здесь бесплатных биноклей можно рассмотреть даже самые отдалённые районы.
Воробьевский великокняжеский и царский дворец
Уникальный рельеф местности - высокий берег с крутыми склонами - делал это место особенно привлекательным для строительства загородных резиденций. В начале XVI века великий князь Василий III, отец Ивана Грозного, приказал построить здесь роскошную загородную резиденцию. Деревянный дворец на каменном фундаменте поражал современников своим великолепием: ажурные башенки, искусно расписанные резные ворота, приподнятые переходы между строениями с точеными балясинами. Внутреннее убранство включало изразцовые печи, стены, обитые красным сукном, многочисленные иконы в золоченых окладах. Особой гордостью резиденции была домовая церковь, украшенная с небывалой роскошью.
Вокруг дворцовых построек располагался обширный хозяйственный комплекс, характерный для богатых усадеб того времени. На территории находились: баня на каменном основании, ледники для хранения продуктов, погреба, житницы для зерна, скотный и конюшенный дворы. Особое внимание уделялось украшению территории - был выкопан пруд-садок для разведения осетров и стерляди, посажена березовая роща, где свободно паслись олени. Усадьба включала пахотные земли, фруктовые сады, сенокосные угодья и даже собственную мельницу. Все это обслуживали многочисленные дворовые люди.
Воробьёвский дворец неоднократно становился свидетелем важных исторических событий. В 1547 году, во время страшного московского восстания, именно сюда бежал молодой Иван IV, спасаясь от разъярённой толпы. Позже царь Борис Годунов часто жил в этих покоях, а первый царь из династии Романовых - Михаил Фёдорович - любил проводить здесь лето с семьёй.
В 1684 году царевна Софья Алексеевна, сестра Петра I, повелела построить на Воробьёвых горах новые "деревянные хоромы с каменным подклетом". Строительные работы велись под руководством каменщика Архипки Данилова "со товарищи". Этот дворец уже значительно отличался от прежних построек - в его архитектуре прослеживались новые веяния, предвосхищавшие петровские преобразования. Строительство завершилось к 1690 году, когда Пётр I уже вступил на престол.
Новый дворец, построенный при Петре I, стал настоящим архитектурным чудом своего времени. Двухэтажное здание в стиле "московского барокко" с крутой шатровой крышей возвышалось на краю обрыва. Его центром была просторная столовая палата с массивным парадным крыльцом. Небывалые размеры (15 м в высоту и 160 м по фасаду) и 57 просторных комнат с 4-метровыми потолками поражали воображение. Именно здесь юный Пётр увлёкся артиллерийскими забавами, положив начало своему интересу к военному делу.
После переноса столицы в Петербург дворец постепенно пришёл в упадок. В 1730-х годах по приказу Анны Иоанновны архитектор И.Ф. Мичурин создал подробные чертежи и модель дворца, пытаясь сохранить память об уникальном сооружении. В 1732-1735 гг. был построен новый дворец в стиле "петровского барокко" - именно его вы и видите сейчас на панораме, но и он со временем обветшал. Елизавета Петровна украсила подходы к дворцу регулярной берёзовой рощей, но это не спасло постройки от разрушения.
В екатерининскую эпоху на старом фундаменте установили Пречистенский дворец, перенесённый с Волхонки. До 1812 года в сохранившихся помещениях работала архитектурная школа М.Ф. Казакова. Окончательную точку в истории дворца поставил московский пожар 1812 года. В 1817 году на этом месте начали строительство Храма Христа Спасителя, но проект не был реализован. В 1901 году при прокладке водопровода обнаружили остатки древних стен, но без должных археологических исследований многие уникальные детали были безвозвратно утрачены.
Сегодня о великолепной резиденции на Воробьёвых горах напоминают лишь архивные документы, старинные гравюры и чертежи. Этот уникальный дворцовый комплекс, переживший несколько эпох, стал важной вехой в развитии русской архитектуры, отразив переход от древнерусских традиций к европейским влияниям.
Ресторан Степана Крынкина
Предприимчивый крестьянин Степан Крынкин в конце XIX века использовал панорамный вид, открывающийся с Воробьевых гор, для создания популярного ресторана.
На рубеже XIX-XX веков Воробьёвы горы, расположенные вблизи Кремля, ещё считались Подмосковьем. Местные жители сохраняли традиционный уклад, включая необычную услугу — сдачу палисадников для чаепитий. За небольшую плату гости могли отдохнуть под деревьями, наслаждаясь самоваром и свежим воздухом. В 1891 году на Воробьёвых горах открылся первый ресторан, основанный крестьянином Степаном Крынкиным. Деревянное здание стояло на холме рядом с Троицкой церковью, а хозяин лично встречал гостей у крыльца. Благодаря предпринимательской хватке и трудолюбию Крынкин превратил скромный трактир в один из самых престижных загородных ресторанов Москвы.
Рядом с рестораном располагались знаменитые Пышкинские огороды, где выращивали клубнику, артишоки, дыни и даже арбузы. Особой гордостью были хрустящие огурчики, которые солили в дубовых бочках и подавали только у Крынкина и в магазинах Елисеева. Свежие овощи и ягоды делали меню ресторана уникальным, привлекая гурманов со всей столицы.
К 1904 году ресторан расширился, предложив гостям не только изысканную кухню, но и развлечения: выступления хоров, танцовщиц и иллюзионистов. На территории появились «американские горки», зимой — катания на санях и оленьих упряжках, а на Новый год устраивали роскошные фейерверки.
В 1912 году журнал «Искры» хвалил ресторан за лучший вид на Москву, кавказскую кухню и круглогодичную работу. Для удобства гостей проложили узкоколейку с паровозиком «кукушка», а также запустили лодочное сообщение с Болотной площадью. Правда, услуги транспорта были дорогими: поездка на автомобиле обходилась в 3 рубля, а лодки — от 20 до 50 копеек.
Главной достопримечательностью ресторана стала «галдарейка» — многоуровневая терраса над обрывом, оснащённая подзорными трубами. Здесь гости любовались панорамой города, закусывая балыком и запивая водкой. Днём сюда приходили семьи, а вечером — московская богема, готовые платить за деликатесы вроде «тройной» ухи и гигантских раков.
После революции ресторан закрыли, разместив в здании библиотеку. Вскоре оно сгорело, а на месте угодий Крынкина планировали построить стадион. Лишь в 1940-х здесь снимали сцены фильма «Сердца четырёх», но память о «клубничном конкуренте Елисеева» осталась лишь в воспоминаниях и архивных заметках.
Ресторан славился не только видами, но и гастрономическими изысками. Особой популярностью пользовались стерляжья уха с расстегаями, паровые цыплята и, конечно, знаменитые раки, которых художница Валентина Ходасевич называла «огромными». По вечерам гости заказывали цыганские хоры, под чьи песни купцы нередко предавались сентиментальным воспоминаниям, разбивая рюмки в порыве эмоций.
Хозяин лично следил за обслуживанием, встречая посетителей в белой черкеске, а официанты носили нарядные поддёвки. Летом террасу украшали гирляндами из сирени, а воздух наполнялся ароматом клубники с ближайших огородов. Зимой аллеи к ресторану расчищали от снега, а для атмосферности в залах зажигали керосиновые лампы с разноцветными стёклами, создавая эффект «золотой Москвы».
В 1907 году здесь чествовали князя Сципиона Боргезе, совершившего автопробег Пекин–Москва. Сам Крынкин любил рассказывать, что Наполеон якобы любовался городом с этого же места, а теперь там «стоит стол с яствами». Фельетонисты иронизировали: после балыка и двойной водки вид на Москву казался ещё величественнее.
После смерти Крынкина дело перешло к его вдове и сыновьям, но революция 1917 года положила конец «купеческому раю». В советские годы на месте огородов планировали построить Международный Красный стадион, а от ресторана остались лишь воспоминания да цитаты в книгах Шмелёва и Ходасевич.
Строительство Главного здания МГУ
Его строительство началось после постановления Совета министров СССР от 13 января 1947 года о возведении в Москве восьми высотных зданий. Первоначально 32-этажное здание планировали как гостиницу, но затем решили передать его Московскому университету.
15 марта 1948 года вышло постановление о строительстве нового здания МГУ на Ленинских (ныне Воробьёвых) горах. Проект разрабатывали Борис Иофан, Лев Руднев и другие выдающиеся архитекторы и инженеры. Скульптурным оформлением занималась мастерская Веры Мухиной. Помимо главного корпуса, в комплекс вошли учебные здания, лаборатории и спортивные объекты.
Строительство велось ускоренными темпами: уже в 1949 году каркас достиг 10 этажей. Для обеспечения рабочей силой привлекли студентов: в 1948–1949 годах на стройке трудились тысячи добровольцев. ЦК ВЛКСМ организовал воскресники, где молодежь помогала с возведением комплекса. Впервые он был проведен 29 апреля 1951 года с участием двух тысяч человек. Для доставки материалов проложили железнодорожную ветку от станции Очаково. Она имела две станции: «Очаково-II» и «Ленинские горы» — прямо перед главным входом в МГУ. Ветку разобрали после стройки, но переезд на Мичуринском проспекте работал до 1990-х.
Главный инженер Николай Никитин столкнулся с проблемой ненадёжных грунтов. Он создал уникальный «плавающий» фундамент из бетонных коробов, заглублённых на 15 метров — ровно на объём будущего здания. Это предотвратило просадку. Также он разработал крестообразные колонны, повёрнутые на 45 градусов, что равномерно распределило нагрузку. Борис Иофан предлагал увенчать здание скульптурой Ломоносова, но в итоге установили шпиль с пятиконечной звездой. Центральная башня высотой 235 метров (со шпилем) стала композиционным ядром. По бокам расположились 18-этажные корпуса с огромными часами, термометром и барометром. Фасады украшены скульптурами и барельефами.
К 1953 году комплекс был завершён.
Торжественное открытие состоялось 1 сентября 1953 года. На строительство потратили 2,6 млрд рублей — сумму, сопоставимую с возведением небольшого города. Главное здание МГУ стало символом советской науки и архитектуры. Сегодня это не только учебный корпус, но и одна из ключевых достопримечательностей Москвы.
Главное здание — символ МГУ и Москвы. В корпусах размещены аудитории, общежития и научные лаборатории. Уникальный фундамент Никитина до сих пор предотвращает деформации.
Что видно со смотровой площадки Воробьевых гор?
Панорама, открывающаяся с Воробьёвых гор, охватывает ключевые достопримечательности Москвы:
• Лужники — стадион, построенный в 1956 году, служит главным ориентиром.
• Москва-Сити — деловой квартал с небоскрёбами, хорошо заметный слева от Лужников.
• Останкинская башня и гостиница «Украина» — узнаваемые символы города.
• Новодевичий монастырь — его колокольня выделяется среди других построек.
• Храм Христа Спасителя и Кремль — видны в центральной части панорамы.
• Шуховская башня — уникальное инженерное сооружение 1920-х годов.
• Сталинские высотки, включая здание МИД и дом на Котельнической набережной.
Это единственное место в Москве, откуда можно одновременно увидеть столько знаковых объектов и понять, как они расположены относительно друг друга.
Смотровая площадка — одно из самых популярных мест у москвичей и туристов. Здесь всегда многолюдно: фотографы делают панорамные снимки, свадебные пары выбирают это место для фотосессий, студенты МГУ (и не только они) приходят сюда на прогулки.
В последние годы инфраструктура стала ещё комфортнее: появились кофейни на колёсах, снековые автоматы, красивая ночная подсветка. В 2018 году недалеко от смотровой площадки появилась канатная дорога («Воробьевы горы» — «Новая лига» — «Лужники»).













